Анализ воспитательно-образовательной работы за 2013 – 2014 учебный год
методическая разработка (старшая группа) на тему

 Кузнецова Надежда Ильинична

Развитие дошкольного образования -  одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vospitatelno_obrazovatelnoy_raboty_teremok_13-14god.docx112.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №13 «Родничок»

Анализ

воспитательно-образовательной работы

за 2013 – 2014 учебный год

воспитателей группы компенсирующей направленности детей с тяжелым нарушением речи от 5 до 7 лет «Теремок»

Кузнецовой Надежды Ильиничны

пгт. Высокий, 2014г

Введение

Развитие дошкольного образования -  одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Ориентация на ребенка и его потребности; создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.

В связи с введением в действие ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное  создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.

Образовательная деятельность МБДОУ ДС КВ №13 «Родничок» в  2013 – 2014 учебном году   была построена с учётом  приоритетных  направлений: здоровье и здоровый образ жизни, воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей, образование на основе Госстандарта, в целях развития личности, создание адаптивной образовательной среды в интересах социализации личности.

Целью образовательного процесса является реализация общеобразовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеобразовательных программ следующих направленностей: художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, научно-технической.

           Задачи:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Воспитания и развития детей шестого года жизни

            Цель: продолжить работу по укреплению здоровья, развитию двигательной и гигиенической культуры детей, воспитанию здоровых привычек.

        Задачи:

  • Продолжать работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.

  • Способствовать воспитанию культуры общения, доброжелательности, проявлению сотрудничества.
  • Развивать творческие способности через приобщение к художественной литературе и искусству.
  • Развивать познавательную активность, познавательные интересы, инициативу. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

  • Воспитывать самостоятельность, чувство собственного достоинства, самоуважения. Формировать гендерную, семейную и гражданскую принадлежность.
  • Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.
  • Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.

Воспитания и развития детей седьмого года жизни

  • Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие.
  • Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ.
  • Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей.
  • Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.
  • Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа речи.
  • Развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к народному искусству.
  • Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Приоритетные задачи педагогов, основное образовательное содержание программы в построении педагогического процесса осуществлялись в повседневной жизни в совместной деятельности с детьми, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра, а также в непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной детской деятельности.

Непосредственно – образовательная деятельность проводилась в основном по подгруппам, а также фронтально в 1 и во 2 половине дня.

Педагогический процесс в течение 2013-2014 учебного года осуществлялся в соответствии со стандартом дошкольного уровня образования, обеспечивающим единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Структура образовательного процесса включала учебную рабочую программу, разработанную на основе программы «Детство» Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе, с учетом ФГОС ДО, по  «Программе коррекционного обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи шестого и седьмого года жизни» под редакцией Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой,  по «Программе экологического образования дошкольников  под редакцией Е.В.Гончаровой, Л.В.Моисеевой, по программе «Здоровый ребёнок»  авторы -  составители В.И.Ифтоди, Н.Н.Морозова.

Программа   обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

 - социально - коммуникативное  развитие;

-  познавательное развитие;

 - речевое развитие;

-  художественно - эстетическое развитие;

-  физическое развитие.

ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ ДОУ НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема: формирование целостного педагогического пространства и гармоничных условий для всестороннего развития, воспитания и оздоровления детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС.

  1. Продолжить работу по созданию условий, обеспечивающих физическое, личностное, интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников; создание атмосферы психологического комфорта во взаимодействии с семьей для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
  2. Формировать умения педагогов применять развивающие, информационные технологии в совершенствовании и обогащении связной речи дошкольников.
  3.  Совершенствовать формы и методы работы ДОУ и МБОУ СОШ по преемственности; способствуя развитию психологического здоровья дошкольников (эмоциональный фон, адаптация к обучению в школе), гармонического развития личности.

Для решения  первой годовой задачи было акцентировано внимание на формирование  общей культуры,  развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В работе использовались различные формы  и методы для осуществления физкультурно-оздоровительной работы:

соблюдение правил санитарии и гигиены, утренняя гимнастика, физкультура, подвижные игры, спортивные игры и досуги, прогулки на свежем воздухе.

Спортивные досуги и соревнования:

«Праздник здоровья», «Зимущка-зима», подвижные народные игры, «Аты-баты, мы солдаты», «Морской круиз», «Международный день семьи» и др.

 Дидактические игры представляют большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников:

«В мире природы», «Вокруг света», «Двенадцать месяцев» и т.д.;

Беседы: «День солидарности в борьбе с терроризмом», «День ООН», «День, посвященный снятию блокады»;

Тематические дни: «Всемирный день спасибо», «День доброты», «День матери», «День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве за Москву», «День пожилого человека», «День правовых знаний», «День родного языка» и др. в соответствии с годовым планом.

 Таким образом, использование игрового материала, познавательных бесед, проведение тематических дней в совместной деятельности способствовали развитию внимания, кругозора, обогащению интеллектуального опыта,  связной речи.

 Взаимодействие с родителями основывалось на партнерстве, сотрудничестве и направлены на воспитание и формирование личности ребенка. На протяжении года уделяли большое внимание работе с семьями воспитанников, вовлекая родителей в единое образовательное пространство.

Совместные досуги: «Осенняя ярмарка», «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», Педагогическая гостиная «Роль семьи в формировании нравственных основ личности», «Мы позовем друзе пяток и в парк на лыжах… иль на каток», Родительская гостиная «Источник радостных эмоций».

Выставки: «Осень, осень в гости просим», «Югры народов дружная семья», «Рисуем маму вместе с папой», «Новогодняя игрушка», «Зимушка-зима», «Большая семья», «Чудеса хантыйских мастеров», «Загадки космоса» и др.

В течение года проведено 3 родительских собрания:

1) Организационное;

2) «Развитие связной речи старших дошкольников»;

      3) «Скоро в школу».

