Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кирдяшова Наталья Петровна

коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, существенно тормозит развитие игровой деятельности, которая, имеет ведущее значение в формировании личности дошкольника. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с недоразвитием речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Процесс общения детей с общим недоразвитием речи 3-его уровня со взрослыми существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Для данной группы детей характерна недостаточная критичность по отношению к себе, проявляющаяся в явно завышенной оценке собственных поступков.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Предпочитаемым видом коммуникации для большинства детей с общим недоразвитием речи является общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у них кратковременный, беседа не может длиться более 5-7 минут

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи возникают стойкие нарушения общения, формируются комплексы нарушений речевого и когнитивного развития, которые препятствуют установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции таких детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных умений дошкольников. К средствам относятся игровая, сценическая деятельности, продуктивные виды деятельности, игрушка. К методам – коллективный разбор конфликтов, обсуждение пьес, работа с родителями, активная включенность самого ребенка в процесс общения.

(Далее приводится перечень игр для развития коммуникативных способностей детей с ОНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_igry.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

З-ЕГО УРОВНЯ

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Выделяют три уровня общего недоразвития речи.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с  общим недоразвитием речи в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы.

На втором уровне речевого развития дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать с взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Наиболее распространен у детей пяти - шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи 3-й уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Дети, имеющие второй и третий уровни развития речи, составляют основной контингент специальных логопедических групп. Уровень коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-его уровня можно охарактеризовать как значительно отстающий от нормы.

Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм

В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, существенно тормозит развитие игровой деятельности, которая, имеет ведущее значение в формировании личности ребенка. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с недоразвитием речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Процесс общения детей с общим недоразвитием речи 3-его уровня со взрослыми существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Для данной группы детей характерна недостаточная критичность по отношению к себе, проявляющаяся в явно завышенной оценке собственных поступков. Изучение характера общения детей со взрослыми обнаружило преобладание его ситуативно-деловой формы, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 – летнего возраста.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Предпочитаемым видом коммуникации для большинства детей с общим недоразвитием речи является общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у них кратковременный, беседа не может длиться более 5-7 минут

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи возникают стойкие нарушения общения, формируются комплексы нарушений речевого и когнитивного развития, которые препятствуют установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции таких детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

 

Существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных умений дошкольников. К средствам относятся игровая, сценическая деятельности, продуктивные виды деятельности, игрушка. К методам – коллективный разбор конфликтов, обсуждение пьес, работа с родителями, активная включенность самого ребенка в процесс общения. (Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей)

  1. Развитие умения слышать, понимать и подчиняться правилам
  1. «Менялки»

Упражнение проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

  1. Игра в «тарелочку»

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает ее, называет имя какого-нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает ее и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из игры.

  1. «Травинка»

Считалкой выбирают «наблюдателя»: остальные дети – «травинки».

Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя.

1). Поднимите руки медленно вверх через стороны.

2). Потянитесь как травинка тянется навстречу солнечному теплу.

3). Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травку.

4). Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад.

5). Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперед-назад.

6). Затем ветер стихает – травинки замирают.

7). Ветер усиливается – травинки вновь сильно раскачиваются.

8). Ветер затихает – травинки тянутся, опустив руки.

«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и упражнение повторяется вновь.

Развитие умения контролировать движения и работать по инструкции

  1. «Группа в обручах»

Каждый ребенок берет обруч и с его помощью «прицепляется » к соседу – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, дети стоят тихо в ожидании начала звучания музыки; под музыку стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку. Ведущий может подсказать детям разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут образовать цепочку, конус, круг.

  1. «Холодно – горячо, право - лево»

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

  1. «Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

  1. «Глаза»

В качестве образцов педагог использует изображения из геометрических фигур. Перед началом упражнения вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он «глаза» своей пары). Далее ребенок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «Вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды даются  опорой на образец). Затем дети меняются ролями и повторяют вновь.

  1. «Горная тропинка»

Перед упражнением детям читают басню С.Маршака «Два барана» и проводят беседу по ее содержанию.

*Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?

*Какие качества погубили баранов?

*Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?

*Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

Затем начинается упражнение.

Педагог. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.

Пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка шириной 25-30 см ограничены веревкой или очерчены мелом.

Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.

Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

  1. «Я не должен»

Педагог заранее готовит сюжетные картинки, связанные  с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок - окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

  1. «Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.

Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

  1. «Связующая нить»

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить.

Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

  1. «Поводырь»

В группе разложены и расставлены предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий-ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Давай обойдем его». Затем дети меняются ролями.

  1. . Развиваем умение активно слушать

Учим общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

  1. «Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

  1. «Азбука настроений»

Воспитатель готовит шесть карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей (мальчик, девочка и т.д.): радость, горе, испуг, злость, недовольство.

Детям предлагают выполнить такие задания, как «определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.

  1. «Отражение чувств»

Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.

Развитие слухового восприятия

  1. «Телефон»

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где нарушилась связь.

  1. «Цепочка слов»

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три-пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.

  1. «Собери чемодан»

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т.д. Условие: повторяться нельзя.

Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили предыдущие игроки, и называют свой.

  1. «Взаимное цитирование»

«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову свое имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например Ваня-Ваня. Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовет кого-либо другого, например, Катя-Катя. Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т.д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок».

Учим задавать открытые и закрытые вопросы

  1. «Почта»

Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почтальон.

Дети. Откуда?

Водящий. Из Рязани.

Дети. А что там делают?

Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и т.д. (дети изображают действия, названные водящим).

  1. «Да» и «нет» не говорите

В игре участвуют две команды. Педагог предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встает перед другой командой, игроки которой в течение минуты «обстреливают» его вопросами. «Доброволец» должен отвечать на них, соблюдая правило: «Да и нет не говорите».

Если игрок произнесет одно из этих слов, это будет означать, что команда-соперница его перехитрила, и он должен вернуться на свое место. Если же игрок в течение минуты удержится и не произнесет запрещенных слов, то команда-соперница признает себя побежденной. «Доброволец» получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры подсчитывают фишки: команда, у которой их больше, победила.

  1. «Картинная галерея»

Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше всего понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребенок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше».

Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребенку. Если она угадана, ребенок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под названием (называет)».

  1. «Азбука почемучек»

Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по порядку). Проигрывает тот, кто первый собьется, кто забудет последовательность букв в алфавите.

Арбуз – это фрукт или овощ?

Бегемот – это кто?

Волки водятся в наших лесах?

Где зимуют ежи?

Детей кто воспитывает?

Ель на ежика похожа?

Ёрш – это птица?

Жадность в чем проявляется?

Зачем лисе хвост?

Ирис – это цветок или конфета?

Куда улетают осенью птицы?

Любишь ты животных?

Можно обижать маленьких?

Ночь – часть суток или время года?

Облака бегут или плывут?

Помогаешь родителям?

Радуешься новым игрушкам?

Собака – друг человека?

Ты часто задаешь вопросы взрослым?

Учиться всегда, пригодиться?

Фломастерами что делают?

Хорошо ты отдохнул летом?

Цапля, где живет?

Часто ты читаешь книги со взрослыми?

Шарами что можно украсить?

Щенки, чьи дети?

Этажей сколько в твоем доме?

Юла – это игрушка?

Яблоки, какого бывают цвета?

  1. «Интервью»

Игра проводится с подгруппой детей (шесть-восемь человек). Им предлагается разделиться на две равные команды. Одна команда (эксперты) встает у окна, другая (журналисты) – у дверей.

Инструкция: «Сейчас каждый журналист найдет себе эксперта и возьмет у него интервью по такой, например, теме «Город, в котором я живу».

Пожалуйста, исполняйте свои роли так, чтобы ваше поведение, речь были как у настоящих журналистов и экспертов. На проведение интервью вам дается 5 минут».

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Учим перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)

  1. «О чем я сказала?»

