Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)
материал (старшая группа) на тему

Носова Ольга Владимировна

С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувство других людей.

      Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие. В игре ребёнок учится общаться. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Кроме того, через неё дошкольник знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся для него образцом, приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для установления контактов со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение педагогического опыта 64.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №218» Индустриального района

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

(обобщение опыта работы)

Автор: Носова Ольга Владимировна

Воспитатель

Барнаул, 2016

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

(обобщение опыта работы)

Модули:

  1. Условия становления опыта                                                           с.3
  2. Актуальность и перспективность опыта                                       с.4
  3. Теоретическая база опыта                                                               с.8
  4. Новизна опыта                                                                                  с.14
  5. Технология опыта                                                                            с.14
  6. Результативность опыта                                                                  с.21
  7. Адресная направленность                                                                с.28
  8. Трудоемкость опыта                                                                         с.28

Условия становления опыта

     Целенаправленная работа по развитию у детей дошкольного возраста навыков общения начата 2012 году.

     Наблюдения за свободной игровой деятельностью детей данной группы показывали однообразие игровых сюжетов у детей и их зависимость от предшествующего опыта, неумение до конца реализовать свой замысел, нежелание устанавливать контакты со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации. Дети предпочитали индивидуальную игровую деятельность совместным действиям с партнером по игре. Они отказывались от проявления инициативы в игре, предлагали в лучшем случае один вариант игры. Большинство из них выступали пассивными участниками и занимали подчинительную позицию в общении.

      Конечно, в группе были и дети с высоким уровнем развития игровой деятельности, дальнейшее развитие предполагало установление более тесных контактов со сверстниками и взрослыми.

Актуальность и перспективность опыта.

       С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувство других людей.

      Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие. В игре ребёнок учится общаться. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Кроме того, через неё дошкольник знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся для него образцом, приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для установления контактов со сверстниками.

    Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

    Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

      Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Таким образом, игра занимает ведущее место в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе. Группа во главе с лидером – лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка, принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. Общение со сверстниками занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков.

         Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений, выявила, что развитие коммуникативных способностей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых, можно сказать – приоритетных задач воспитания, которые являются и важнейшей частью социализации ребенка. Поэтому было принято решение более углубленно заняться этой проблемой.

     Цель данной методической работы - выявить влияние игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:

1. Обучить детей речевым средствам общения.

2. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

3. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

4. Формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).

5Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим.

6. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении.

      Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений.

      Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

      Была выдвинута следующая гипотеза: развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста будет происходить эффективно, если:

-  учить детей распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них;

- использовать разнообразные игровые формы и методы, направленные на развитие коммуникативных умений.

   В работе использовались разнообразные методы обучения детей:

  • Развивающие игры (сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, и др.)
  • Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера)
  • Этюды
  • Импровизации
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии
  • Рассматривание рисунков и фотографий
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций
  • Свободное и тематическое рисование
  • Лепка
  • Чтение художественных произведений
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Сочинение историй
  • Беседы
  • Мини-конкурсы, игры-соревнования

Формы работы:

  1. Совместная деятельность ребенка со взрослым, реализуемая на базе различных позиций общения: «над», «под», «на равных»;
  2. Совместная деятельность ребенка со сверстниками.
  3. Эмоционально насыщенная индивидуальная игровая деятельность.

Прогнозируемые результаты

Дети и взрослые усвоят основы нравственности во взаимоотношениях друг с другом, а также с незнакомыми взрослыми людьми. Дети научатся уважать взрослых, слышать и понимать чужую боль, сострадание другого человека, смогут вовремя протянуть руку помощи друг другу. Малыши узнают историю своей семьи, что поможет развитию уважения к своим близким, умению понимать маму, папу, бабушку… Родители и дети научатся видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих в быту и в общественных местах. Дети начнут формировать «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; усвоят понятия «честно – нечестно»«справедливо – несправедливо» и «правильно – неправильно»;получат представления о важности и значительности различных профессий.

Теоретическая база опыта

    Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

   Передача информации осуществляется посредством знаковых систем. Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальный и невербальный.

   Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка.

   По мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации.

   Невербальная коммуникация не предполагает использование звуковой речи в качестве средства общения.

   Невербальная коммуникация - это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

   Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

   Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.

   Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

   Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в д/саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

   Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.

   Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д.

   С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей. А также игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи: «Цветочек», «Одуванчик», «Свеча», «Погрей руки», «Бурлящая вода», «Пускание мыльных пузырей».

   Цель использования таких игр:  развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

   Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков: «Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье».

  Цель: отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

   Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков: «Трубач», «Каша кипит», «Гуси шипят», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник».

 Цель: отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

   Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов: «Часики», «Паровозик», «Дровосек», «Лови мяч», «Волшебная палочка».

  Цель: тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

   К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развивать умения и навыки.

   По такому направлению подобраны и систематизированы игры. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель - развитие коммуникативных навыков.

   Система состоит из четырёх блоков:

1. Игры на развитие умения сотрудничать;

2. Игры на умение активно слушать;

3. Игры на умение перерабатывать информацию;

4. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому). 

   Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно - в виде «игровых пятиминуток».

   Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

    Игра – как фактор развития диалога.

   Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а так же игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

   «Маковое зёрнышко» (словесная игра)

Цель: Учить детей участвовать в общем разговоре, поочерёдно задавать вопросы и отвечать на них, развивая его тему.  

  «Кошка и мышка» (подвижная игра)

Цель: Учить задавать и отвечать на них.

   «Фанты» (словесная игра)

Цель: Развивать умение так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа, и осознанно отбирать слова, избегая «запретных».

   «Да» и «нет» (словесная игра)

Цель: Знакомить с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизации речи.

    «Похожи  - не похожи» (словесная игра)

Цель: Учить терпеливо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.

    «Кто кого запутает?» (словесная игра)

Цель: Учить высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение, развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов, закреплять знания детей о внешнем виде животных.

    Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствовали различные формы инициативных и ответных реплик.

    Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

    Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. В совместной игре постоянно происходит взаимное согласование – на основе общего замысла – правил и жизненных представлений. Поэтому в задачу педагога входит создание условий для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками, что позволяет формировать коммуникативные умения.

    Все это послужило своеобразной подготовкой для игровой деятельности детей, включающей в себя сюжетно-ролевую игру «Семья», проводимой с целью воспитывать желание играть вместе, распределять роли и играть дружно. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» развивает связную речь, память, умение распределять роль, воспитывать желание быть дружными. Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей» проводится с целью проявить умение встречать гостей, соблюдать правила поведения за столом, быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» развивает доброжелательное отношение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях.

   Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры

     Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

    Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

    Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду со специальными занятиями, упражнениями, играми шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков. Необходимо регулярно разговаривать с детьми, побуждать их к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками.

    Повседневная жизнь представляет большие возможности для непредвиденного рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищу о событиях дома, рассказы при встрече выздоровевшего ребенка и др.). воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие рассказывать.

    Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг другу, естественно, должны отражаться и в речи ребёнка. Воспитателю надо помнить, что частота и разнообразие обращений ребёнка к окружающим зависит от разнообразия обращений взрослых к детям.

    Задача воспитателя - стимулировать содержательное, продуктивное общение ребёнка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельностях в процессе обучения является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Овладение культурой, демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равные партнёры, во многом определяет успех работы.

    Умение общаться обеспечивает ребёнку чувство психологической защищённости, создаёт ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

Новизна опыта

     Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражнений. Новизна моей педагогической инициативы заключается в разработке разнообразных форм и методов организации совместной деятельности воспитателя и дошкольников на основе игры, исходя из выявленных проблем общения старших дошкольников.

Технология опыта.

Особенности методической работы по теме.

    Методическая работа ведется в нескольких направлениях:

- обеспечивается методическими материалами и пособиями педагогический процесс;

- составлена методическая картотека литературных источников по проблемам развития игровой деятельности;

- организована специальная предметная игровая среда с учетом возрастных особенностей детей;

- по мере необходимости меняется и дополняется оборудование и материалы для игры;

- создана картотека дидактических, сюжетно – ролевых, развивающих игр для решения конкретных практических задач;

- ведется целенаправленная работа с семьей через систему домашних заданий и индивидуальных консультаций для создания опыта совместных действий ребенка с родителями;

- принимается активное участие в работе методических объединений для педагогов, обмен педагогическим опытом.

     Задача методической работы:

Обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.

Основной метод – главный метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуации.

    Цель проведения занятий – создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

    Материал можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Дети от двух до пяти лет с каждым годом меньше играют в одиночестве и всё больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения.

    Таким образом, существует шесть типов поведения и соответственно шесть видов игр, куда вошли следующие:

Неигровое поведение: ребёнок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

Игра наблюдение: ребёнок наблюдает, как играют другие, часто задаёт им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.

Игра в одиночестве: ребёнок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

Параллельная игра: ребёнок играет один, однако в непосредственной близости от других играющих детей.

Связанная игра: ребёнок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определённого результата.

    Успешному проведению игры способствует доброжелательность взрослого, который положительно настраивает ребёнка на сотрудничество. Результативность использования обучающих игр повышается, если соблюдать последовательность в подборе игр и следовать принципам доступности, повторяемости, постепенности выполнения заданий. Организуя каждую игру, взрослый сначала проговаривает слова и выполняет движения игры одновременно с ребёнком. По мере освоения движений взрослый только задаёт вопросы или даёт игровое задание, а ребёнок исполняет свою роль самостоятельно. В играх также предполагаются усложнения, варианты, которые помогут поддерживать интерес детей и обеспечат развитие.

Формы работы

  • Развивающие игры (сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, и др.)
  • Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера)
  • Этюды
  • Импровизации
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии
  • Рассматривание рисунков и фотографий
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций
  • Свободное и тематическое рисование
  • Лепка
  • Чтение художественных произведений
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Сочинение историй
  • Беседы
  • Мини-конкурсы, игры-соревнования

Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми

    Для решения поставленных задач были организованы индивидуальные пространства для игр и многофункциональная предметная среда на основе следующих требований:

- наличие индивидуальных мест для режиссерских игр и наборы строительного материала, многофункциональные предметы – заместители;

- открытость к завершению, незавершенность организации предметного пространства (недостроенный дом из мебели, коробки с выстеленным дном, расстеленный отрез ткани на полу);

- приспособленность предметной среды к совместной деятельности ребенка и взрослого; ребенка и сверстника;

- наличие в достаточном количестве природного материала;

- свободный доступ к различным материалам (пластилину, краскам, ножницам).

    Осуществлялись следующие виды работ:

- использовались спонтанно возникшие ситуации для переосмысления предметов с точки зрения их функций. Например, в играх «Для чего этот предмет?», «Придумай сам»;

- обыгрывались ситуации через организацию диалога игрушки с ребенком по поводу решения какой – либо проблемы ( для решения конфликтных ситуаций; при необходимости определенного вида действий ребенка; при организации помощи няне или сверстнику);

- на занятиях побуждали детей объединять предметы и материалы в одном сюжете, развивать его с опорй на поставленные педагогом вопросы;

- игровые сюжеты обогащались методом постановки дополнительных вопросов: что произошло дальше, где был главный герой игры, кто ему и в чем помогал и т.д.;

- в индивидуальной встрече с ребенком учили создавать воображаемую ситуацию с опорой на образ – роль, способствуя эмоциональному проживанию образа посредством мимики и жестов;

- обогащался реальный опыт и знания ребенка о свойствах материалов и предметов окружающего мира, жизни животных.