Для  реализации второй годовой задачи педагоги группы использовали в своей работе развивающие, информационные технологии для совершенствования связной речи и обогащения всестороннего кругозора дошкольников.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, которые расширяют возможности педагогов в сфере обучения. Возможности использования информационных технологий позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование  новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.

В течение учебного года в образовательной деятельности использовали информационные технологии в виде  познавательных презентаций:

«Куликовская битва», «Продукты питания», «Овощи», «День памяти воинов-интернационалистов», «Александр Невский», «Югра- мой дом родной», «День Победы» и др.

Совершенствование форм и методов работы по преемственности ДОУ и МБОУ СОШ стало третьей годовой задачей группы. Поскольку проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена, а понятие преемственности трактуется – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, то  в течение года воспитатели вели работу в направлении приобщения детей к ценностям здорового образа жизни: через соблюдение режима дня, выполнение КГН, культуры поведения (за столом, в обществе), закаливание, прогулки на свежем воздухе. Проводимые  мероприятия способствовали осознанному принятию детьми ценностей здорового образа жизни и регуляции поведения в соответствии с ними.

Посредством д/и «Конструктор эмоций», «Настроение», «Грустно-весело», «Сделай так», «Четвертый лишний» и др. обеспечивали эмоциональное благополучие, положительное самоощущение каждого ребенка.

Развитию инициативности, любознательности, творческого самовыражения способствовали сюжетно-ролевые  и театрализованные игры; расширению знаний об окружающем мире: беседы о труде взрослых, о малой родине, на патриотические темы; познавательно-развивающие игры, игры-экспериментирования, экологические игры.  Посредством стимулирования познавательной, коммуникативной игровой и других видов активности развивали инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, а так же совершенствовали личные качества детей, сформированных в дошкольном детстве.

Между МБДОУ ДС КВ № 13 «Родничок» и МБОУ СОШ №6 налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет.

Организации работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:

Заседание по организации преемственности между МБДОУ ДС КВ № 13 «Родничок» и МБОУ СОШ №6. План работы на 2013-2014 учебный  год;

Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» (ст. дошк. возраст + уч-ся 1-го класса);

Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего года была направлена на просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Родительское собрание «Скоро в школу», с приглашением учителя начальной школы Н.В. Волковой с выступлением «Рекомендации по повышению уровня готовности к школе».

Педагогом-психологом были проведены семинары «За год до школы», «Возрастные показатели готовности к обучению в школе. Психологическая готовность и ее компоненты».  Консультация «Что должен знать и уметь выпускник ДОУ к поступлению в школу». Проведена педагогическая гостиная «Скоро в школу. Нравственно-волевая подготовка детей к школе».

Учителем-логопедом был проведен семинар «Почему бывает трудно научиться читать», в течение года для родителей обновлялась информация в уголке «Речевичок», согласно тематическому планированию образовательного процесса. Взаимодействие воспитателей  группы, родителей и учителя-логопеда в процессе подготовки детей к школьному обучению дали положительные результаты.

Характеристика группы

Состав группы

В группе работают 2 воспитателя: Кузнецова Надежда Ильинична, Пивненко Анна Геннадьевна  и 1 младший воспитатель: Холбан Елена Александровна.        

На начало года количество детей – 10 детей. В течение года выбыл 1 ребенок (Айнетдинова  Диана). К концу учебного года списочный состав группы  составил  9 детей:  6 мальчиков и 3 девочки.   По состоянию здоровья дети подразделены на группы здоровья: 1 группа здоровья – 0; 2 группа здоровья -  9;

        Количество детодней в течении учебного года – 1365, отсутствовали по болезни – 152, по отпуску – 175, общие пропуски 327.

В группе созданы условия для охраны и укрепления здоровья и физического развития детей. Использованы различные формы  и методы для осуществления физкультурно-оздоровительной работы:

- соблюдение правил санитарии и гигиены;

- организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);

- поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С.

- утренняя гимнастика;

- физкультура;

- подвижные игры;

- гимнастика после сна;

- спортивные игры;

- соблюдение режима дня;

- организация рационального питания;

- закаливающие процедуры:

- прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой, полоскание рта водой после приёма пищи);

- босохождение;

- воздушные ванны;

- праздники, развлечения;

- витаминотерапия;

- музыкотерапия;

- коррекционно – развивающая работа;

- элементы самомассажа, точечного массажа.

- коррекционно – развивающая работа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Характеристика семей:

Средний возраст родителей от 30 до 40 лет.

Образование  среднеспециальное,  высшее.

 Количество полных семей – 8, неполных – 1 семья.

Количество многодетных семей – 3 (Семья: Матвейко Александры, Хасаева Бийбулата, Хомяковой Полины).

Количество семей с 1 ребёнком – 2  (Семья: Верясова Владимира, Загороднюк Никиты).

Количество семей с 2 детьми – 4  (Семья: Аларушкина Алексея, Кичигина Артема,  Муртазалиевой Аси,  Бребана  Кости).

Неблагополучных семей – нет.

Родители принимали  активное участие в воспитании и образовании детей.

Вновь прибывших детей – нет.

Предметно-развивающая среда.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

     Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагали свободу передвижения ребенка. В предметно – развивающей среде   выделены следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 - спокойная

При построении предметно-развивающей среды соблюдали  принцип зонирования. 

- Театрализованная деятельность «В гостях у сказки»

Мы думаем, что театрализованная деятельность помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою.

- Центр искусства «Разноцветная палитра»

В группе отведено место для изодеятельности детей. Здесь наши воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На полочках расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

- Музыкальный центр «Веселые нотки»

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

- Центр занимательной математики

Созданию мною центра занимательной математики предшествовал подбор игрового материала, что определилось возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Центр занимательной математики решает следующие задачи:

• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

- Уголок природы «Мир экологии»

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей группе оборудован природный уголок. Здесь представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.  Большой популярностью у детей нашей  группы пользуется «центр науки»,  который расположен здесь же. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.

