Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений.
консультация (средняя группа) на тему

  1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,
    приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворной
    форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова
    теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и
    Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (имя
    ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень
    дорогое».
  2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите
    детям следующие упражнения.
  1. «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он
    становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
  2. «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в
    глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
  3. «Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,
    говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты
    веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».
  1. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё
    настроение:

Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

  1. Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции».
  1. «Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;
  2. Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как
    рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;
  3. «Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;
  4. «Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;
  5. «Как ты себя сегодня чувствуешь?»— ребенок выбирает из
    предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...
  1. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:
  1. «Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
  2. «Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
  3. «Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».
  1. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова
    предложите детям:
  1. изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи;
  2. произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
  1. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:
  1. участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
  2. сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет
    сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
  3. разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое
    отношение к тому или иному персонажу;
  4. следующие упражнения, игры:

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди
описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался
точнее;

«Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети
изображают подарок я дарят его друг другу;

«Царевна-Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка
разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают
игру...;

«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то животными,
растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему
они выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что-нибудь
своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

  1. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации
    проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», « Бармалея» и т.д.
  2. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям
    такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

Осуществляя работу с родителями, важно учитывать, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают:

  1. гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно
    влияющие на взаимоотношения детей;
  2. гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом
    воспитательной деятельности родителей.

Принимая это во внимание, родителям необходимо предложить два вида рекомендаций для: совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений

Данные рекомендации были разработаны на основе нашего магистерского исследования на тему «Педагогические условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» и признаны помоч...

Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений

Данные рекомендации были разработаны на основе нашего магистерского исследования на тему «Педагогические условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» и признаны помоч...

Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников

Игры направленные на  формирования коммуникативных умений у дошкольников...

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...

5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

        1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...

Рекомендации направленные на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Рекомендации для воспитателей,направленные на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста....