« Приобщение детей к национальному наследию русской православной культуры»
методическая разработка на тему

Иванова Ольга Анатольевна

Самое важное время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребенка в возрасте до 6-7 лет подобна мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность.

После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_no2.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. 

Когда надо начинать воспитание?

Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того, как ребенок растет, мы должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача взрослых  — развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу.

 Педагогическая психология нас учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет.

Мнения часто расходятся в вопросе о возрасте, когда следует приступать к воспитанию детей. Некоторые родители считают, что после появления на свет ребенок долгое время нуждается только во внешнем уходе. Они смотрят на него, словно на забавного котенка, не восприимчивого к духовным воздействиям, полагая, что до 2-3 лет разум ребенка еще не развился к усвоению духовных предметов.

Такой взгляд ошибочен и противоречит как науке, так и христианскому учению. Психология установила, что ребенок восприимчив ко многому с самого рождения. По сравнению одного ученого, душа ребенка подобна чувствительной кинематографической ленте, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Ребенок еще лежит в колыбели, а душа его уже накапливает впечатления, улавливает звуки, взгляды, интонации голосов и даже душевное настроение родителей. Из всех этих впечатлений, помимо его разума, непрерывно формируется подсознание ребенка. И все, что он воспринимает день за днем, становится частью его личности, и тогда уже никакими способами эти впечатления не изгладишь.

Итак, самое важное время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребенка в возрасте до 6-7 лет подобна мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность.

После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.

Кроме того, современная психология пришла к выводу, что такое подсознательное впечатление в раннем детстве, имеет большое значение для последующего развития человека. Например, некоторые душевные заболевания взрослых людей объясняются болезненными впечатлениями раннего детства. Вот почему мы должны помнить, что к первым впечатлениям детей надо подходить с величайшей бережностью, потому что с момента рождения в нем начинает формироваться не только тело, но и душа.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Цель духовно – нравственного воспитания

Духовно – нравственное воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.

Так как человек состоит из тела и души, то ребенок нуждается не только в телесном питании, но и в духовном. Если ребёнка ограничивать только физическим питанием и пренебрегать духовным, он вырастает «чадом тела», бездуховным рабом своих плотских желаний.

Так как человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, то очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого мы должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Причем очень важно привить любовь к Богу в самом раннем возрасте, раньше, чем ребенок утратит свою духовную восприимчивость. В православном воспитании в работе многих дошкольных учреждений используется « Программа православного воспитания детей дошкольного возраста» целью, которой является:

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  •  Формировать общечеловеческие ценность у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к национальному наследию русской христианской культуры.
  • Воспитание  духовно – нравственной личности.
  •  Расширение кругозора детей, любознательности, эмоциональной отзывчивости.
  •  Формирование русского менталитета на основе традиций православной культуры.

Задачи духовно – нравственного воспитания

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Роди не на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Формировать всесторонне развитую, интеллектуальную личность ребёнка.

5 Познакомить детей с историческим наследием христианской культуры – преданиями Ветхого и Нового завета.

6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Направления работы с детьми.

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
    2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
    3. Культурно- познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
    4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

5. Работа с семьёй.

Предлагаемый курс содержания работы с детьми  включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем рассказывает крепость?»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».

«Мир вокруг нас»

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - весна»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».

«Дерево добра»

«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость", «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; "Послушание и непослушание" «Братья и сестры»; "О дружбе и друзьях" верность»; «Кто мой ближний?»; "Жадность и щедрость"; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; "Совесть"; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; "Осуждение, смирение" «Зависть»; "Милосердие, сочувствие" «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; "Память"; «Предательство»; "Прощение"; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство».

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах»

Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Псковского края, русского государства.

Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь»: «История возникновения родного города»; «Герб города»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы (города, в котором мы живем).

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол?»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» («Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой блаженный Василий», «Святой преподобный Нестор», «Святые Антоний и Феодосии Киево-Печерские»). «Святые покровители г. Печоры» («Святой преподобномученик Корнилий», «Святой преподобный Марк», «Святой преподобный Иона», «Святая праведная Васса», «Святой преподобный Лазарь»).

«Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).

«Православная культура»

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».

«Хозяева и хозяюшки»

На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

В процессе целенаправленной деятельности перед детьми открывается путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращая их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, дети учатся видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного);  начинают понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, что способствует к развитию творческой личности ребенка.

Ребёнок учится  видеть в себе движения к добру и злу и различать их, у него возникает желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формируется христианское отношение к ближним.

Дети узнают историю православных праздников, традиции отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, принимают участие в подготовке и проведении  календарных праздников, познают их жизненный смысл.

Воспитывается уважение и любовь к православным традициям своего народа; стараются подражать благим образам.

И самое главное это воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, дети понимают свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.

 

Главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Литература:

1. «Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом «Воспитание дошкольника»

2. Программа православного воспитания дошкольного возраста  2003г.  Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви .

 3. Книга: С.С.Куломзина. Наша Церковь и наши Дети. - М.: "Мартис", 1994г.

4. Журнал « Православие и Мир» статья «Церковь и наши дети».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам православной культуры

Данный опыт работы показывает значение педагогического труда в развитии у дошкольников интереса к истокам народной, православной культуры. Автором затронуты вопросы формирования внутреннего мира, нрав...

ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры»

В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с отечественными православными традициями утрачен. Дискредитация  социального института семьи привела к тому, что молодое поколени...

Приобщение дошкольников к традициям православной культуры

В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение маленького человека к традициям русской православной культуры....

"Приобщение дошкольников к традициям православной культуры" статья

В статье расрывается роль православных традиций в формировании социальных ценностей обучающихся и ведение работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...

Приобщение дошкольников к традициям православной культуры

В статье раскрывается роль православных традиций в формировании социальных ценностей обучающихся и ведение работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...