Оформление развивающей среды

    Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания педагогов детского сада. Маленькие дети очень импульсивны – это может привести к осложнению в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них формируется способность осознавать свои переживания, видеть и понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольное поведение. Не случайно одной из главных задач педагогов дошкольного учреждения является создание психологических условий для эмоционального комфорта каждого ребёнка и развития его личности.

    В нашей группе создана такая предметно – развивающая среда, что каждому ребёнку комфортно. Здесь и разнообразные уголки, развивающие зоны и т. д. Но в каждом уголке своя изюминка. Например, в учебной зоне – «Говорунья» (речевое развитие),  «Заниматика»(развитие логики, «Изобразилия» (рисование, лепка, аппликация), «Лукоморье»(уголок чтения).

    Также в группе есть «Коврик мира», он способствует снижению негативных переживаний, обеспечивает психологическую помощь взрослым и детям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия. На коврике можно посидеть вдвоём, можно – в одиночку, но цель одна: наладить дружеские отношения, поднять настроение, забыть обиду, снизить тревожность. Так, взрослый может предложить «противникам» присесть на «Ковёр мира» поближе друг к другу, почувствовать тепло товарища, поговорить и прийти к конструктивному решению.

    Очень любят дети в группе «Камень исполнения желаний». Он необычен тем, что на его поверхности мерцает отпечаток детской ладошки. «Он может исполнять любые желания», стоит только ребёнку или взрослому прикоснуться ладонью к отпечатку, почувствовать прохладу и прошептать желание.

    «Сухой дождь» способствует улучшению настроения, восстановлению душевного равновесия. Застенчивым, робким, неуверенным детям рекомендуется проходить сквозь ленты определённого цвета – от фиолетового к красному. Гиперактивных, агрессивных детей успокоит прохождение спектра от красного цвета к фиолетовому.

    «Дом Лесовичка» представляет собой корень старого дерева, где и прячется сам Лесовичок. Встреча с Лесовичком поднимает детям настроение.

    «Волшебный сад запахов и цвета»«Дерево настроения» – это красивое и уютное место, где в тесном соседстве живут сказочные обитатели.

    Взаимодействие с семьей

Понимая, что работа по данной теме немыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей одной из главных задач деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог – дети - родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны педагога. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество»и «взаимодействие». Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Только тогда родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Основополагающими принципами взаимодействия с семьей являются:

- Принцип открытости – каждый родитель проинформирован о целях, задачах, содержании и методах работы с детьми.

-Принцип партнерских отношений – родители являются полноправными участниками образовательного процесса.

С родителями ведется работа, направленная на повышение их педагогической компетентности, развития мотивации к совместной деятельности по созданию благоприятных условий для коммуникативного развития дошкольников.

Необходимо вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. С этой целью целесообразно использование разнообразных традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, направленных на:

- совершенствования собственных умений межличностного общения;

- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.

О результативности взаимодействия с семьей свидетельствуют:

- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей.

- Овладения практическими средствами и способами развития коммуникативных навыков детей.

- Повышение активности родителей воспитанников в участии в совместных мероприятиях группы и ДОУ.

-Положительная мотивация родителей по формированию социально-коммуникативных навыков детей.

Это приведёт к созданию единого образовательного пространства семьи и детского сада.

 Результативность опыта

    Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

I этап: Констатирующий. Обследование дошкольников. Анализ полученных данных, разработка перспективного планирования (сентябрь 2014 года).

Цель: изучить особенности общения детей среднего дошкольного возраста на начало эксперимента.

IIэтап: Формирующий, который направлен на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, внедрение в работу игровых форм и методов, способствующих развитию коммуникативных способностей детей группы (октябрь 2015 года – апрель 2015 года).

IIIэтап: Контрольный. После завершения двух предыдущих этапов (констатирующий и формирующий) были проведены контрольные срезы, повторное обследование детей. Анализ полученных данных (май 2016 года)

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей детей

На констатирующем этапе была проведена диагностика группы (группа старшего дошкольного возраста № 11 – 24 ребенка)

Работе по коммуникативному развитию детей предшествовало внимательное изучение коммуникативного поведения каждого ребенка. В процессе обследования выявлялись особенности коммуникативного поведения детей и группы в целом.

В качестве критериев изучения коммуникативных навыков старшего дошкольника были выделены:

- желание вступать в контакт;

- умение организовать общение;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Результаты изучения особенностей коммуникативных навыков старших дошкольников отображены в диаграмме  (Приложение 1).

Для изучения коммуникативных навыков использовались метод наблюдения в естественных условиях, методика «Изучение навыков культуры общения», которые предлагают Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина (Согласно данной методике за ребенком наблюдают так же в естественных условиях).

В результате оценки стартовой диагностики выявлено:

- низкий уровень сформированности коммуникативных умений показали

 24 % детей. Эти дети испытывали затруднения в умении детей вести содержательный диалог со сверстниками, отсутствовали умения принимать участие в коллективных делах, умение разрешать конфликтные ситуации.

    На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных навыков. Были намечены основные направления деятельности.

Реализация работы по развитию коммуникативных умений дошкольников на формирующем этапе.

Целью формирующего этапа исследования являлось:

- формирование эффективных способов взаимодействия, способствующих гармоничным отношениям, психологическому комфорту в коллективе и являющихся профилактикой асоциального поведения дошкольников.

   Для достижения результата были определены следующие задачи:

- расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;

- сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;

-воспитывать умение сотрудничать в различных видах деятельности, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях и других проблемах общения.

    Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось при следующих условиях:

-использование различных видов игр и игровых упражнений (игровой тренинг, направленных на развитие коммуникативных умений;

-интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;

-использование активной игровой позиции воспитателя.

    Работа строилась на следующих принципах:

- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;

- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать социальный опыт;

- развивающем характере обучения, основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций и дилемм;

- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);

- обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;

- уважении личности ребенка, ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;

- предоставлении детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;

- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.

    На игровых занятиях по теме «Давайте дружить» дети учились анализировать конкретные ситуации, обсуждали поступки и характеры героев. Беседовали по содержанию пословиц о дружбе и друзьях: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями»«Там, где дружат – живут, не тужат» и др.

    Большое значение придавалось умению детей выражать дружеские чувства, симпатию, сочувствие к окружающим. Для формирования потребности в общении со сверстниками использовали игры из программы «Азбука общения» Шипициной Л. М.: «Мы разные»«Не забывай о товарищах» и др.

    Для активизации личностных контактов включала чтение и обсуждение художественных произведений нравственно-этического содержания: В. Осеева «До первого дождя»,«Просто старушка», Л. Толстой «Два товарища» и др.

    Много внимания уделяла воспитанию вежливости, знакомству с различными формами вежливого обращения друг с другом и с взрослыми. Дети упражнялись в умении вести доброжелательную беседу по телефону: игры «Телефонный разговор»«Испорченный телефон». Знакомились с правилами поведения, принятыми в обществе. Дидактические игры и упражнения «Добрые волшебники»«Волшебные очки»«Комплименты» учили детей видеть в своих товарищах положительные черты, говорить им хорошее, приятное.

    Организацию работы осуществляла в соответствии с тематическим перспективным планом (Приложение 3).

    Коррекционная работа по формированию социально-коммуникативных навыков осуществлялась в рамках совместной деятельности воспитателя и детей с небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения в занятия, предусмотренные программой, специального материала по формированию коммуникативных навыков.

    Активизация коммуникативной деятельности детей в целом невозможна без развития ее основных компонентов. Речь – основной компонент коммуникативной деятельности.

