План работы по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальным традициям и культуре татарского народа»
материал (младшая группа)

Хайруллина Ригина Валентиновна

План работы по самообразованию 2019/2020 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx60.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад №6 «Жар-птица» г. Альметьевск

План работы по самообразованию

на 2019/2020 учебный год

воспитателя первой младшей группы «Звездочки»

Хайруллиной Ригины Валентиновны

Тема: «Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальным традициям и культуре татарского народа»

Направление: эмоционально-личностное

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Цель: Создание условий для воспитания у детей патриотических чувств к национальным традициям и культуре татарского народа посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края.
  2. Познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой

деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.

  1. Развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.  
  2. Совершенствовать речь, ее звуковую культуру и интонационный строй,  активизировать словарь ребенка.

Пояснительная записка

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Театр - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.

Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у детей отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширять и углублять знания об окружающем мире, развивать психические процессы (внимание, память, воображение, эмоционально-волевую сферу.

Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием татарского народа, формирование любви к фольклору, традициям народных праздников. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.

         Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми

2019-2020 уч. год

Период

Тема

Цель

Содержание

Ноябрь

Калейдоскоп татарских народных игр

Приобщение детей к национальной культуре татарского народа.

  • Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Ловишки», «Спутанные кони»
  • Игра «Кем юк»
  • Пальчиковая игра «Теремкәй»
  • День татарских народных игр

Декабрь

В гости к нам пришла Алсу

Познакомить детей с разными видами театра и атрибутами для показа.

  • Аппликация на полоске с использованием узоров из татарского орнамента   (колокольчики)
  • Сюжетно-ролевая игра  «В гости пришла кукла Алсу»
  • Аппликация «Коллективная работа «Коврик» (по мотивам народной татарской вышивки)
  • Дидактическая игра «Составь узор», «Назови элемент»

Январь

Татарская национальная одежда (мужская и женская)

Художественное творчество

Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (күлмэк, калфак, читек) костюмов.

Знакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества: характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта.

  • Беседа с рассматриванием иллюстраций «Татарская национальная одежда, обувь, головные уборы»
  • Рисование. Украшение фартука татарским национальным орнаментом
  • Чтение стихотворения «Калфак» Р. Валеевой
  • Дидактическая игра «Для каждой куклы подбери свой костюм»

Февраль

Устное народное творчество

Знакомство детей с малыми жанрами татарского фольклора.

Познакомить детей с пословицами, как формой выражения народной мудрости.

Знакомство с татарскими народными сказками.

Слушание татарских мелодий.

  • Проведение праздника «Нәүрүз»
  • Развлечение «Путешествие в театр»
  • Прослушивание песни «Бабочка», муз. Д. Файзи
  • Дидактческая игра “Из какой сказки картинка”
  • Разучивание стихотворения Г.  Тукая «Кызыклы шәкерт» – «Забавный ученик»

Март

Мин артист булам

Дать детям представление о театре. Вызвать у детей интерес к театральной деятельности.

Способствовать созданию у детей радостного настроения, развивать воображение и способности к творчеству.

  • Детско-родительская мастерская «Минем театр»:    изготовление декораций
  • Игра-драматизация: «Аюда кунакта»
  • Лепка «Йомры икмәк»
  • Инсценирование сказки «Бүре һәм җиде кәҗә бәтие»
  • Фотовыставка «Малыши-артисты»

Апрель

Творчество поэтов и писателей Татарстана

Познакомить с творчеством татарских писателей.

Расширить представление детей о татарском народе.

  • Чтение произведений, рассматривание портретов, беседа о жизни и творчестве писателей, поэтов
  • Рассказывание детям сказки А. Алиша «Два петуха» с использованием кукольного театра
  • Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк»
  • Сюжетно-ролевая игра «Шофёр» по сюжету стихотворения Д. Тарджеманова «Маленький шофёр»

Май

Гаилэ театры

Привлекать родителей к активному участию совместно с ребенком в играх-инсценировках

  • Конкурс семейных театров на татарском языке «Без театр яратабыз»
  • Драматизация сказки «Йомры икмәк» на татарском языке.
  • Драматизация  стихотворения Г. Тукая «Забавный ученик»

Работа с родителями

Месяц

Тема

Ноябрь

  • Анкетирование родителей «Любите ли вы театр?»
  • Консультация: "Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками"

