Методическое пособие "Через тернии к звёздам"
методическая разработка (старшая группа)

Худойбердиева Гульнара Жалаушевна

Игровое пособие изготовлено из фетра в виде книги (Фото 1). Все детали пособия съёмные (на липучках). В книге на каждом развороте размещены задания, которые ребёнок может выполнять как самостоятельно, так и совместно с педагогом. На форзаце книги – два кармана для хранения деталей пособия.  Пособие эстетично и безопасно в использовании. 

Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений для разной категории детей.  Ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, но может быть использовано для более младших дошкольников, если они проявляют к этому интерес. Пособие может использоваться как с подгруппой детей, так и индивидуально, а так же ив качестве наглядного материала при организации образовательной деятельности. Кроме этого, дети могут его использовать самостоятельно в свободной деятельности. Книгу можно дополнять и другим дидактическим материалом по теме космос в соответствии с возрастом детей.  Пособие является сборно-разборным, что позволяет использовать его большему количеству детей. Оно мобильно, ребёнок может взять пособие и поиграть на ковре, или уйти в уголок уединения и полистать книгу там.

Материал, представленный в пособии, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskoe_posobie_cherez_ternii_k_zvyozdam.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД « 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Дидактическое пособие

«Через тернии к звёздам»

(для детей старшего дошкольного возраста)

                                   

Воспитатели: Худойбердиева Гульнара Жалаушевна, 1 категория

                                 Виноградова Оксана Николаевна

Тюмень, 2021

Дидактическое пособие «Через тернии к звёздам»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Книгу вместе полистаем,

                                                                                в игры разные сыграем,

                                                                        много интересного

                                                                       о космосе узнаем».

     В наше время дети имеют поверхностные знания о космосе. Данное игровое пособие поможет в игровой форме вызвать интерес детей, закрепить и систематизировать знания дошкольников о космосе.

     

     Цель – обогащение и расширение знаний детей о космосе, звёздах, планетах через различные виды деятельности.

     

     Задачи: 

  1. Сформировать и систематизировать знания о космосе.
  2. Учить детей плоскостному конструированию по образцу, по памяти, фантазируя.
  3. Учить детей составлять композицию определенного содержания из готовых фигур.
  4. Упражнять в определении пространственных направлений на плоскости и обозначать их словами вверху – внизу, слева - справа.
  5. Обогащать и активизировать в речи детей слова по теме космос.
  6. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, воображение.
  7. Развивать умение сравнивать предметы по величине, находить предмет по описанию.
  8. Закреплять навыки количественного и порядкового счёта.
  9. Побуждать детей к самостоятельности в игре
  10.  Воспитывать у детей желание помогать друг другу в выполнении задания, умение играть сообща, придумывая свой собственный сюжет.

     Ожидаемые результаты:

  1. Получат новые знания о космосе и о космическом пространстве.
  2. Научатся различать и называть планеты и созвездия.
  3. Закрепят навыки количественного и порядкового счёта.
  4. Будет развиваться внимание, память, логическое мышление, мелкая моторика пальцев рук, воображение.
  5. Расширится и активизируется словарный запас по данной теме. Дети научатся вступать в диалог, делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь. 
  6. Улучшатся взаимоотношение детей в коллективе, научатся играть сообща и помогать друг другу.

Описание пособия:

     Игровое пособие изготовлено из фетра в виде книги (Фото 1). Все детали пособия съёмные (на липучках). В книге на каждом развороте размещены задания, которые ребёнок может выполнять как самостоятельно, так и совместно с педагогом. На форзаце книги – два кармана для хранения деталей пособия.  Пособие эстетично и безопасно в использовании.  

Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений для разной категории детей.  Ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, но может быть использовано для более младших дошкольников, если они проявляют к этому интерес. Пособие может использоваться как с подгруппой детей, так и индивидуально, а так же ив качестве наглядного материала при организации образовательной деятельности. Кроме этого, дети могут его использовать самостоятельно в свободной деятельности. Книгу можно дополнять и другим дидактическим материалом по теме космос в соответствии с возрастом детей.  Пособие является сборно-разборным, что позволяет использовать его большему количеству детей. Оно мобильно, ребёнок может взять пособие и поиграть на ковре, или уйти в уголок уединения и полистать книгу там.

Материал, представленный в пособии, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.

Содержание первой страницы:

«Мы планеты посчитаем, и про них мы всё узнаем»

     Игра  «Расположи планеты по порядку»  - закрепить знания детей о солнечной системе; развивать умение сравнивать предметы по величине

     Ход игры: Воспитатель предлагает детям расположить планеты на солнечной системе в определенном порядке. Например: расположить планеты по величине в порядке убывания. Дети выкладывают планеты солнечной системы, от большей к меньшей. Расположить планеты в той последовательности, в которой они располагаются в солнечной системе. Дети с помощью считалочки располагают планеты. Дети могут посчитать планеты. Определить какая по счёту та или иная планета.

     Игру можно усложнить другими вариантами (Фото 2 ).

    Вариант 1. Игра «Найди ошибку»  - закрепить знания детей о расположении планет в солнечной системе.                                                                                                 

     Ход игры: Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет местами планеты в солнечной системе. Ребята внимательно рассматривают расположение планет и находят ошибку.  Называют планеты и возвращают их на свои орбиты. Или, педагог убирает одну из планет (несколько планет) на солнечной системе, дети находят,  какой планеты не хватает, называют её и располагают на системе.

     Вариант 2 Игра «Найди по описанию» - находить предмет по описанию, расширить и активизировать словарный  запас прилагательными и глаголами.                                                                                                                        

     Ход игры: Воспитатель описывает планету, например, «Эта планета красного цвета. Находится недалеко от планеты Земля». Ребёнок называет планету и определяет  «место» планеты в солнечной системе. Педагог может предложить детям, по очереди, выбрать любую планету и описать её, другие участники отгадывают, что это за планета и определяют её место.

     

     Вариант 3 Игра «Мой космос»  -  учить детей составлять композицию определенного содержания из готовых фигур; развивать воображение, фантазию и речь.  

Ход игры: Педагог предлагает детям придумать свой космический сюжет, используя готовые детали.  Ребята включают фантазию, воображение и  рисуют свой космос. В завершении делятся своими мыслями, чувствами, используя монологическую речь.

Содержание второй страницы:

«По лабиринту пройдём, к цели нужной мы придём»

     Игра «Космический лабиринт» -   развивать внимание, логическое и пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук.                                                                                                 

     Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать себе персонажа и найти ему пару, пройдя по лабиринту. Дети выбирают себе персонажа, проходят по лабиринту и находят нужную пару.

     Лабиринты могут быть различной сложности и конфигурации. (Фото 3)

Содержание третьей страницы:

«Логику мы развиваем и в судоку поиграем»

     Игра «Судоку» - развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

     Ход игры: Воспитатель предлагает детям выложить на игровом поле предметы так, чтобы по горизонтали и вертикали они не повторялись. Дети выполняют задание. Если ребёнок не может справиться, можно предложить другому ребёнку помочь в выполнении задания.

     Игровое поле и количество предметов может увеличиваться. (Фото 4)

     Вариант 1 Игра «Выше-ниже»  -  упражнять в определении пространственных направлений и обозначать их словами вверху – внизу, слева - справа.                                                                                                                                

     Ход игры: Дети под диктовку воспитателя выкладывают предметы на игровом поле. Например: «Положи ракету в центр, звезду справа, летающую тарелку над звездой и т.д.). А также дети могут самостоятельно играть в эту игру, где роль педагога берёт на себя ребёнок, давая инструкцию другим детям.

Содержание четвёртой страницы:

«Мы пойдём по космосу гулять и планеты новые искать»

     Игра «Звёздный  путь» - закреплять навыки счёта; умение играть сообща,

     Ход игры: Дети выбирают персонаж, по очереди кидают кубик и передвигаются вперёд по звёздам в соответствии с выпавшим количеством точек на кубике. Выигрывает тот, кто добирается первым.

     Количество игроков может увеличиваться. (Фото 5)

     Вариант 1 «Путешествие по космосу» - развивать слуховое внимание, воображение, связную речь; воспитывать у детей желание помогать друг другу в выполнении задания, придумывая общий сюжет.

     Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать себе персонажа. Придумать ему имя и отправиться с ним в путешествие по космосу. Продвигаясь вперёд по звёздам в соответствии с выпавшим количеством точек на кубике, дети придумывают истории про космос, дополняя каждый раз своим предложением. Ребёнок продолжает историю предыдущего до тех пор, пока не пройдут весь звёздный путь. Например; Мася и Вася прилетели в космос. Прилетели они на ракете. Им стало любопытно,  и они пошли гулять. По пути они встретили инопланетян и т.д.

Содержание пятой страницы:

«Ракету собираем и в космос улетаем»

     Игра «Собери пазл» - развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

     Ход игры: Педагог предлагает детям собрать пазл. Ребята из предложенных деталей собирают пазл.

     Вариант 1 Возможно усложнить игру, установив таймер (песочные часы). Дети по очереди, на время собирают пазл. Картинки пазла могут меняться по теме и увеличиваться количество деталей пазла. (Фото 6)

Содержание шестой страницы:

«Созвездия мы соберем и на небе их найдём»

     Игра «Созвездия» -  учить детей плоскостному конструированию по образцу, по памяти, фантазируя.

     Ход игры: Воспитатель показывает созвездие, называет его. Ребёнок на выбор,  по образцу,  размещает брусочки, создавая созвездие на плоскости.

В дальнейшем ребёнок составляет созвездие по памяти, воспитатель только называет его. Или может придумать своё созвездие и дать ему название.                                              

     Вариант 1 Игра «Кто быстрее»

     Ход игры: Воспитатель вызывает двоих детей, дает задание собрать созвездие, или одно и то же, или разные. Дети должны справиться с заданием как можно быстрее.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
  2. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду// Умственное воспитание дошкольника/ под ред. Н.Н. Подьякова. – М.: 2000. 0 263 с.
  3. Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. – М.: ТЦ Сфера, 2011, - 145 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Тема: «Лепка по представлению «Морские звёзды»

Вызвать интерес к лепке морских звёзд по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приёмов лепки....

Через тернии к звёздам

Литературно-музыкальная композиция...

методическая разработка сценария образовательного мероприятия по физическому развитию и формированию устойчивых навыков ЗОЖ "Быть здоровыми хотим, в космос к звёздам полетим"

методическая разработка конспекта интегрированного занятия по лего-конструированию для детей подготовительной к школе группы...

Сценарий досуга «Через тернии к звёздам»…подготовительная группа

ГБОУ ИТШ им. Поповича дошкольное отделение на Балтийской подготовительная группа №3Конкурс детско-родительских проектов среди дошкольников "Мои первые открытия"Сценарий досуга  «Через тернии к зв...

конспект НОД для старшего дошкольного возраста (6-7лет) на тему:"Через тернии к звёздам"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:" Космос"...

Методическая разработка. План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Через Музыку к Звёздам или Приключения Маленького Принца»

На примере данной работы показано использование элементов музыкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста....

Краткосрочный проект «Через тернии к звёздам»

Краткосрочный проект «Через тернии к звёздам»...