    Предлагаемые игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают. Они хорошо организуют детский коллектив, могут использоваться в разных формах совместной деятельности взрослого и детей.    

Анализ сформированности коммуникативных навыков на контрольном этапе.

    Завершающим этапом в исследовательской работе было подведение итогов и сравнительный анализ результатов проведённой работы Цель и задачи экспериментального исследования были реализованы в полном объеме. Для подтверждения гипотезы экспериментальной работы было проведено повторное обследование дошкольников.

Цель контрольного этапа эксперимента: определение эффективности использования игровых форм и методов по развитию уровня коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня коммуникативной компетентности мы повторно использовали методики констатирующего эксперимента.

    Данные исследования навыков общения детей приведены в приложении (Приложение №2).

   Повторная диагностика коммуникативной компетенции показала, что все дети группы продемонстрировали более высокие результаты по всем показателям диагностики.

   Исследования показали, что благодаря целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети научились навыкам саморегуляции, овладели способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развили коммуникативные навыки, научились общаться в конфликтной ситуации стали требовать от взрослых меньше внимания. Снизилась агрессивность у детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие сами по себе стали играть с другими детьми.

    Выстраивание в системе психолого-педагогической работы по преодолению социальных барьеров взаимоотношению между детьми, способствует установлению теплых, доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

    Контрольный этап показал эффективность влияния игр на формирование коммуникативных умений старших дошкольников, т. к высокий уровень возрос вдвое.

    Эффективность деятельности по формированию коммуникативных умений дошкольников представлена сравнительными диагностическими данными констатирующего и контрольного этапов.

    Уровень развития коммуникативных умений :

 Контрольный этап

Высокий уровень 13%    30%

Средний уровень 63%     68%

Низкий уровень   24 %     2%

Следовательно, мы видим, что в группе после серии проведенных игр, направленных на повышение коммуникативной компетенции значительно улучшились показатели. Значит, гипотеза исследования подтвердилась полностью, формирование коммуникативных умений более успешно, если:

- формировать у детей умение распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них;

- в воспитательно-образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста системно включаются игровые технологии, направленные на формирование (развитие) у них коммуникативной компетентности;

- осуществлять интеграцию разных видов игр в педагогическом процессе;

- воспитатель занимает активную игровую позицию.

    Преимуществом данного исследования является то, что предлагаемый материал легок и доступен для восприятия ребенка, поскольку осуществляется через игровую деятельность и ориентирован на данный возраст.

В целом реализация данной педагогической инициативы позволила достигнуть следующих результатов:

-серия игровых тренингов апробирована и внедрена в практику работы ДОУ;

-наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных способностей дошкольников, дети активно и содержательно общаются в совместных видах деятельности

-минимизация конфликтных ситуаций на группах в межличностном общении воспитанников - свидетельствует о положительной динамике развития коммуникативных навыков и навыков самоконтроля;

- активно вовлечена родительская общественность в работу по формированию у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.

Адресная направленность

Опыт будет интересен воспитателям, методистам ДОУ, специалистам, работающим с детьми.

Трудоемкость опыта

Представленный опыт может быть реализован в следующих условиях:

-наличие перспективного плана развития коммуникативных навыков общения и перспективного плана деятельности с детьми и родителями по данной теме;

-наличие материала по теме, альбомов и картотеки;

-изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

-обогащение предметно - развивающей среды и т.д.

Список используемой литературы

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. 2005

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.

Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»

Добрович А. В. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987 г

Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»;

Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: 2000

Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1999.

Леонтьев А. Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 - T.I.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: «Педагогика», 1986.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.

Шипицина Л. В. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. М.:Детство – Пресс, 1998

Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника. М., Педагогика, 1987

Интернетресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

«Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)

   Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...

«Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста».Анализ опыта работы.

Анализ опыта работы по теме : «Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей  дошкольного возраста». Представлен на районном конкурсе "Воспитатель...

Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - ...

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей  Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ...