Комплекс занятий по эмоционально-нравственному воспитанию.
методическая разработка по теме

1. Правила детского общежития
2. Как можно назвать человека по имени
3. Как можно пожалеть
4. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой
5. Как можно узнать настроение человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ПОДГОТОВИЛА:

М.В. СУРОВА

Правила детского общежития

  1. Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
  3. Не дерись без обиды.
  4. Не обижайся без дела.
  5. Сам ни к кому не приставай.
  6. Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.
  7. Играй честно.
  8. Не дразни, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
  9. Не ябедничай за спиной товарища.
  10. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь чистюлей, дети не любят и чистюль.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. И не выставляйся, ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты - мой любимый.

В добрый путь, маленький россиянин!

«Как можно назвать человека по имени»

Варианты начала.

  1. Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво - Сашка, Мишка. На них так было не приятно смотреть! В нашей группе я тоже слышу иногда, как вы грубо называете друг друга.
  2. Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится, когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Как еще?
  3. Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называет мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя. .. означает. .. но человека можно называть не только именем, а любимым ласковым словом (солнышко, зайчик, рыбка, цыпленочек, лапушка. .. ) Может быть, кого-то из вас тоже называют не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена, Аленушка, Алена, Аленка, Леночка. .. (Спросить детей их варианты. ) Вы знаете, что имена дают, когда человек родится. Когда он маленький, его зовут очень ласково и нежно - Оленька, Олюшка (спросить детей, как еще), а когда человек подрастает, его зовут по-другому - Ольга.
  4. А меня зовут: Оксана Ивановна. Почему меня так зовут? Как имя вашего папы? Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству. Вот какие интересные имена у наших ребят.
  5. А как вы обращаетесь друг к другу? Я знаю, что у вас есть прозвища. Мне хочется услышать, почему вы так называете друг друга?
  6. Как вы называете Диму? Как считает Дима, это хорошее или плохое прозвище? Как думают об этом дети?
  7. Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по-другому их называют, как их будут называть, когда они станут взрослыми, как их называют друзья сейчас. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

«Как можно пожалеть».

Можно ввести игровой персонаж.

Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?

Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будите жалеть одинаково?

Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.

Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.

Делайте людям добро, и оно вернется к вам.

БЕСЕДА

«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»

Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение.

Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.

Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать?

Как вы думаете?

Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем.

«Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку».

«Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».

«Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин. ..

Как вы думаете? Можно сказать так:

  • - Будьте добры.
  • - Будьте любезны.
  • - Если Вас не затруднит.
  • - Помогите мне, пожалуйста.
  • - Окажите мне услугу.

Проиграть варианты по ситуациям.

А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?

«Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»

«Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»

Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

«Как можно узнать настроение человека?»

  1. У меня сегодня плохое настроение. А у вас? Всегда ли у вас бывает  хорошее настроение?
  2. Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?
  3. Почему бывает так грустно?
  • - Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?
  • - А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?
  • - Каким бывает лицо у такого человека?
  • - Как вы можете поднять настроение?
  • - Как можно спросить о причине плохого настроения?
  • - Если человеку просто хочется побыть одному?
  • - Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?
  • - Как погода действует на настроение человека?
  • - Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?
  • - Давайте возьмем, друг друга за руки и заглянем, друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить настроение персонажей, определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определить, объяснить почему.

Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Снятие эмоционального дискомфорта.

  1. Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек».
  2. Упражнение «Как меня зовут».

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»)

  1. Пластический этюд «Солнышко».

- От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

  1. Игра «Дотронься до. .. »

- Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите, друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает «Дотронься до. .. синего!»

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то сине и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

  1. Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

ЗАНЯТИЕ 2

Цель. Способствовать расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств.

  1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
  2. Этюд «Скажи хорошее о друге»

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.

Ритуал окончания занятия «Речевка»

ЗАНЯТИЕ 3

Цель. Развивать добрые и теплые отношения между детьми.

Ход занятия.

  1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»
  2. Беседа «Как можно пожалеть»
  3. Этюды на выражение страдания печали:

- «Ой-ой, живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки.

У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

Этюд «Я так устал».

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал. .. ».

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

  1. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Программные задачи:

  1. Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.
  2. Развивать представления о том, что такое дружба. Формировать доброжелательные отношения между детьми.
  3. Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.

Предварительная работа: беседы, чтение художественных произведений, обыгрывание различных ситуаций из жизни, инсценирование, слушание грамзаписей, настольная игра «Я, хороший».

Словарная работа: друзья, дружок, ссориться, драться, жалость, вежливость, доброта, мириться, пожалуйста, спасибо.

Ход занятия

Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о вежливости, о поступках других людей, о взаимоотношениях.

Перед вами стоит необычное дерево, так как у него необыкновенные цветочки. На цветочках этого дерева написаны вопросы. Если правильно ответить на вопросы, то можно заработать фишку. Кто соберет больше фишек, тот считается победителем.

Вопросы

  1. Олегу нужно срочно обратиться к воспитательнице, а она в это время разговаривает. Что нужно сделать?
  2. Игорь столкнулся с Верой в дверях. Что он должен сделать?
  3. Маша принесла в группу новую куклу, а Оле хочется поиграть с Машиной куклой. Что должна сделать Оля?
  4. Саша бежал, упал, поранил колено. Что сделают дети?
  5. Девочки играют в интересную игру, к ним подошла Света. Что скажут ей девочки?
  6. Мальчики из кубиков построили дом, Максим играл рядом и задел его, дом сломался. Что должен сделать Максим?
  7. Ты пришел в детский сад и принес конфеты. Что ты с ними сделаешь?
  8. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает маленьких?
  9. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному мальчику - 8, а другому 11 лет? (тот, кто вежливее) 

Молодцы! Хорошо отвечали на вопросы. Предлагаю не зевать и немножко поиграть.

  1. Игра: «Жмурки»

Надувала Кошка шар,

А Котенок ей мешал.

Подошел и лапкой - топ! (дружно топнули)

А у Кошки шарик - лоп! (дружно хлопнули в ладоши)

Лови жмурка! (дети разбежались)

Как только жмурка поймал кого – нибудь из ребят, дети обнимаются и меняются местами (пойманный становится жмуркой)

  1. Игра – эстафета: «Добрые слова»

Дети делятся на две команды по очереди подбегают к воспитателю и говорят вежливое или доброе слово. Чья команда назовет больше добрых слов, та и выиграла.

  1. Игра «Найди друга»

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Поиграли от души

Ваши знанья – хороши.

Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»

Вы нашли своих друзей. Но, т. к. в нашей группе все дети дружат друг с другом, то давайте сядем в один круг и, взявшись за руки, будем передавать, эстафету дружбу.

Начинает воспитатель:

«Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Ритуалы начала занятия.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

Ритуал можно менять, но не слишком часто.

Мы предлагаем вам несколько вариантов начала коррекционного занятия, вы можете использовать и другие.

  1. Волшебный клубочек 

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

  1. Доброе Животное 

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

  1. Дружба начинается с улыбки

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

  1. Комплименты 

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Ритуалы окончания занятия

Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

Примерные варианты таких ритуалов:

  1. Круг друзей 

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

  1. Эстафета дружбы 

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

  1. Солнечные лучики 

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

  1. Речевка 

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Конспект занятия в подготовительной группе
по теме «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Цель: продолжить учить детей составлять небольшие рассказы о своей будущей профессии, грамотно строить полные предложения. Уточнить знания о знакомых поэтах и писателях и о произведениях, которые они написали. Напомнить детям о некоторых профессиях и оборудовании, которые необходимы той или иной специальности.

Предварительная работа: знакомство с творчеством Маяковского, рисунки «Моя будущая профессия».

Ход занятия: 

1. Мотивация: Приходит Незнайка.

Незнайка: - Здравствуйте, Наталья Ивановна! Вы самый главный человек в детском саду, я с вами всегда буду первой здороваться.

Наталья Ивановна: - Здороваться – это молодец, вежливый, но я вовсе не главная в детском саду.

Незнайка: - Почему? Это детский сад, здесь трудятся воспитатели, они и главные.

Наталья Ивановна: - В детском саду трудятся не только воспитатели, здесь много и других профессий. Ребята, расскажите Незнайке. А разговор о профессиях мы продолжим после завтрака.

2. - Мы решили продолжить разговор о профессиях. Я выставила портреты поэтов и писателей. Вам они знакомы. Кого узнали? Да, есть Корней Иванович Чуковский. Назовите его произведения. - Это портрет А.С. Пушкина. Кто помнит его произведения? - Есть здесь и портрет Н.Н. Носова. Какие рассказы мы с вами читали? - А это портрет В. В. Маяковского. Назовите его произведения. Мы с вами читали стихотворение «Кем быть?». О каких профессиях рассказывает автор?

- А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Кому это нужно?» Я достаю из коробки инструменты, а вы говорите что это и кому это необходимо.

Воспитатель достаёт из коробки мел, кисточку, гвозди, набор продуктов, нитки, весы, куклу, фен, лампочку, калькулятор, руль.

3. - Многие из вас уже выбрали себе профессию и даже нарисовали рисунки. Вы сейчас расскажете о них. Вы должны рассказать о том:

  1. Кем вы хотите стать?
  2. Почему вам нравится эта профессия?
  3. Что вы будете делать?

Рассказы детей и запись в индивидуальных тетрадях.

КВН "О дружбе и рыцарстве"

Программные задачи:

  • Формировать у детей понятие «друг», «Дружба», «рыцарь», «рыцарский поступок».
  • Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
  • Развивать речевые умения. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа. 

Анкетирование детей.

Тест на выявление лидера в группе.

Беседы «Дружба», «Мои товарищи», «Кого можно назвать рыцарем», «Есть ли рыцари сейчас?».

Чтение рассказов о дружбе и рыцарстве: Осеева «Три товарища», «До первого дождя», «Хорошее». «Синие листья» и др. Просмотр диафильмов.

  • Изготовление подарков другу.
  • Рисование на тему «Портрет моего друга».
  • Изготовление поделок «Мастерская друзей».
  • Заучивание стихов, песен, пословиц о дружбе.

Ход.

Дети входят в зал и садятся на стулья. Выходят два ребёнка.

Ребёнок 1:

Дружище, послушай слова мудреца: 

-Не будет поддержки от друга-льстеца. 

От первой беды рассыплется в прах 

Та дружба, которая только в словах. 

Ребёнок 2:

Но друг задушевный навеки с тобой. 

С тобою он связан одною судьбой. 

В ладони твоей неизменна крепка 

Надёжного, верного друга рука. 

Мы неслучайно начали наш КВН этим замечательным стихотворением. Наш КВН посвящён «Дружбе и рыцарству». В этой игре встретятся 2 команды:

  1. «Пчёлки». Девиз: «Улей дружбой крепок»
  2. «Муравьи». Девиз: Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Далее идёт представление жюри.

Конкурс «Разминка»

  1. Что значит дружить?
  • С каким человеком ты бы не хотел дружить?
  • Как вы думаете, ребята, что такое ДРУЖБА?
  1. Что нужно делать для того, чтобы было много друзей?
  2. Какой бы ты совершил хороший поступок для своего друга?

Конкурс «Кто больше назовёт пословиц о дружбе» Конкурс капитанов (капитаны выбирают конверты с заданиями).

Объясни, что значит поговорка:

Дружба до первого дождя 

Друзья – не разлей вода. 

Конкурс «Домашнее задание»

  1. Осеева «Три товарища»
  • Кто из этих мальчиков поступил верно, по-дружески и почему?
  • Какое четверостишье из песни о дружбе или пословица подходит к этому рассказу?

Друг в беде не спросит

Лишнего не спросит

Вот что значит

Настоящий, верный друг! 

  1. «Три девочки»
  • Как вы думаете, кто из этих девочек настоящий друг? Почему?
  • Как поступают настоящие друзья?

Музыкальная пауза (Дети исполняют песню о дружбе по выбору воспитателя)

Конкурс исторический.

  1. Кого в прошлом называли рыцарем?
  2. Какого человека сейчас называем рыцарем
  3. Команды по очереди вспоминают и называют Правила общения с девочками:
  • При встрече с девочками мальчики должны первыми здороваться
  • Подать пальто и помочь одеться
  • Донести тяжёлые вещи
  • Пропустить вперёд в дверях
  • Уступать место в транспорте
  • Не садиться за стол на стул, пока не сядут девочки
  • Никогда не обижать девочек, а только защищать
  • Подавать руку, когда мама или девочка выходят из автобуса

Конкурс «Живые картинки»

Задание: капитаны выбирают конверты с заданиями.

С помощью пантомимы покажите, чтобы все догадались, что на картине «Двое друзей», «Настоящий рыцарь»


(даётся минута на обсуждение)

Сюрпризный момент

Входит Незнайка: Ой, куда же я попал? 

Может здесь концертный зал.

Как же много тут ребят. 

Все нарядные сидят. 

Воспитатель: Незнайка, здравствуй. Ты пришёл на игру КВН, посвящённую дружбе и рыцарству. 

Незнайка: Я тоже рыцарь! 

Воспитатель: А это мы сейчас проверим. 

ИНСЦЕНИРОВКА. С тяжёлым портфелем и лыжами девочка проходит мимо Незнайки.

Незнайка: А эта девочка из нашей группы. Я её знаю. 

Воспитатель: Дети, решите, правильно ли поступил Незнайка. И что нужно сделать. 

Воспитатель: Незнайка, представь, ты в раздевалке, все одеваются на прогулку. Каким будет твой рыцарский поступок? А вы, мальчики, как думаете? 

Незнайка: Спасибо, ребята, с вашей помощью я много узнал, и буду поступать как настоящий рыцарь. 

Пока жюри подводит итоги игры.


Дети исполняют парный танец «Дружба».

Подведение итогов игры, награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально нравственное воспитание ребенка в семье.

Статья на тему: Эмоционально нравственное воспитание ребенка в семье...

«Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

" Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка". Эти слова выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского подчёркивают значение книги ......

Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

Материал для родителей о значении книг в воспитании и всестороннем развитии ребёнка....

Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

Материал для родителей о значении книг в воспитании и всестороннем развитии ребёнка....

«Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»              Эти слова выд...