Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальной культуре татарского народа
методическая разработка по теме

Идрисова Чулпан Рифкатовна

Эта статья будет полезна как воспитателям, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство

 приобщения к национальной культуре татарского народа

     

 Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач.

Когда я провожу занятия, то ставлю перед собой следующие задачи:

 - воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

 - вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;

 - воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;

 - познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.

Но любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Взрослому следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона. Поэтому дети при изучении языка не должны утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

В своей деятельности я использую дидактические игры для знакомства с новой темой, при закреплении пройденного материала разыгрываем сюжетно-ролевые игры. Однако, сегодня я остановлюсь на театрализованных играх.

Большое влияние театрализованных игр на личность ребенка, на развитие речи позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в изучении языка. Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.  Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом.

На занятиях по обучению татарского языка театрализованные игры можно организовать на следующих  этапах:

первый этап - ознакомление детей с новыми словами;

второй этап - повторение пройденного материала;

третий этап - закрепление, активное пользование языком.

На самом первом этапе работы я включаю  игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, что является основным действием  к будущим театрализованным играм, заодно знакомлю детей с новыми словами. Необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. В последствии часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.

На втором этапе мы переходим к театрализованным играм.  Для этого подбираю материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой (“Телефоннан  сөйләшү”, “Кибеттә”, “Уенчыклар кибетендә” и др.).

Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи, которые помогают перенести диалог со сцены в зрительскую аудиторию. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.

На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Для инсценировок можно использовать разные по жанру литературные тексты и предлагать инсценировать их в разных видах театра. Так, сказку «Репка» мы с детьми сначала инсценировали с куклами би-ба-бо. На следующих занятиях дети показывали сказку используя варежковый и настольный театры. Когда же все дети хорошо усвоили диалоги на татарском языке, старшие дошкольники разыгрывали сказку «Репка» как драматический спектакль перед младшими дошкольниками.

На занятиях по обучению татарского языка предлагаю детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, следить за развитием действия.

С детьми старших групп инсценируем небольшие сказки («Три медведя», «Кто что любит», «Лиса и гусь» и др.) поэтические произведения. При этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов.

Дети подготовительных групп также очень любят инсценировки. По УМК у нас большое внимание уделяется на это. Мы с детьми тоже играем «Репку», «Теремок» (татарский вариант), «Кто что любит» (татарская народная сказка), проводим татарские народные игры,  как «Түбәтәй», “Яшел яулыгым”, “Су анасы”, “Менә сиңа уң кулым” и.др. А также мы поем песенки, водим хороводы. На занятиях провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, кричалки, потешки, прибаутки.

В театрализованной игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.

Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

Широкое использование театрализованных игр в образовательной деятельности  по обучению татарского языка направлено на:

  • усвоение и активизацию словаря;
  • формирование речевого дыхания, слухового восприятия;
  • развитие выразительности речи;
  • развитие памяти, внимания, умения творчески мыслить;
  • развитие у детей мелкой и общей моторики;
  • развитие уверенности в себе, организованности;
  • воспитание дружеских взаимоотношений.

Вместе с детьми мы смотрим татарские мультфильмы, анимационные сюжеты с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан (montatarstan. ru). После просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет, узнаем, делаем выводы. Таким образом, сказки, песни, народные игры воспитывает у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней, патриотические чувства,  гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края, знакомит трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Аккультурация – приобщение детей к культуре татарского народа».

Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе  то положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь...

Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской культуре

Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской культуре...

Приобщение детей к национальной культуре татарского народа

Методическая разработка по обучению детей культуре татарского народа....

План по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к татарской народной культуре»

Актуальность: Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в кул...