Через тернии к звёздам
классный час (средняя группа) на тему

Татьяна Александровна Метлина

Литературно-музыкальная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherez_ternii_k_zvyozdam.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное  государственное казённое общеобразовательное учреждение

« Московский кадетский корпус

« Пансион воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации»

                                                                               

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

«Через тернии к звёздам!»

                                                            Подготовила: 

воспитатель

Метлина Т.А.

Москва, 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Методическая характеристика темы.

2. План классного часа.

3. Ход проведения классного часа.

4. Литература.

Методическая характеристика темы

    В 2011 году весь мир отмечал 50-летие первого полета человека в космос. Это одно из величайших событий не только ХХ века, но и всей истории цивилизации. В 2014 году мы отмечаем 80-летие со дня рождения Ю.А. Гагарина, великого человека, подарившего нам мечту. Классный час ставит своей целью углубить знания воспитанниц в области покорения космоса, познакомить с некоторыми этапами жизни Ю.А. Гагарина, научить высказывать свои мысли, развивать творческие способности, внимание, память, воспитывать патриотизм.

                   ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент:

  • взаимное приветствие;
  • объявления темы, целей и задач мероприятия;
  • оглашение списка приглашенных на мероприятие.

II. Актуализация знаний учащихся (создание мотивации): 

  • вступительное слово преподавателя;
  • «Дорога к космосу»- выступление историков;
  • «Решение о полёте»- выступление инженера космической техники;
  • «Требования к космонавту»- выступление доктора медицинских наук;
  • «Подготовка космонавтов»- выступление космонавтов;
  • «Первый полёт»- видео;
  • на пороге новой эры.

III. Подведение итогов мероприятия, выводы.

Цель: формирование у воспитанниц представления об истории космических открытий и достижений в родной стране и в мире.

Задачи:

Образовательные

  • расширить кругозор воспитанниц, помочь проследить путь развития теоретического и практического изучения космического пространства;
  • расширить знания воспитанниц об истории развития космоса.

Развивающие

  • содействовать развитию у девочек умения общаться;
  • создать условия для развития у воспитанниц умения структурировать информацию;
  • развивать навыки самостоятельного мышления.

Воспитательные

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие космонавтики.

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированная технология Якиманской И.С.;

- технология коллективного творческого воспитания Иванова И.П.

Подготовительная работа:

  • Поиск информации.
  • Деление воспитанниц на рабочие группы (корреспонденты, историки и др.)
  • Создание презентации, подбор музыкального сопровождения.

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения: пресс- конференция.

Методическое оснащение занятия: презентация «Через тернии к звёздам».

Аппаратное и программное оснащение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.

Дата проведения: 11 апреля 2014 год

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

1 слайд

Чтец 1.

Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
– Ракета
Достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
– Порядок.
Как-будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.

2 слайд

 Классный руководитель. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?” Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

3 слайд

Голос  диктора: Говорит  Москва!  Работают  все  радиостанции  Советского  Союза.  Московское  время:  10  часов  2  минуты.  Передаем  сообщение  ТАСС  о  первом  в  мире  полете  человека  в  космическое  пространство.

12апреля  1961  года  в  Советском  Союзе  выведен  на  орбиту  вокруг  Земли  первый  в  мире  космический  корабль – спутник  с  человеком  на  борту.  Пилотом  космического  корабля – спутника  «Восток»  является  гражданин  Советского  Союза,  летчик  Гагарин  Юрий  Алексеевич

Чтец 2.

Автор: Леонид Вышеславский

Обычным шумом улица полна

Идет весна. Рабочий день в разгаре.

И из Вселенной радиоволна

Приносит имя русское: ГАГАРИН.

 

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка влетает,

И мать-земля, дыханье затая,

Полет героя-сына наблюдает!

 

И день обычный праздником цветет,

Вся жизнь отныне – сказочный полет,

Гигантский шаг космического века.

С победой люди! Поздравляю Вас!

 

Свершилось! Пробил долгожданный час!

Рванулось к звездам сердце человека!

4 слайд

Классный руководитель.   Мир  затаил  дыхание. Мир  слушал  голос  человека,  пролетавшего  над  океанами  и  странами,  и  люди  в  этих  странах  повторяли  Гагарин,     Юрий,    СССР.  Земля  узнала  человека,  проложившего  дорогу  к  звездам.  Простого,  обаятельного  человека -   гражданина  СССР.  Он  стал  героем  всей  Земли.  Так  появилось  слово  космонавт. 

Ведущий 1. Сегодня на классном часе мы можем узнать много нового о космических полетах, космонавтах и их биографиях. У нас присутствуют специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос. Открываем пресс-конференцию.

Ведущий 2. Представляем:
Историки( Ф.И.О. участника)

Астроном( Ф.И.О. участника)

Космонавт( Ф.И.О. участника)

Инженер космической техники( Ф.И.О. участника)

Врач( Ф.И.О. участника)

5 слайд

Корреспондент 1. Свой вопрос хочу задать историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?

Историк 1: Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал. Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский.

Историк 2. Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.

Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Взросление началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Историк 1.  Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.  Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы. Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования.

Историк 2. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги. Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый.

Историк 1. С удивлением многие узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слышал, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам.

Историк 2. Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов. Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь.

Звучит голос Циолковского

6 слайд

Историк 1. С освоением космоса связано неразрывно имя Сергея Павловича Королева – главного конструктора космических кораблей, человека. Главный конструктор, как его называли космонавты, останется главным навсегда. Когда из солнечного кома огня поднималась космическая ракета, он не был сторонним наблюдателем. В эти короткие секунды укладывалась вся жизнь его, страсть его, боль неудач и восторг перед мощью человека, и горячая волна благодарности людям, вот этим, которые тут, рядом, и которые далеко, и радость до щекотки в горле от того, что люди эти дали ему и себе это счастье – счастье победы.

Историк 2. Эти секунды были итогом озарений и ссор, итогом исчёркнутых чертежей, дикого рева испытательных стендов, итогом коротких докладов в строгих кабинетах Кремля и бессонных ночей в маленьком домике в том месте, которому люди придумали красивое нерусское имя – Байконур. Сколько раз вот так стоял он и смотрел в небо. Никто не знает, о чем он думал тогда.

7 слайд

Историк 1. Странно: ростом он был невысок, но всегда казался выше других. Говорят, Королев был крут, суров, не всегда справедлив. Рассказывают: был мягок, деликатен, ласков. Снимал напряжение анекдотом, цитировал поэтов. Вся жизнь была в работе. Никаких хобби, ни охоты, ни рыбалки. Отдыхать не умел, не был приспособлен для этого дела.

Историк 2. Он родился в ночь на 31 декабря. Через много лет астронавты Земли, летящие в своих совершеннейших звездолетах к иным мирам, будут поднимать в новогоднюю ночь тост за этого человека.

Историк 1. Да…Великое не умирает, оно остаётся людям. В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра - свершением».

8 слайд

Корреспондент 2. От запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году до первого полета человека в космос прошло 4 года. Когда было принято решение о полете и кого решили запускать в космос?

Инженер космической техники: В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Корреспондент 3. Каким требованиям должен отвечать космонавт?

9 слайд

Врач: Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Корреспондент 4. Какую подготовку должен пройти космонавт к полету?

10 слайд

Космонавт: Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.

Корреспондент 5. Ещё один очень важный вопрос. Как обеспечить благополучное возвращение космонавта на Землю?

11 слайд

Инженер: Эта проблема оказалась очень трудной. Испробовали множество вариантов. В начале остановились на конусном варианте спускаемого аппарата, потом нашли экономичный и надежный. К.П. Феоктистов, предложил использовать классический вариант – форму шара, со всех сторон одинакового для преодоления сопротивления воздушного потока и обеспечения теплозащиты космонавта. Стояла задача – как погасить огромную скорость спускаемого аппарата с орбиты до атмосферы Земли. В мае 1960г. придумали тормозную двигательную установку космического корабля. В атмосфере кабина будет гореть и тормозиться сама. Нужна была такая защитная оболочка кабины, чтобы она тем не менее могла сохранить целой саму себя и космонавта. Нашли сплав металла, сделали из него кожух для кабины, который решил и эту задачу. Ещё одна проблема: как космонавту приземляться? Наши специалисты решили на высоте 7км от земли космонавта катапультировать из кабины и приземлять на парашюте.

Корреспондент 6. Итак, все приготовления к первому полету завершены, выбор за кандидатурой космонавта. Кого отобрали к первому полету, и как проходил отбор космонавтов?

12, 13 слайд

Историк 1: Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам. В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам.

Корреспондент 7. Полет первого космического корабля с человеком на борту потряс весь мир. Хочется знать подробнее об этом дне.

14 слайд

Историк 2: Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

15 слайд

Просмотр видео «Первый полёт»

Корреспондент 8. Расскажите, что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости?

16, 17 слайд

Космонавт: Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне. А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

Корреспондент 12. А как Земля? Какая она с той высоты?

18, 19, 20, 21 слайд

Космонавт: Пожалуй, такая же, как при полете на реактивном самолете на большой высоте. Всё отлично видно. Когда пролетаешь над океаном, внизу различаешь острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно-голубом ореоле. Вспомните слова Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планете. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

Ведущий 1. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.

22 слайд

Ведущий 2. Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.

Чтец 3.

Когда последний закруглен виток,
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.

Звучит песня «Знаете, каким он парнем был!»

Литература:

  1. Т.И. Галкина «Воспитательная работа классного руководителя в 7 классах».
  2. www.zvezdniygorodok.ru
  3. news.yandex.ru/people/gagarin_jurij.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг, посвященный Дню космонавтики" для детей старшей возрастной группы "Через тернии к звездам"

Цель:Обогащение сознания детей новым содержанием, который способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Развивать познавательный...

Досуг "Через тернии к звездам", посвященный Дню космонавтики для детей старшей возрастной группы

Цель:Обогащение сознания детей новым содержанием, который способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Развивать познавательный...

Сценарий досуга «Через тернии к звёздам»…подготовительная группа

ГБОУ ИТШ им. Поповича дошкольное отделение на Балтийской подготовительная группа №3Конкурс детско-родительских проектов среди дошкольников "Мои первые открытия"Сценарий досуга  «Через тернии к зв...

конспект НОД для старшего дошкольного возраста (6-7лет) на тему:"Через тернии к звёздам"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:" Космос"...

Методическое пособие "Через тернии к звёздам"

Игровое пособие изготовлено из фетра в виде книги (Фото 1). Все детали пособия съёмные (на липучках). В книге на каждом развороте размещены задания, которые ребёнок может выполнять как самостоятельно,...

Краткосрочный проект «Через тернии к звёздам»

Краткосрочный проект «Через тернии к звёздам»...