- Центр речевого творчества «Веселый язычок»

В группе оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

- Центр физической культуры и спорта «Смелые, сильные, ловкие»

Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей спальной  комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.

- Центр строительно-конструктивных игр

В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

- Центр дорожной безопасности «Светофорчик»

С целью научить наших детей безопасному поведению на дороге нами создан центр дорожной безопасности. Данный центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения.  

- Игровой центр

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм   подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у наших детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

- Центр грамотности «Читаем сами»

Книжный уголок, созданный в нашей группе,   является ступенью в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.  Отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Педагогический процесс в течение года был построен в соответствии с перспективным планом, разработанным для детей от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Физическая культура», «Музыка» проводилась инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем соответственно, «Художественное творчество» - педагогами группы.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Работа велась по учебным дисциплинам: «Развитие математических представлений», «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе», «Конструирование», «Экологическое воспитание».

Развитие математических представлений

В течение учебного года развивали у детей самостоятельность, инициативу, творчество в поиске вариативных способов сравнения, упорядочения, классификации объектов окружения; побуждали детей обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий (изменить, проверить путём подбора аналогичных объектов); способствовали проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх.

Для решения поставленных задач использовали следующие приёмы:

- развивающие и образовательные ситуации: игры В. Воскобовича, «Геоконт», «Танграм» геометрические фигуры, игры «Как сравнить предмет», «Ориентировка в пространстве», «Измерь шагами», «Волшебный круг» и др.

- занятия на формирование математических представлений по Е.А. Казинцевой, И.В. Померанцевой.

- самостоятельная деятельность детей;

- работа в игровых центрах: уголок сенсорного развития, «Магазин», «Больница», «Аптека» и др.

- игровая деятельность: игры с палочками Х. Кюизенера, блоки Дьенеша, счетные палочки

Уровень овладения математических представлений

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

0%

Средний

40%

60%

Низкий

60%

40%

Уровень овладения математических представлений

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

20%

60%

Средний

60%

40%

Низкий

20%

0%

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе

В течение года развивали познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; обогащали представления детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, о взаимодействии человека и природы, поддерживали проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах; обогащали самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями уголка природы и растениями участка; воспитывали основы гуманно – ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.

Для решения поставленных задач использовали следующие методы:

- экспериментирование, опыты: «Как увидеть воздух», «Вода не имеет формы….», «Свойства песка», «Звезды светят постоянно», «Существование света и тени», «Защитные свойства снега», «Воздух занимает место», «Легкость пера» и т.д.

- обогащение предметно – развивающей среды познавательной литературой: «Водный мир», «Почемучка», «Все обо всем»; альбомы: «Комнатные растения», «Птицы нашего края», «Домашние и дикие животные», «Грибы», «Деревья», «Овощи - фрукты», «Цветы», «Бабочки - насекомые», «Земноводные».

- ведение календаря природы;

- практический опыт по уходу за растениями уголка природы: рыхление и опрыскивание, протирание крупных листьев комнатных растений; посадка и наблюдение за луком; посев и уход за рассадой садовых цветов для клумб.

- наблюдения в природе: за погодой, за солнцем, за ветром, за природными явлениями, деревьями, птицами, насекомыми и т.д.

 - рассматривание пейзажных картин: И.Левитан «Осенний день», И.Ерышев «Хлебное поле», И.Е. Грабарь «Зимний пейзаж», А.Саврасов «Грачи прилетели», сюжетные картины «Времена года».

 Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

0%

Средний

60%

50%

Низкий

40%

50%

 Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

40%

80%

Средний

60%

20%

Низкий

0%

0%

Конструирование

В течение года дети продолжали развивать способности в конструировании из готовых геометрических форм, тематических конструкторов, из бумаги из природного материала. Формировали умение анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки, выделять части, определять их назначение и пространственное расположение, на основе анализа находить конструктивные решения и планировать этапы создания собственной постройки.  В процессе построек знакомились с деталями разнообразными по форме и величине: пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учились заменять одни детали другими.  Создавали разнообразные варианты построек жилищного, общественного и промышленного характера, мосты, улицы, транспортные средства по схемам, рисункам самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

 Сложнее удавались постройки по воображению.

 

Конструирование

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

50%

Средний

60%

50%

Низкий

40%

0%

 

Конструирование

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

60%

100%

Средний

40%

0%

Низкий

0%

0%

Экологическое воспитание

Содержание области направлено на формирование предпосылок экологического сознания, на формирование представлений опасных для человека и окружающего мира природы поведения, на формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Развивали у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

Привлекали детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность: акции «День древонасаждений», «Защитим елочку-красавицу лесов», «Спасти и сохранить», развлечение «Вороний день».

Обогащали личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширяли экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.    

В течение года обогащали представления детей  о природе родного края, формировали представления о многообразии ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разных потребностей, способствовали накоплению детьми опыта эмоционально – положительного отношения к природе в целом.

 

Экологическое воспитание

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

0%

Средний

60%

50%

Низкий

40%

50%

 

Экологическое воспитание

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

40%

60%

Средний

40%

40%

Низкий

20%

0%

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В течение года дети учились обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. Ежедневно проводились:

- беседы с детьми (коллективные, индивидуальные), где дети осваивали формы речи-рассуждения: объяснительную речь,  речь-доказательство, речь-планирование:

-учились составлять связные рассказы из опыта:

- в непосредственно образовательной деятельности, в совместной взросло-детской деятельности и в повседневной жизни (наблюдения, игры, общение, трудовая, творческая деятельность и др.) дети овладевали следующими умениями: пересказывать литературные произведения, понимать и запоминать средства выразительности авторов:

- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов:

- сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам:

-  для обогащения словаря проводились игры: «Назови по-другому», «Скажи наоборот», «Назови одним словом» и др;

- заучивали стихотворения, чистоговорки, считалоки:

             Дети 6-7 лет активно владеют бытовым словарем; точно и правильно используют слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Могут называть слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета, формы, размера и других признаков объекта.

        Воспитанники 5-6 года жизни,   ввиду тяжелых нарушений речи не овладели грамматически правильной речью в должной степени, дети не могут образовывать сложные слова посредством слияния, замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их. Пересказывание литературных произведений дается с трудом, дети не могут         пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.     

 

Речевое развитие

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

0%

Средний

60%

50%

Низкий

40%

50%

 

Речевое развитие

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

0%

40%

Средний

80%

60%

Низкий

20%

0%

Обучение грамоте

             В непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте детям давались знания по формированию звуковой сторону речи: развивались умения вслушиваться в слово, выделять звуки, различать звуки, близкие по звучанию, ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки, устанавливать их место в слове.

Основной задачей являлось формирование умений интонационно выделять звуки в словах, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Задача обучения была ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Для этого использовались литературные персонажи, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетные и пейзажные картины.

Занятия включали в себя:

- оргмомент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями:

- мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения:

- физминутки, несущие речевую нагрузку:

- задания на словотворчество детей:

         В процессе целенаправленного обучения у дошкольников сформировался  фонематический слух, речевое внимание и они овладели знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.

 

Обучение грамоте

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

0%

Средний

60%

50%

Низкий

40%

50%

Обучение грамоте 

 

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

40%

60%

Средний

40%

40%

Низкий

20%

0%

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

Художественное творчество (рисование)

На занятиях по изобразительному искусству совершенствовались умения передавать в рисунках образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Дети учились отличать предметы по форме, величине, пропорциям частей, передавать эти отличия в рисунках. Развивали композиционное умение располагать предмет на листе с учётом его пропорций. Осваивали и закрепляли способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами. Вырабатывались навыки рисования контура предмета простым карандашом с лёгким нажимом на него. Учились рисовать гуашью и акварелью в соответствии с её спецификой. Развивали навык рисования кистью разными способами (всем ворсом, концом кисти). Закреплять знания и умения смешивать краски для получения новых оттенков.

В течение года дети знакомились  с изделиями народных мастеров, углубляли знания об истории создания дымковской, филимоновской игрушки и их росписи. Учились создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи своего региона. Продолжали знакомство с росписями Полхов - Майдана и Городеца. Развивали умение составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи; знакомились с характерными для них элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Дети создавали узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка и др.). Учились ритмично располагать узор.  Расписывали бумажные силуэты.

Для реализации задач использовались различные методы и приемы, способствующие активизации проявлений у детей эстетического отношения к окружающему миру, поддержке детской индивидуальности в процессе восприятия искусства и собственного творчества:

- игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей;

- рассматривание красочных энциклопедий, альбомов об искусстве;

- чтение познавательной литературы;

- творческое экспериментирование и др.

           В конце учебного года у детей проявляется устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; в процессе освоения искусства проявляют исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность; в процессе восприятия произведений искусства обращают внимание на средства выразительности; экспериментируют в создании образа, проявляют инициативу и самостоятельность. Дети научились проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно прикладного искусства, игрушек; объектов и явлений природы, радоваться созданным ими работам.

Но не все дети различают виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Называют основные выразительные средства произведений искусства.

Художественное творчество (рисование)

 

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

60%

80%

Средний

40%

20%

Низкий

0%

0%

Художественное творчество (аппликация)

 Художественное творчество (рисование)

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

0%

Средний

80%

75%

Низкий

20%

25%

            На протяжении года дети  развивали умение  работать с бумагой, клеем  и ножницами  (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Учились вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). На занятиях по аппликации воспитатели побуждали детей к созданию предметных и сюжетных композиций, самостоятельно дополняя их деталями, обогащающими изображение. Формировалось аккуратное и бережное отношение к материалам.

 У детей 5-6 лет с плохо развитой мелкой моторикой пальцев рук наблюдались трудности в работе с ножницами. На некоторых занятиях дети не могли обходиться без посторонней помощи взрослого. Для формирования устойчивого навыка  работы детей с ножницами, воспитателями группы предпринималась дополнительная внеучебная деятельность, к процессу привлекались родители, которым задавались задания на дом.

Художественное творчество  

  (аппликация)

 

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

40%

50%

Средний

60%

50%

Низкий

0%

0%

Художественное творчество  

  (аппликация)

Начало года

Конец года

 5-6

лет

Высокий

0%

0%

Средний

40%

50%

Низкий

60%

50%

Художественное творчество (лепка)

На занятиях по лепке дети знакомились с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина и пластической массы. Развивали умение лепить с натуры и по  представлению знакомые предметы. Учились лепить посуду из целого куска пластилина ленточным способом. Развивали умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Формировали умение лепить по представлению персонажей литературных произведений, старательно передавать в лепке выразительность образа. В процессе формирования технических умений и навыков работы с разнообразными материалами для лепки дети закрепляли навыки аккуратной лепки.

         В течение года дети  знакомились с особенностью декоративной лепки. Формировали интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Учились лепить птиц,  животных, людей по типу народных игрушек. Развивали умение украшать узорами предметы декоративного искусства налепами и углублённым рельефом, использовать стеку. Учились сглаживать неровности вылепленного изображения.

Для реализации задач использовались различные методы и приемы, способствующие активизации проявлений у детей эстетического отношения к окружающему миру, поддержке детской индивидуальности в процессе восприятия искусства и собственного творчества:

- игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей;

- рассматривание красочных альбомов о прикладном искусстве;

- чтение познавательной литературы.

К концу учебного года у детей проявился устойчивый интерес к восприятию красоты в окружающем мире и искусстве; в процессе знакомства с  изделиями декоративно-прикладного искусства обращают внимание на средства выразительности;  проявляют инициативу и самостоятельность к  лепке.

 

Художественно-эстетическое развитие

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

25%

Средний

40%

50%

Низкий

60%

25%

Художественно-эстетическое развитие

 

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

60%

70%

Средний

40%

30%

Низкий

0%

0%

Художественная  литература

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Круг детского чтения детей старшего дошкольного возраста направлен на формирование интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определённого жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

В течение года использовались методы:

 - прослушивание аудиозаписей: «Двенадцать месяцев», «Серебряное копытце», «Хаврошечка» и др;

- беседы: «Откуда пришла современная книга?», «Хочешь ли научиться придумывать сказки?», «Правила пользования книгой» и др.

- чтение с продолжением: А.Волков «Волшебник изумрудного города», Н.Носов «Незнайка и его друзья» А. Катаев «Цветик-семицветик» и др;

- беседы о книгах и писателях: С. Маршак, Н.Носов, Л.Толстой, А.С. Пушкин, С. Есенин

- тематические выставки книг: А.С. Пушкина, Х.К.Андерсен

-  игры и инсценировки по сказкам: «Сочиним сказку вместе», «Сундучок со сказкой», «Назови три предмета из сказки», «Зайкин дом», инсценировка стихов С.Маршака.

        

К концу года дети проявляют стремление к постоянному общению с книгой, могут назвать основные жанры литературных произведений, способны устанавливать связи по содержанию произведения, проникать в его эмоциональный подтекст. Многие дети владеют средствами интонационной выразительности.

 

Художественная  литература

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

20%

25%

Средний

40%

75%

Низкий

40%

0%

 

Художественная  литература

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

60%

80%

Средний

40%

20%

Низкий

0%

0%

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме,  природе.

Работа велась по дисциплинам: «Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других», а также через следующие виды деятельности, осуществляемые в совместной взросло-детской деятельности: игровая; самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Развитие игровой деятельности детей

Игра – В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.  И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. 

В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр. Цель воспитателя – обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие. В группе были созданы условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности. Имеются: оборудование для театрализованных, сюжетно-ролевых игр, игр-экспериментирования; разнообразные игры с готовым содержанием и правилами; развивающие игры.

             Дети старшего возраста самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются о сюжете, распределяют роли. В играх они отражают различные сюжеты: бытовые, общественные, трудовые и т.п. Разыгрывают в творческих театральных, режиссерских играх и играх-драматизациях сюжеты сказок, литературных произведений, внося в них изменения, вводя новых героев. Придумывают новые подвижные игры, новые правила.

Дети умеют называть свою роль, определять словесно изображаемые события, места расположения играющих.

             В театральных играх дети умеют определять место для «сцены», создавать игровую обстановку, согласовывать свои действия с другими.

              В играх-имитациях выразительно передают игровые образы, имитируют характерные движения, передают в мимике и жестах эмоциональные состояния. Активно участвуют в играх-эксперименировании с различными материалами.

             В дидактических играх сознательно принимают игровую задачу, выполняют игровые действия по правилам, добиваются правильного результата. Умеют объяснить содержание игры, ответить на вопросы по игре. Знают несколько игр и умеют их организовывать.

 Развитие игровой деятельности детей

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

80%

100%

Средний

20%

0%

Низкий

0%

0%

 Развитие игровой деятельности детей

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

100%

100%

Средний

0%

0%

Низкий

0%

0%

Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других

В старшем дошкольном возрасте работа направлена на обогащение у детей представлений о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; углубление представлений о семье, родственных связей, о себе, своем организме, о своих личных качествах, возможностях и достижениях; развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими. Дети осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. С детьми регулярно проводилась непосредственно образовательная деятельность, на которых расширялась область социально-нравственных ориентаций и чувств детей. В повседневной жизни, в играх, общении, в различных видах деятельности дети закрепляли полученные знания.

Основными методами осуществления задач выступали следующие:

- проблемно – игровые ситуации: Проблемная ситуация «Пройдем в сказочную страну, если вы разгадаете слово»; Игры: «Чудеса» выявление в сказках происходящих чудес (волшебные слова, предметы и их действия); «Заветные слова» (значимые слова в сказке, сказочные приговоры, волшебные слова). Использование приобретенных знаний по математике (измерение): Встреча с Королевой Математики» (нарисовать план, чтоб она пришла); Игра «Мастерская мебельная» (изготовить мебель); Игра «Ателье» (сшить куклам платья по размеру); Игра «Помощь Айболиту» (помощь в измерении жидкости).

 - личностное и познавательное общение воспитателя с детьми;

- участие в совместных проектах, с привлечением родителей и педагогов;

- сотрудничество детей;

- совместные сюжетно – ролевые и театрализованные  игры, сюжетно – дидактические игры и игры с правилами социального содержания:  Сюжеты: «Магазин», «Игрушки у врача». «Космонавты»,  и т.д.; игры:  «Кто больше назовет действий» ,  «Маленькие помощники»,   «Радио»,  «Не забывай о товарищах» и др.

- этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах, о жизни людей, о городе, о родной стране, мире;

- экскурсии (школа, библиотека, улицы посёлка): на перекресток дороги.

- игры – путешествия по родной стране: «Я живу в России», «Родная  страна», «Моя Югра».

- общение с малышами, школьниками, учителем;

- чтение художественной литературы, рассматривание картин, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей, школа).

        У детей 6-7 лет развивали положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника. Также развивали в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений.

 

 Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

20%

0%

Средний

40%

100%

Низкий

40%

0%

Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других  

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

60%

80%

Средний

40%

20%

Низкий

0%

0%

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

        Реализация поставленных задач осуществляется через непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Познание», в совместной деятельности педагога с детьми, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей, а также используются напоминания, показы способов действия.

 Основными методами воспитания являлось следующее:

- целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы;

- рассматривание картин, иллюстраций в книгах, детских энциклопедиях, знакомящих детей  с трудовой деятельностью и организацией отдыха человека в прошлом и настоящем;

- использование дидактических игр, моделирующих структуру трудового процесса;

- рассматривание предметов, инструментов, материалов как компонентов трудового процесса, экспериментирование с материалами;

- сюжетно – ролевые игры, позволяющие включать реальные трудовые процессы в игровой сюжет;

- проблемные обсуждения поведения литературных героев;

- дежурства, коллективный труд, трудовые поручения и совместная продуктивная и досуговая деятельность взрослых и детей;

- организация самостоятельной продуктивной досуговой деятельности в условиях специально созданной предметно – развивающей среды.

У детей присутствует осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека, познавательный интерес к миру профессий. Имеют представление о многообразии профессий. Дети охотно отражают представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности. Проявляют инициативность, ответственность и добросовестность в повседневном труде.

         100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу. Все дети умеют ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде, ответственно выполнять обязанности дежурных в уголке природы, проявляют трудолюбие в работе на участке детского сада, планируют свою трудовую деятельность, отбирают материалы, необходимые для занятий, игр.

Предполагаемая причина данного явления: активность детей.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

20%

40%

Средний

40%

60%

Низкий

40%

0%

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Начало года

Конец года

6-7 лет

Высокий

100%

100%

Средний

0%

0%

Низкий

0%

0%

«Безопасность»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Безопасность детей представляет собой серьезную проблему современности. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях, а изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.

В 2013 – 2014 учебном году для успешного осуществления обучения детей ПДД  были поставлены следующие задачи:

  • Научить соблюдать правила дорожного движения и правила поведения на улице;
  • Расширить знания о городском транспорте;
  • Продолжать закреплять навыки поведения в общественном транспорте (вести себя сдержанно, не привлекать внимание, разговаривать не громко, соблюдать порядок, чистоту, уступать место в транспорте старшим, младшим, инвалидам);
  • Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности  в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Воспитывать навыки личной безопасности.

На протяжении года в группе «Теремок», в рамках ежемесячных акций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для обучения детей ПДД проводились мероприятия с использованием различных форм и методов. Работа, запланированная на весь учебный год, представляет собой систему работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Так с августа2013г. по июнь 2014г. осуществлялись акции:

  • «Внимание, дети!» (с 26.08.2013г. по 06.09.2013г.);
  • «Юный пешеход» (с 07.10. 2013г. по 11.10.2013г.);
  • «Декада дорожной безопасности» (с 30.10. 2013г. по 18.11. 2013г.);
  • «Внимание, каникулы!» (с 16.12. 2013г. по 27.12. 2013г.);
  • «Безопасность детей – забота взрослых» (с 25.03.2014г.);
  • «Безопасные каникулы» (с 13.03.2014г. по 21.03. 14г.);
  •  «Внимание, дети!» (с 26.05.14г. по 06.06.14г.)

       В систему работы были вовлечены родители воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (руководитель изостудии (первое полугодие), инструктор по физической культуре), педагог-психолог.

Задачи акций реализовывались разнообразными доступными формами работы: беседы, наблюдения, заучивание стихов, чтение художественных текстов, настольные, подвижные и дидактические игры, просмотр мультфильмов и презентаций. Мероприятия проводились как в свободное от образовательного процесса время, так и  в непосредственно образовательной деятельности.

Для работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах были задействованы все образовательные направления.

В план мероприятий направления по «Познавательному развитию» были включены беседы:

  • «Правила поведения в общественном транспорте» (26.08.2013г.);
  • Беседа о профессии работника ГИБДД (02.09.2013 г. );
  • «Переход проезжей части в разное время года» (07. 10.13 г.);
  • «Городской транспорт» (30.10.13 г.);
  • «Транспорт, в котором мы ездим» (01.11.13 г.);
  •  «На улице - не в комнате, о том ребята, помните!» (26.05.14г.);
  • «Знай и выполняй правила дорожного движения» (03.06.14г.);
  • НОД «Правила безопасного поведения в транспорте и на остановке» (17.12.2013г.);
  • Сюжетное занятие «Путешествие в страну знакографию» (08.10.2013г.);
  • Занятие-развлечение «Школа пешехода» (31.10.2013г.);
  • Проводился игровой тренинг «Вызови пожарных, полицию, скорую помощь» (01.11.2013г.);
  • Моделировались проблемные ситуации: «Как перейти через дорогу?» (20.12.2013г.);
  • Викторина «Школа светофорных наук» (13.03.2014г.);
  • Викторина по правилам дорожного движения (05.06.2014г.);  
  • Проводились практические занятия: «Сигналы светофора и регулировщика» (06.06.2014г.);

 Дети познакомились с произведениями детской художественной литературы:

  • Н.Носов  «автомобиль», Г.Юрмин  «Любопытный мышонок», А.Северный «Светофор» (29.08.2013г.);
  • О.Бедарев «Если бы…», В.Семерин  «Запрещается-разрешается», Я.Пишумов «Машины» (09.10.2013г.);
  • И.Северяков «Улица, где все спешат», «Машина, которую учили рисовать» (10.10.2013г.);
  • Л.Гальперштейн «Шлагбаум» (31.10.2013г.);
  • А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», В.Арбеков «Про умных зверушек»(18.11.2013г.);
  • Я.Пишумов «Это моя улица» (29.05.2014г.);
  • Н.Гинсбург «Колесо» (02.06.2014г.)

В рамках образовательной области «СКР» были составлены:

  • план-схема «Безопасный путь в детский сад» (02.09.2013г.);
  • рассматривались иллюстрации, фотографии, плакаты «Транспорт города» (02.09.2013г.);
  • осуществлялась совместная взросло-детская деятельность по ПДД (экскурсии и целевые прогулки):

            1) целевая прогулка к перекрестку проезжей части (28.08.2013г.);

            2) экскурсия по улице (10.10.2013г.);

            3) экскурсия за территорию детского сада (29.05.2014г.);

            4) целевая прогулка «Правила юного пешехода» (02.06.2014г.).

  • просматривались мультфильмы по обучению детей ПДД (18.11.2013г. и 12.03.2014г.). 
  • Просмотр мультфильма «Торопыжка на улице» (18.04.2014г.).

Проводились различные игры:

1. Дидактические игры:

  • «Что? Где? Откуда?» (09.10.2013г.);
  •  «Что изменилось» (18.12.2013г.);
  •  «Пешеходы и водители» (21.03.2014г.);
  •  «Я шагаю по улице», «Учим дорожные знаки» (26.05.2014г.);
  • «Теремок», «Угадай знак», «Поставь дорожный знак» (28.05.2014г.).
  • «Отгадай загадку» (04.06.2014г.);

2. Подвижные игры:

  • «Воробушки и автомобиль» (02.09.2013г.);
  • «Три чудесных цвета», «Хозяин перекрестка» (08.10.2013г.);
  •  «Найди свой цвет», «Сломанный светофор», «Стоп» (30.05.2014г.);
  • «Цветные автомобили», «Трамвай» (02.06.2014г.);
  • «Займи свое место» (05.06.2014г.);

3. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Как переходить улицу» (27.08.13г.);
  • «Улицы родного поселка» (30.08.2013г.);
  •  «Улица полна неожиданностей», «Прогулка с любимыми куклами» (03.06.2014г.).

4. Строительные игры:

  •  «Улица города» (27.05.2014г.).
  •  «Мост для пешеходов»

5. Театрализованные игры:

  • Театрализованное представление «Старая сказка на новый лад для дошколят» (18.11.2013г.);

6. Настольные игры:

  • «Собери знак», «Городок», «Дорожные знаки», (01.11.2013г.);

Мероприятия образовательной области «Худ. ЭР», осуществлялись воспитателями группы:

  • «Улицы поселка или где я живу»(29.08.2013г.);
  • Агитационный плакат «Внимание, дети!» (07.10.2013г.);
  • Выставка детских рисунков «Юный пешеход»;
  • Коллективная работа «Город будущего» (31.10.2013г.);
  • «Дети, дорога, автомобиль» (05.06.2014г.).

Спортивные досуги, развлечения и игры были задействованы инструктором по физической культуре Н.Н. Морозовой:

  • Развлечение «На лесном перекрестке» (11.10.2013г.);
  • Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» (18.11.2013г.);
  • Физкультурный досуг «Незнайка на улице» (18.11.2013г.);
  • Семейный досуг «Правила, дорожные твердо будем знать!» (19.12.2013г.);
  • Развлечение «Эстафета зеленого огонька» (26.12.2013г.);
  • Эстафета «Путешествие на автомобиле» (29.05. 2014г.);
  • Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья» (30.05.2014г.).

К процессу обучения ПДД привлекались родители, для них педагогами и старшим воспитателем детского сада были разработаны рекомендации в виде информационных листов, буклетов, памяток, бесед, анкетирование.

Для  повышения образовательного уровня родителей по данной проблеме регулярно велась разнообразная работа:

  • Анкетирование по правилам дорожного движения (30.08.2013г.);
  • Составление план-схемы «Дорога из дома в детский сад» (02.09.2013г.);
  • Памятка «Обучение детей наблюдательности на улице» (07.10.2013г.);
  • Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле» (08.10.2013г.);
  • Альманах для родителей «Правила дорожные знать каждому положено!» (01.11.2013г.);
  • Буклет «Автомобильное кресло малышам» (14.03.2014г.);
  • Буклет « Правила перевозки детей в автомобиле» (21.03.2014г.);
  • Выставка рисунков «Мой любимый транспорт» (02.06.2014г.);
  • Проведены родительские собрания с участием сотрудника ГИБДД:
  1. «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода» (18.11.2013г.);
  2. «Правила поведения детей на дорогах, при катании с ледяных и снежных горок» (февраль.2013г.);
  3. «Дисциплина на дороге – залог безопасности» (апрель);
  4. «О предупреждении детского травматизма на дорогах в дни летнего отдыха» (06.06.2014г.).

Педагогом-психологом Т.А. Бутаевой проведен консультационный пункт для родителей «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дороге» (27.12.2013г.).

В смотре-конкурсе «Лучший уголок ПДД», проводимом в рамках акции «Декада дорожной безопасности» в ноябре 2013г. наша группа заняла III место.

Помимо акций  проводились тематические дни:

  • «День памяти жертв ДТП» (18.11.2013г.);
  • «День правил дорожного движения» (18.04.2014г.).

        Таким образом, задачи по ПДД, поставленные на 2013-2014 учебный год выполнены. Дети овладели базовыми правилами поведения на дороге, они усвоили понятие, что дорога может быть опасной и это не место для игры. Воспитанники усвоили предназначение светофора и его сигналов, а так же умеют различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.  Научились анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации. Знают правила поведения в транспорте.

        Благодаря проводимым мероприятиям у детей развивались познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

В перспективе планирования задач по ПДД на следующий учебный год будут запланированы мероприятия, нацеленные на закрепление знаний и умений, полученных ранее, а также на формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам и развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД, воспитание у детей культуры общения, умения вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог со взрослыми. Будет продолжена работа по привлечению родителей к взаимодействию.  

Для более успешной реализации  процесса обучения планируется использование разнообразных форм и методов, вызывающих интерес у детей.

Результаты освоения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Сводная таблица результатов за 2013 - 2014 учебный год

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

12%

21%

Средний

48%

52%

Низкий

40%

27%

6-7 лет

Высокий

50%

72%

Средний

42%

28%

Низкий

8%

0%

       

                     

 

Достижения группы

В течение года педагоги группы осуществляли планомерную, целенаправленную и систематическую работу по воспитанию и развитию детей соответственно учебному годовому плану.

        Дети нашей группы принимали участие в различных мероприятиях:

- «Осень, осень в гости просим!»;

-концерт, посвященный Дню матери;

- новогоднее представление;

- концерт посвященный «8 Марта»;

- утренник посвященный  «Дню Победы»;

 - «Выпускной бал»;

- постановка музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» и др.

Работа с родителями

В течение года строили взаимодействие с родителями воспитанников на основе сложившихся деловых и личных контактов. Помогали родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания уделяли развитию совместной деятельности родителей и детей – игровой, досуговой, художественной. Повышали компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе, снижали  уровень  тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определяли  совместные  усилия  для лучшей подготовки к школе каждого ребёнка. Ориентировали родителей на изменения в личностном развитии детей – развитии любознательности, самостоятельности. Способствовали укреплению здоровья детей в семье (внедрение  программы «Здоровый ребёнок»), развивали у детей правила безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоёма. Родители стали активнее принимать участи в жизни группы. Широко использовались наглядные формы информации для родителей, большое внимание уделялось практическим формам работа: это участие их в праздниках и спортивных мероприятиях, что дало возможность родителям лучше познакомиться с жизнью группы.

Работа с родителями подробно изложена в разделе «Годовые задачи ДОУ на 2013-2014 учебный год» в третьей годовой задаче и в работе по ПДД.

Вывод:  

Применяя в своей воспитательно-образовательной деятельности современные педагогические технологии  мы добились хороших результатов в своей работе: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, формирование основ культуры здоровья, достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера включая детей в систему социальных отношений формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания, достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей,   овладение конструктивными способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми,  формирование интереса и потребности в восприятии, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

      Дети 5-6 лет с ОНР имеют низкий уровень освоения программы в связи с их индивидуально-типологическими особенностями развития (слабо владеют формами объяснительной речи, затрудняются в построении развернутых предложений,), а так же пропуски по уважительным и неуважительным причинам, (частым уплотнением с другими группами), сменой педагогического состава в середине учебного года, что негативно сказалось на показателях детей данной категории.

 Перспектива на следующий год:

          В новом учебном году необходимо продолжать работу по оздоровлению и снижению заболеваемости дошкольников, формированию ценностей здорового образа жизни и совершенствованию форм организации режима двигательной активности, сочетая игровые, тренирующие и обучающие элементы, с использованием упражнений для формирования и коррекции осанки, профилактики плоскостопия.

Повышать эффективность работы по развитию речевого общения дошкольников посредством приобщения их к произведениям художественной литературы.

Внедрять  в работу ДОУ новые формы сотрудничества педагогов с родителями, осуществлять разностороннее развитие дошкольника в триаде: семья – педагог – ребенок.

Приложение

Результаты освоения  по Образовательной области

 «Речевое развитие»

 за 2013 - 2014 учебный год

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области

«Речевое развитие»

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

0%

Средний

60%

50%

Низкий

40%

50%

6-7 лет

Высокий

20%

50%

Средний

60%

50%

Низкий

20%

0%

Результаты освоения по Образовательной области

 «Познавательное  развитие»

за 2013 - 2014 учебный год

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области

«Познавательное развитие»

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

0%

28%

Средний

55%

48%

Низкий

45%

24%

6-7 лет

Высокий

40%

75%

Средний

50%

25%

Низкий

10%

0%

Результаты освоения по Образовательной области

 «Художественно-эстетическое развитие»

за 2013 - 2014 учебный год

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

5%

12%

Средний

50%

63%

Низкий

45%

25%

6-7 лет

Высокий

55%

70%

Средний

45%

30%

Низкий

0%

0%

Результаты освоения по Образовательной области

«Социально- коммуникативное развитие»

за 2013 - 2014 учебный год

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области

«Социально- коммуникативное развитие»

Начало года

Конец года

5-6 лет

Высокий

40%

47%

Средний

33%

53%

Низкий

27%

0%

6-7 лет

Высокий

86%

93%

Средний

14%

7%

Низкий

0%

0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы на 2013-2014 учебный год МКДОУ детский сад "Золотой петушок" с приоритетным направлением деятельности по физическому здоровью детей.

Годовой план работы на 2013-14 учебный год МКДОУ  "Золотой петушок" представлен в виде аналитической части работы ДОУ за 2012-13 год, а также непосредственно самого плана работы на 2013-14 год, в...

Годовой план работы на 2013-2014 учебный год МКДОУ детский сад "Золотой петушок" с приоритетным направлением деятельности по физическому здоровью детей.

Годовой план работы на 2013-14 учебный год МКДОУ  "Золотой петушок" представлен в виде аналитической части работы ДОУ за 2012-13 год, а также непосредственно самого плана работы на 2013-14 год, в...

Аналитический отчёт о работе за 2013-2014 учебный год

Аналитический отчёт о работе за 2013-2014 учебный годСостав средней группы № 6 «Почемучки»:Всего человек: 22           Возраст детей 4-5 летМальчиков:...

Отчёт о проделанной работе за 2013-2014 учебный год воспитателя 1 квалификационной категории .2 младшая группа МБДОУ"Спасский детский сад №1".

В конце ученого года я подвожу итоги воспитательно - образовательной работы во 2 младшей группе ....

Перспективный план кружковой работы на 2013 – 2014 учебный год « Золотая ниточка»

Перспективный план кружковой работына 2013 – 2014 учебный год « Золотая ниточка» возраст детей: подготовительная группа...

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2013-2014 учебный год

Анализ деятельности МБДОУ за 2013-2014 учебный год...