Рекомендации направленные на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)

Иванова Галина Павловна

Рекомендации для воспитателей,направленные на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiidokument_microsoft_word.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации направленные на формирование коммуникативных умений.

В старшем дошкольном возрасте ребята уже демонстрируют активную речь, способны вступать в процесс общения, поддерживать определённые отношения между собой, что, нередко, создаёт обманчивую видимость сформированности коммуникативных навыков. Данное обстоятельство объясняется смешением понятий «коммуникация» и «общение».
Вникая в суть понятий, мы отмечаем большую смысловую разницу между «общением» и «коммуникацией». Так, общение представляет собой «сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга». Понятия «общение» и «коммуникация» не равны между собой и данное неравенство можно обозначить так:

Не всякое общение является коммуникацией, но любая коммуникация между людьми строится на общении. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников».
В кратком психологическом словаре коммуникация представлена как «смысловой аспект социального взаимодействия», и, если общение – это социальное взаимодействие, то коммуникация – это смысл общения, это взаимодействие в общении. 
Следует отметить, что понятие «коммуникативные умения» часто сливается с понятием «коммуникативные навыки», что некорректно с точки зрения вложенного в них смысла. Известно, что навык – это умение, доведённое до автоматизма. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации
.

Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.

Старший дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.
 

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения с целью речевого развития, развития коммуникативных умений и навыков.

  1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,приветствия, и т.д), то ем можно подсказать в стихотворной
    форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и
    Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (Имя ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте),
     а слово-то какое, очень дорогое».

2.Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

«Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в
глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,
говорят несколько добрых слов, хвалят его.
 («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».

3. Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции».

«Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;

Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

«Маски» - один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

«Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

4. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:

«Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

«Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека,животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

5.Для совершенствования умения ясно и четко произносить словапредложите детям:

изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга.

Золушка и другие сказочные персонажи; произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

6.Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

7. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям
такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...

Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста»

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и и...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)

С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянн...

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами продуктивных видов деятельности презентация

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дош...

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами продуктивных видов деятельности

Коммуникативные умения определяются исследователями как свойства и способности, обеспечивающие успешного общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечиваю...