"Организация подвижной активности на прогулке"
статья по теме

Каргина Татьяна Юрьевна

Статья предназначена для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_organizatsiya_podvizhnoy_aktivnosti_na_progulke.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Организация подвижной активности детей на прогулке»

В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.) направленные на повышение двигательной активности детей. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. В виду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планирования. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам. Этапы – это условное деление физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности.

Рассмотрим этап педагогического процесса – «прогулка». В течение всего дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и активизации двигательной деятельности детей. Перед прогулкой важно поинтересоваться у детей, в какие игры они хотят поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию поддержать инициативу, творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование. Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное занятие, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.

Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке:

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в старшей группе составляет 15-20 минут, в подготовительной к школе - 20-25 минут. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Их продолжительность в старшей группе составляет 20-25 минут, в подготовительной - 30-35 минут.

Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

1.   использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

2.   соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

3.  применение разных способов организации дошкольников;

4.  рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5.   создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6.  активизацию детской самостоятельности;

7.  стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для интереса усложнять  содержание.

Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движения.

На прогулке планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и  2-3 игры с подгруппами детей. Нужно наметить также игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь материал подбирать в соответствии с основными движениями, включенными в занятие. За несколько дней до занятия, в котором планируется ввести новое движение, на прогулке целесообразно проводить подготовительные упражнения. На следующий день после занятия можно проводить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепления двигательного навыка. Примерно через две недели после занятия и в дальнейшем, когда основные элементы движений автоматизируются, хорошим средством закрепления является сюжетная подвижная игра. Возможно, для прогулки планировать не только различные подвижные, но и спортивные игры.

Что же касается зимы: игра – хоккей.

Спортивные упражнения:

Катание на санках;

Скольжение по ледяным дорожкам;

Ходьба на лыжах;

Катание на коньках;

Метание снежков;

Построение снежных сугробов, фигур.

Предлагаемые игры должны соответствовать зимней тематике, их следует организовать так чтобы дети долго не стояли на месте в ожидании своей очереди. Лучше всего в зимний холодные дни проводить три этапа перебежки, игры, упражнения с бегом и метанием, используя при этом снег и лед: «Загони льдинку», «Перебежки со  снежками», «Не пропусти шайбу» (для старшего возраста).

Катание на санках многие считают забавой, интересной только для  детей младшего дошкольного возраста. Однако это спортивное упражнение способствует развитию, ловкости, выносливости и находчивости у детей. Если внести в катание на санках элементы соревнования, то это упражнение станет любимым развлечением и у старших дошкольников («Кто первый доберется до флажка?», «Кто быстрее?», «Ловкие и быстрые» и др.).

Младшие дошкольники могут катать на санках игрушки, с возрастом увеличивая нагрузки. Дети могут катать друг друга, спускаться на санках с горки, сидя верхом (удерживаясь за веревочку), лежа на животе или спине, стоя на коленях.

Старшим детям во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4-8 м, ширина 50-60 см.) можно предложить задание: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить на двух ногах или на одной. Обучать детей старших групп хождению на лыжах и закреплять эти навыки желательно два раза в неделю: первый раз на физкультурном занятии, второй во время подвижных игр и упражнений. Дети подготовительной группы к концу зимы должны научиться ходить по лыжне скользящим шагом друг за другом, со сменой темпа передвижения, правильно координируя свои движения рук и ног. При ходьбе по учебной лыжне следует учить детей соблюдать правила: не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего и не обгонять его, толкая, дышать носом, не разговаривать.

На зимних прогулках (дневных, вечерних) значительное место отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Чтобы развивать самостоятельную деятельность дошкольников, необходимо тщательно продумывать, какие физкультурные пособия и спортивный инвентарь следует брать с собой на участок, где и как разместить игровой материал. Посильное участие в создание снежных построек, в расчистке участка от снега принимают дети. На площадке детского сада можно соорудить снежный лабиринт, снежные фигуры, сделать из снега и льда горки для катания на санках, залить ледяные дорожки, построить из снега цели для метания снежков (пароходы, машины, ракеты и др.). Активизация двигательной активности детей на зимней прогулке должна происходить в полной мере и с учетом индивидуальных особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация двигательной активности на прогулке посредством подвижных игр народов Севера»

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно скл...

Конспект организации двигательной активности на прогулке

Конспект организации двигательной активности на прогулке в младшей группе...

конспект организации двигательной активности на прогулке

конспект организации двигательной активности на прогулке...

Организация двигательной активности на прогулке типа - Терренкур для старшей группы.

План-конспект организации двигательной активности на прогулке типа -  Терренкур    для  старшей группы....

конспект семинара - практикума для педагогов "Организация двигательной активности на прогулке во второй младшей группе"

конспект семинара - практикума для педагогов "Организация двигательной активности на прогулке во второй младшей группе"...

Консультация «Организация двигательной активности на прогулке с детьми

laquo;Организация двигательной активности на прогулке с детьми...

"Движение с увлечением" организация двигательной активности на прогулке.

Играем с интересом и радостьюУчимся побеждать и проигрыватьПривыкаем к здоровому образу жизниПод таким девизом я стараюсь предложить  детям движение с увлечением. Я рассматриваю подвижную игру не...