Декабрь

  • Подготовить вместе с родителями выставку рисунков на тему «Любимый герой из татарских мультфильмов»
  • Изготовление совместно с детьми атрибутики к флешмобу «Знакомьтесь, это я»

Январь

  • Мастер-класс для мам «Калфак из обычной салфетки»

Февраль

  • Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?»
  • «Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап

Март

  • Подарки и поздравления мамам ко Дню 8 марта
  • Консультация: «Татарский народный фольклор в воспитании дошкольников»

Апрель

  • Консультация для родителей: «Милли тәрбия бирү үзенчәлекләре»
  • Литературный флешмоб «Без Тукай оныклары»

Май

  • Мастер-класс для родителей «Создание и монтирование видеофильма в домашних условиях  на смартфоне»
  • Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуры»
  • Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках

Анкета для родителей

Тема:  «Любите ли Вы театр?»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей с искусством театра.

  1. Как Вы относитесь к театральному искусству?_________________________

______________________________________________________________________

  1. Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?_____________

_______________________________________________________________________

      3. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?________________

_______________________________________________________________________

      4. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?_______________________________________________

       5. Какой вид театра Вам нравится больше всего:

- кукольный;

- настольный;

- театр семей;

- театр марионеток;

- опера и балет;

- музыкальный театр;

- другой.___________________________________________

        6. Что Вы знаете о театрах нашего города?________________ _______________________________________________________________________

        7. Как Вы относитесь к возможности организации семейного театра?_________________________________________________________________

        8. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:

- изготовление кукол;

- пошив костюмов для театральных постановок;

- изготовление декораций;

- изготовление афиш, пригласительных билетов и т.д.;

- личное участие в постановках.

Благодарим за сотрудничество!

Консультация для родителей

«Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками».

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.

Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия, позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически.

Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны, детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой – дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младшего поколения.

Анализ формы и содержания народных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи её национальной и интернациональной сторон.

Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.

Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.

На основе народных игр мы знакомим с особенностями жизни своей республики, своего народа.

История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.

До Великой Октябрьской социалистической революции татарские народные игры были мало изучены. Даже в работах Е. А. Покровского нет почти никаких сведений о татарских играх. Описание некоторых татарских игр можно встретить в работах К. Фукса, П. Знаменского, А. Риттиха и других.

Большой вклад в собирание, описание и исследование татарских народных игр в Советское время внесли Н. Исанбет, Х. Гатина, Н. Семёнов, Я. Ханбиков.

По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В татарских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгания, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой, с метательными орудиями, игры с мячом, палками, игры с костями или камушками, домашние игры, зимние игры-забавы.

Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» («Баба-яга»), «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные): «Минлебай», «Курсэт эле, ускэнем» ("Покажика мне дружок"); подвижные игры «Унике таяклы»(«Двенадцать палочек»), «Эбэк», «Качышлы»(«Догонялки») и другие.

Игра «Молчанка» присутствует у всех почти народов, так и у татар, есть игра «Кап, та коп». Тому, кто не выдержит и засмеётся, назначают фант и предлагают исполнить танец или песню. Игра «Уголки» - «Дурт почмак». Водящий старается занять свободный уголок, пока играющие перебегают.

Прежде, чем вводить в занятие сюжетную народную игру необходимо детям рассказать о жизни народа, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.

У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «Прятки»«Ловилки»«Снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «Праздник плуга». Сабантуй – это массовое гуляние, и конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом, бои на бревне – имеют ярко выраженный развлекательный характер.

Любимыми играми у татарского народа являются подвижные игры. Они широко доступны людям самого разного возраста.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, и в конечном итоге – сближению и взаимообогащению национальных культур.

Включение в занятие преимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведение занятий на их основе показали прежде всего активизацию отношений детей к занятиям по физической культуре, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение интереса к занятиям по обучению татарскому языку, способствовали быстрому запоминанию татарских слов и обогащению пассивного и активного словаря. Известная игра «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены»).

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай!

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

Правила игры:

• бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

• бегущие не имеют права задевать других игроков;

• водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, то запятнанный должен бежать вправо.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть в народные игры активно и самостоятельно. Впечатления детства образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности, а также формируют гармонически развитую, активную личность.

Использованная литература:

1. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР.- Москва: Просвещение, 1989.

2. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов СССР.- Москва: Физкультура и спорт, 1985.

3. Новицкая М. Ю., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть.- Москва: Просвещение, 1995.

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста:

как научить любить Родину?»

Патриотические чувства надо прививать детям с младшего дошкольного возраста.

Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты, и события. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств у дошкольников происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям  начальные  знания  о  Родине, представления  о  нашей  стране, родной  семье, родном  городе, природе, народе, обычаях ,истории, культуре.

Родная  семья.

Мир  ребёнка  начинается  с  его  семьи, впервые  он  осознаёт  себя  человеком-членом  семейного  сообщества. У них воспитываются   гуманные отношения  к  своим  близким, уточняются  представления  детей  о  занятиях,  об  именах  близких  людей,  о  семейных  историях, традициях. Проводить  беседы  к  пониманию  того,  что  семья-это  мама,  папа, дети, бабушка, дедушка.  В  семье  все  друг  друга  любят: старшие  заботятся  о  младших, младшие  стараются  помогать  старшим. Обратить  внимание  на  то, что  у  каждого  члена  семьи  есть  свои  обязанности: мама  готовит ,гладит…, папа  ремонтирует  бытовую  технику и.т.д. Рассказывать ребенку где и кем вы работаете, чем занимаетесь на работе. Очень важно познакомить ребенка с историей его семьи. Рассказать ему о том кем были его бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Большую роль здесь будут играть семейные фотоальбомы. Если в семье есть люди, имеющие государственные награды, ребенку нужно непременно рассказать о них. Таким образом, вы воспитываете гордость за свою семью.

Родной  город.

В  младшей группе  детям  ещё  трудно  представить  себе  город, потому  что  их  жизнь  в  основном  ограничивается  тем  микрорайоном, где  они  живут. Поэтому, прежде  всего  знакомить  детей  с  близлежащими  улицами (обратить  внимание  на  то, что  улиц  много, каждая  имеет  своё  название, у  каждого  дома  есть  номер, что  подводит  к  необходимости  знать  свой  домашний  адрес). Рекомендуем обращать  внимание  детей  на  всё положительное, что  происходит  вокруг — построили  новый  магазин, посадили  деревья  и.т.д.  Особое  внимание  необходимо  обратить  на  труд людей  по  благоустройству  города - это  работа  дворников, мусороуборочных машин, посадка  зелёных  насаждений  и. т.д.  Постепенно  дети  начнут  понимать, что  они  тоже  жители  города  и  могут  что-то  сделать, чтобы  их  родной  город был  красивым  и  чистым.

Также  рекомендуем  знакомить  детей  с  достопримечательностями  родного города.  Это  может  быть  центр  города, откуда  начинается  история, площадь, собор  и.т.д. Основная  задача-показать  красоту  родного  города  и  вызвать  восхищение  детей. Необходимо  дать  детям  понятие  город  и  село(деревня). Рассматривание  герба  города, иллюстраций,  фотографий, чтение  стихов  о  городе, экскурсии  по  городу.  Так  воспитывается  гордость  за  свою  малую  родину, желание  сделать её  лучше.

Родная  природа.

Любовь  к  родной  природе-одно  из  проявлений  патриотизма. При  ознакомлении  с  родной  природой  дети  младшей  группы  получают сначала элементарные  сведения  о  природе  участка  детского  сада, затем  краеведческие сведения  о  природе. 

Родная  страна.

Основная  задача  в  работе  по  знакомству  детей   с  родной  страной – вызвать у  них  чувство  восхищения  и  восторга красотой  своей  Родины.

Детей  знакомим  с  государственными  символами  гербом, флагом, гимном. Рассматриваем  иллюстрации  с  изображением  лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая  этим , что  наша страна  красивая  и  большая.

Родная  культура.

Очень  важно  привить  детям  чувство  любви  и  уважения  к  культурным  ценностям  и  традициям  своего  народа.  Очень  важно  знакомить  детей  с  устным  народным  творчеством: сказками, былинами,  потешками,  праздниками  и  обрядами, народным  декоративно-прикладным  искусством. Формировать  у  детей  общие  представления  о  народной  культуре, её  богатстве  и  красоте. (Рекомендуем  приобщать  детей  к культуре, рассказывать  им    народные  сказки( привлекать  их  к  тому, как  одеты  герои  сказок), послушать   народные  песни, заучивание народных  потешек, знакомить  с  предметами  народно-прикладного  искусства.  Тогда  дети  получат  представления  о родине, как  о  стране  большой  и  красивой. Это  вызывает  чувство  любви  и  гордости  за  свою  страну  и  свой  народ.

Как  бы  не  менялось  общество, воспитание  у  подрастающего  поколения любви к  своей  Родине, гордости  за  неё  необходима  всегда!

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

У дошкольников нужно воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину, а также гордость за историческое прошлое своей страны.

Уважаемые родители, помните, для ребенка, именно вы – пример для подражания. Как вы относитесь, друг к другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине, так и ваши дети будут воспринимать окружающий мир.

Наша с вами задача — воспитать настоящего патриота своей Родины, который будет ценить, хранить и уважать переданный ему опыт!

 

Консультация для родителей

«Татарский народный фольклор в воспитании дошкольников

В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма и интернационализма, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость к прекрасному.

Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. Фольклор может использоваться в воспитательно-образовательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

На современном этапе главная задача воспитания дошкольников средствами фольклора – обратить внимание на народную музыку, искусство, досуг наших предков, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Народный фольклор, изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

В воспитании дошкольников хорошо используется татарский детский фольклор. При отборе фольклорных произведений надо опираться на следующие принципы:

1.Доступность содержания детям дошкольного возраста;

2.Познавательная и нравственная значимость;

3.Возможность формирования на их основе умения “чувствовать” окружающий мир.

Организуя знакомство с татарским фольклором, реализуются следующие задачи:

1.Уделять особое внимание формированию связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность по средствам малых фольклорных форм;

2.Формировать предметно-игровую среду для активизации познавательно-творческой деятельности.

Фольклор играет важную роль в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, а так же воздействует на познавательную активность, формирует духовно-нравственную основу.

Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста: воображения, творчества, символического мышления (которое и станет основой изучения математики, компьютера, языков, социальных навыков, эмоций и т. д. Таким образом, в нашу задачу как воспитателя татарского языка входит обеспечить ребенку условия, в которых развивалась бы игра. Через народные игры ребенок развивается не только творческий, но и физический.

Детям очень нравятся народные игры как: “Алтын капка”, “Түбәтәй”, “Яулык”, “Чума үрдәк, чума каз”, “Ал кирәк, гөл кирәк”, “Чүлмәк вату” и др.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, которые забавляют и радуют его. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается и дольше сохраняется в памяти. Поэтому, в работе с детьми нужно читать наизусть колыбельные песенки, потешки, диалоги, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Большинство потешек и прибауток создавалось в процессе труда и быта в природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. Потешки и прибаутки, пальчиковые игры, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, пословиц, загадок, песен, сказок и. т. д. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. А знание и использование примет в повседневной жизни помогают детям развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

Пословицы и поговорки доступны в основном детям старшего дошкольного возраста.

На занятиях часто используем татарские пословицы и поговорки о труде, о честности, дружбе, доброте. Например, «Дружба и братство – дороже богатства», «Дружба в делах помощница» и т.д. Умело подобранные и примененные в соответствующей обстановке, ситуации – пословицы и поговорки оказывают влияние на воспитание у детей любви и уважения к национальным традициям татарского народа: формирует у них чувство товарищества, честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствуют развитию речи детей.

Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Знакомим детей с бытовыми сказками и сказками о животных: «Саран и юмарт», «Хвосты», «Три дочери» и т.д.; с замечательными сказками основоположника татарской детской литературы Г.Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка о козе и баране». Мораль этих народных произведений – торжество находчивости, смелости, отваги – доступна пониманию детей. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев.

Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и с животным миром. Татарские народные сказки глубоко оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Бедняк и два бая», «Гульчечек» и др. Много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа («Гульназек», «Зилян», «Портной», «Бесенок и медведь» и др.) Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Татарские сказки, как и сказки других народов, в основном подразделяются на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные. Для детей младшего и среднего возраста доступны и понятны в основном сказки о животных и бытовые, для старшего дошкольного возраста интересны сказки волшебные.

При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой следует объяснить им, что у каждого народа есть свои сказки. При чтении сказок следует обращать внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа.

Перед чтением или рассказыванием нужно пояснять детям незнакомые слова, которые могут встретиться. Часто это исконно национальные изречения. Например, «караван бащи», «мулла», «визирь», «саран», «юмарт» и другие. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежности одежды народа: «калфак», «читек», «чулпы» и т. п. Кроме словесного объяснения значения этих слов на русском языке полезно показывать детям иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а также отдельные предметы быта (покрывала или полотенца, украшенные тамбурной вышивкой, посуду, расписанную национальным орнаментом и др.). Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни, быте народа в далекие прошлые времена.

Следует обращать внимание детей на интересные и своеобразные концовки народных сказок. Часто они носят шутливый, юмористический характер, со смысловым смещением соотношений действительности, что дети старшего дошкольного возраста очень хорошо подмечают. К примеру: «И я на той свадьбе был, мед из пустого ковша пил», «Сегодня я к ним ходил, вчера назад пришел», «Я у них сегодня был, вчера вернулся. Поиграл, поплясал, поел-попил, усы намочил, а в рот не попало!»

В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра и фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы (одежда персонажей, украшенная татарскими узорами, предметы быта, выполненные по народным мотивам) вызывают дополнительный интерес к сказке, способствуют наглядному представлению ее национального колорита.

При чтении сказок уместно и нужно знакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко иллюстрирующими на конкретных примерах взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующихся звуков, красоту и богатство родного языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа.

          На основе фольклора формируется кругозор ребёнка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание. Умело, подобранные пословицы и поговорки учат морали нашего общества, передают веками накопленные знания.

Татарские народные праздники занимают центральное место при знакомстве детей с народным фольклором. В этих праздниках заложено все хорошо избранное с татарского фольклора. Через народные праздники дети знакомятся с бытом, традициями, играми, песнями татарского народа. («Сөмбелә”, “Нардуган”, “Кагра боткасы”, “Нәүрүз”, “Сабантуй”)

Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяют словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Так же фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей детей, побуждает к подражанию, совершенствует ум и облагораживает сердце ребёнка.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толерантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.

Милли тәрбия бирү үзенчәлекләре

Булмаган кыйммәт мираска – милли тәрбия кануннрына әверелгән. Кешенең табигать биргән мөмкинлекләрен үстерү, теге яки бу җәмгыять үзенчәлекләренә туры килгән шәхес формалаштыру, кешегә үз максатларына ирешүгә ярдәм итү системасы – тәрбия бирү барлыкка килгән. Тәрбия бирү рәсми рәвештә кабул ителгән концепция һәм программа нигезендә алып барыла. 

Милли тәрбия бирүнең эчтәлеге, нигездә, өч өлештән тора, дип әйтергә була. Беренчесе – балаларга гомумкешелек кыйммәтләренең асылын аңлату һәм аларның бу кыйммәтләрне тануына ирешү. Икенчесе – балаларда гомумкешелек сыйфатларын формалаштыру. Өченчесе – балаларның татар милләтенең төп сыйфатларына ия булуларына ирешү. 
Күп төрле чыганакларда күрсәтелгәнчә, нигездә, гомумкешелек кыйммәтләре түбәндәгеләрне үз эченә ала: 

1. Тормыш һәм сәламәтлек кыйммәте. Кешеләр һәрвакыт күмәкләшеп яшәгәннәр. Алар, үзара бәйләнешләрне ныгыту өчен, яшәү кагыйдәләрен булдырганнар. Җир йөзендәге һәр халыкның үзенә генә хас яшәү кануннары барлыкка килгән, милли тәрбиягә нигез салынган. Милли үзенчәлекләр тарихи һәм хрономик ландшафт факторларына бәйле рәвештә формалашкан, дип саный галим Л.Н.Гумилев. Дин барлыкка килгәннән соң, кешеләр дин кануннарына да буйсынган. Дәүләтләр барлыккка килгәч, дәүләтнең рәсми рәвештә каҗул ителгән кануннары нигезендә яшәү тәртибе кергән. Һәр дәүләтнең, халыкның, шул исәптән, татар халкының да, язылган яки язылмаган, рәсми рәвештә кабул ителгән яки ителмәгән яшәү кагыйдәләре булган, алар, еллар узу белән камилләшеп, буыннан буынга тапшырылган.

2. Гаилә кыйммәте. 

3. Милли кыйммәтләр. 

4. Белем һәм бәйсезлек кыйммәте. 

5. Талант һәм сәләт кыйммәте. 

6. Халыкара һәм милләтара бәйләнешләр кыйммәте. 

Җир йөзендәге барлык халыклар өчен уртак гомумкешелек сыйфатлары кабул ителгән: 

- намуслылык, вөҗданлык;

 - кешелеклелек, шәфкатьлелек, мәрхәмәтлелек; 

- кайгыртучанлылык; 

- хезмәт ярату;

 - милләтара дуслык;

 - милләтпәрвәрлек. 

Югарыда санап кителгән тәрбия бирү юнәлешләрен уңай педагокик шартларда гына тормышка ашырыра мөмкин. Уңай педагокик шартларга түбәндәгеләрне кертергә була: 
• Тәрбия бирүдә җәмгыятьтә барган иҗтимагый – икътисадый тормыш үзенчәлекләрен искә алу. 
• Тәрбия бирүгә катнашы булган һәр кешенең бу процессны уңышлы оештыру өчен хәзерлеген тәэмин итү.

• Балаларны тәрбияләүне бары тик аларның үзләренең актив катнашында, үз – үзен тәрбияләү шартларында алып барырга. 

• Тәрбия эшен алып бару өчен матди база һәм балаларның яшь үзенчәлекләрен искә алган эш формаларының кулланылуы. 

• Тәрбия эшендәге уңышларга, алга китешкә, тәрбия дәрәҗәсенең чын хәленә даими анализ ясарга, шуннан чыгып киләчәктәге эшчәнлекне билгеләргә. 

Милли сыйфатлар формалаштыру – тәрбия бирүнең әһәмиятле өлеше. Милли сыйфатларга түбәндәгеләрне кертергә мөмкин: 

1. Үзеңне милләт вәкиле итеп тану. Бу катлаулы психологик тойгыны формалаштыру милли үзаңны тәрбияләүгә бәйле. Милли үзаң милли культураның эчтәлеген белүгә һәм аңлауга нигезләнә. Аның үсеше туган телне үзләштерү белән аерылгысыз бәйләнгән. 

2. Милләт тойгысы һәм милли горурлык хисе – беренче сыйфат белән тыгыз бәйләнгән. Милләт һәм милли горурлык хисе беренче чиратта кешеләрнең тарихына, милләтнең үткәндәге уңышына, милли мәдәниятенә, теленә, диненә, милләтнең бөек шәхесләренә хөрмәт рәвешендә чагылыш таба. Горурлык хисе барлыкка килсен өчен, үз милләтеңнең тарихтагы урынын, аның башка милләтләрдән аермасын һәм үзенчәлекле якларын, милләттәшләре тарафыннан дөня күләмендәге фән, сәнгать, мәдәният һәм башка өлкәләргә керткән өлешләрен белү кирәк. 

3. Туган телеңне камил белү, бу телдә аралашу, аны пропагандалау, мөмкин булганда, аны башкаларга өйрәтү. Туган тел – милләтнең төп билгеләренең берсе, милли яшәешнең төп шарты. Тел язмышы милләт язмышы белән тыгыз бәйләнгән.Әгәр дә бала туган көненнән башлап гомере буенча ана теле дөньясында булмаса, аның белән бергә яши алмаса, бу әһәмиятле милли сыйфатның көчле уңай йогынтысыннан мәхрүм булачак. Адәм баласын бу әһәмиятле , изге юлга бастыруны укытучылар хезмәтеннән башка күз алдына да китереп булмый. 

4. Татар халкының гореф – гадәтләрен, йолаларын тану һәм үтәү. 

5. Үз милләтеңнең тарихын белү, аны саклау һәм хөрмәт итү.

6. Үз милләтеңнең музыка, рәсем сәнгате, мәдәният казанышлары белән таныш булу. 

Милли тәрбия бирүдә татар халкына хас булган уңай сыйфатларны искә алу, аларны тагын да үстерү һәм ныгыту әһәмиятле. Хезмәтне, шул исәптән, сәүдә хезмәтен ихтирам итү, җыр – музыка ярату, ярдәмчел,кунакчыл,чисталык ярату, тырыш булу – татар халкының күркәм сыйфатлары. 

Шул ук вакытта милли тәрбия бирүнең эчтәлеген билгеләгәндә, татар халкында очрый торган көнчелек, коллык психологиясе, урынсызга кешегә ярарга тырышу, җитәкчеләрдәге тәккәберлек, таркаулык, үз-үзеңә артык ышаныч кебек сыйфатларның барлыкка килүен кисәтү кирәклеген дә истән чыгарырга ярамый. 

Милли тәрбиянең эчтәлеге ачыкланганнан соң аны тормышка ашыру юллары билгеләнә: 

             • Милли мохит булдыру.

 • Укыту планына кертелгән барлык фәннәрнең, факультатив дәресләрнең милли тәрбия бирүдәге мөмкинлекләрен ачыклау һәм шул юнәлештә эзлекле эш алып бару. 

 • Сыйныфтан тыш чараларны милли тәрбия бирү максатында файдалану.

 • Милли тәрбия бирүнең матди базасын булдыру.

 • Милли тәрбиягә катнашы булган һәр педагогның, әти -әниләрнең белемнәрен даими камилләштерү. 

 • Милли тәрбия бирүнең конкрет уку йорты шартларында җайлаштырылган концепциясен һәм программасын булдыру.

 Югарыда саналган педагогик шартлар, башка факторлар белән бергә тирән белем һәм күнекмәләргә, милли сыйфатларга ия булган, кызыксынучан, яңялыкка омтылучан, камил шәхес тәрбияләргә ярдәм итә.

Работа с педагогами

Месяц

Тема

Декабрь 2019 г.

  • Анкета-опросник для выявления знаний педагогов о традиционной народной культуре

Февраль 2020 г.

  • Сообщение на тему: "Приобщение детей и родителей к народному искусству".

Апрель 2020 г.

  • Консультация на тему: «Театрализованная деятельность - как предмет реализации этнокультурного компонента».

Анкета-опросник

 для выявления знаний педагогов о традиционной народной культуре

  1. Знаете ли Вы народный календарь?

__________________________________________________________

  1. Какие национальные блюда Вы готовите в семье?

__________________________________________________________

  1. Знаете ли Вы обряды? Принимаете в них участие?

__________________________________________________________

  1. Знаете ли Вы свою родословную?

__________________________________________________________

  1. Рассказываете ли о ней своим детям?

__________________________________________________________

  1. Какие традиции соблюдаются в Вашей семье?

__________________________________________________________

  1. Любите ли Вы петь народные и казачьи песни в праздники?

__________________________________________________________

  1. Знаете ли Вы историю станицы и района?

__________________________________________________________

  1. Значение традиций в Вашей жизни?

__________________________________________________________

  1. Следует ли обращаться к прошлому?

__________________________________________________________

  1. Необходимо ли прививать детям семейные и народные традиции?

__________________________________________________________

  1. Что нового вы уже взяли себе на вооружение?

__________________________________________________________

  1. Что у Вас вызывает наибольшее затруднение в работе с детьми?

      __________________________________________________________

  1. Что на данный момент необходимо (или чего не хватает) лично Вам для реализации регионального компонента в Вашей работе? _____________

Сообщение на тему:

«Приобщение детей и родителей к народному искусству»

Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Наша задача сегодня:

– помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

– уважительно относиться к своим древним корням;

– чтить и уважать память предков;

– систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве любого народа, перед зрителем прежде всего предстает народный костюм, во всем своем величии и красоте.

В татарском костюме, удачно дополняя друг друга, гармонично сосуществуют многие виды декоративно-прикладного искусства. Это прежде всего самая разнообразная вышивка, ткачество, ювелирное искусство, кожаная мозаика. Красота костюма связана с целым комплексом предметов, формирующих его ансамбль.

В наши дни национальная одежда популярна в театральной, эстрадной деятельности. Не удивительно встретить и на улицах городов, сел женщин, разодетых в длинные, с оборками платья, камзолы, калфаки и ичиги. И среди мужчин стало популярно ношение тюбетеек. Многие модельеры республики ведут поиск национального стиля в своих коллекциях, стараясь внедрить элементы прошлого в современную одежду.

Татарский народ создал много прекрасного за всю историю своей духовной и материальной культуры. Это не только замечательный народный костюм, но и тончайшей работы ювелирные украшения, удивительные изделия золотого шитья, яркая мозаичная обувь, керамическая посуда, ткачество, оформление сельского жилища и его интерьера.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы. Оно, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями, несет в себя огромный духовный заряд, эстетичный и нравственный идеал.

Именно в детском возрасте закладываются основы мировоззрения, система ценностей, понимание смысла жизни, своего места в цепочке поколений.

Как же нужно знакомить старших дошкольников с культурой татарского народа? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия, фотографии, зарисовки. Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействует лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическую посуду и т.д.) Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций так же является важным средством приобщения к национальной культуре. При рассматривании иллюстраций воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, их орнаментальное оформление и знакомить с их названиями (калфак, камзул, пиала и т.д.)

Воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы с открытками, вырезками из газет, журналов, фотографии. Также подбирает предметы, национальные костюмы. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же можно поместить детские индивидуальные и коллективные работы.

Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народной культуре, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т.д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.

Приобщать детей к национальной культуре можно в трех направлениях:

- оформляя интерьер дошкольного учреждения, праздники, досуги;

- специально обучая детей росписи татарского орнамента, лепке предметов быта, народным танцам, песням и играм;

- в развитии детского творчества, как на занятиях, так в процессе самостоятельной деятельности детей, организации праздников и досугов.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. 

Воспитатель может организовать экскурсии в музей, художественный цех, мастерскую и т.д. Можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении.

 Музеи как хранители памятников материальной и духовной культуры способствуют формированию творческой активности, развитию эмоций, воображения, воспитанию музейной культуры, бережного уважительного отношения к сокровищам прошлого.

На психологию ребенка оказывают положительные воздействие не только красота экспонатов, но и исторический ракурс предметов, он ощущает понятие красоты людей той эпохи. Дети лучше понимают историю, лишь «погружаясь» в прошлое, а музеи тесно связаны с идеей времени.

Татарское искусство было и остается в ряду лучших художественных достижений многих народов, являясь одним из звеньев мировой художественной культуры, которым по праву может гордиться наше подрастающее поколение, на которое возлагается ответственность за сохранение и развитие духовных ценностей своих предков.

Консультация на тему:

Театрализованная деятельность - как предмет

реализации этнокультурного компонента.

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить, ведь она является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.  

Василий Александрович Сухомлинский говорил, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания.

Театрализованная деятельность – это не только хорошая возможность раскрытия творческого потенциала детей, но способ приобщения к национальной культуре народа, обеспечивающим эффективность этнокультурного воспитания дошкольников. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, это миниигры, небольшие инсценировки с персонажем, театральные игры, речевые игры, игры-драматизации с пальчиками, импровизация. Совместная деятельность детей и взрослых - это драматизация сказок, инсценировки, использование различных видов театра, театрализованные игры-спектакли, совместное посещение театра, утренники, праздники, развлечения с участием родителей. В самостоятельной деятельности детей, театрализованные игры в повседневной жизни.

Хочется отметить огромную значимость организации и оформление развивающей предметно-пространственной среды для организации театральной деятельности. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона и образовательная театральная деятельность должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

Таким образом - театрализованная деятельность охватывает все образовательные области ФГОС ДО, занимает значительное место на пути реализации национально-регионального компонента В ДОУ. В нашем случае  -это театрализация народных сказок.

Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, так как она несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, уметь трудиться. Сказка для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо. Недаром дети любят сказку. Народные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят воспитанников с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Они обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздником, традициям, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому через театрализацию сказок дети знакомятся с жизнью и бытом своего народа, узнают об обычаях, национально культурных традициях, фольклоре, тем самым мы приобщаем детей к культурному наследию своего народа, воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Ребятам не только нравится смотреть спектакли в качестве зрителя, но и самим участвовать в театрализации.

Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.

  1. Бурганова Р.А.Татарский орнамент в изобразительной деятельности. – Казань, 2002.

  1. Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.

  1. «Культура народов Поволжья» УИПК ПРО г. Ульяновск. 2011 г., А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова.

  1. Сергеева Н.Г. Веков связующая нить. – Казань, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...

План самообразованию по теме:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей".2019-2020уч.год

Театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольника....

План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения голов...

План работы по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста"

План работы по самообразованию на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста»...