Педагог обращается к детям: «Послушайте, что я сейчас скажу. Бежит собака. Бежит ручеек. Бежит вода из крана. О чем я сказала?» Подводит детей к выводу: «Вы сказали, что собака, ручеек, вода из крана могут бежать».

Каждому ребенку дают по три предметные картинки. Перефразировать мысль педагога будет тот ребенок, про чьи картинки пойдет речь. Например, «Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывет утка. Плывет человек. Плывет корабль. Летит самолет. Летит птица. Летит облако. Ножка у стула. Ножка у гриба. Ножка у мебели».

  1. «Объясни Незнайке!»

Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чем я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит» и т.д.

  1. «Слушай и повторяй»

Играть могут два ребенка и более. В первой игре роль ведущего педагог берет на себя. Когда дети усвоят правила игры, ведущим может стать любой желающий.

Педагог с помощью считалки выбирает одного ребенка для передачи информации детям. Ребенок внимательно слушает, вникая в содержание сказанного. Затем ему предлагают передать детям суть сказанного ему, но другими словами.

Усложнить игру можно, используя стихи, сказки, рассказы, небольшие по содержанию и объему.

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

  1. «Зеркало движений»

Один ребенок – «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у более половины детей правильные действия не получаются, выбирают новое «зеркало».

  1. «Тайный смысл»

Педагог называет несколько пословиц и просит выбрать одну из них, которая подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).

Примеры пословиц. У страха глаза велики. Трусливому зайке и пенек – волк. Одна пчела много меда не носит. Как аукнется, так и откликнется.

  1. «Поиск смысла»

Детей знакомят с баснями И.А. Крылова и предлагают пересказать их содержание, найти скрытый в них смысл, провести конкурсы на поиск смысла, инсценировать басню.

Учим использовать такой прием активного слушания, как развитие мыслей собеседника

  1. «Я начну, а вы продолжите»

Взрослый приносит незаконченные предложения из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Ребенок должен закончить предложение, использовав образные слова и выражения. Например. «Был ясный день, снег на солнце…(сверкал, блестел, переливался). Миша сел на санки и помчался с горы…(пулей, вихрем). Санки перевернулись, и мальчик…(шлепнулся, бухнулся в снег). Коле очень захотелось, чтобы гора получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали)».

  1. «Мое начало – твой конец»

Дети делятся на две команды: одна – придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка) по цепочке; другая ее продолжение (также по цепочке).

  1. «И это хорошо, и это плохо»

Педагог предлагает детям посмотреть на ручку с двумя колпачками. «Этот колпачок белый – он будет означать «хорошо», этот колпачок черный – он будет означать «плохо». Если ручка повернута белым колпачком кверху, нужно говорить «хорошо», если черным – «плохо».

Выбирается тема, в которой дети способны выделить «хорошее» и «плохое» (время года, животные, бытовые приборы и т.д.)

Например. Тема «Лес». Ручка повернута белым колпачком вверх («Лес – это хорошо, потому что он очищает воздух»). Передаем ручку Ане, поворачивая ее черным колпачком вверх. Аня должна объяснить, почему лес – это плохо. Например, «Лес – это плохо, потому что в нем можно заблудиться и т.д.»

  1. . Учим перерабатывать информацию

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

  1. «Через стекло»

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

  1. «Магазин игрушек»

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

  1. «Вечер загадок»

Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, например: «Большой, круглый, полосатый». (Арбуз). Затем можно добавить функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает». (Пылесос). После этого можно предложить «образные» загадки типа «Крашено коромысло через руку повисло». (Радуга). Непонятные слова надо обязательно объяснить.

  1. «Путешествие Буратино»

Детям показывают Буратино (кукла) и говорят, что он – заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; утром или вечером) это было. Итак, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются; расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают ее, потягиваются, расстилают постель, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают, кружатся; маршируют, подлезают, приседают, спрыгивают. Был Буратино в детском саду тогда, когда дети приходят, здороваются, раздеваются, заходят в группу;

Обедают, благодарят; одеваются, прощаются, уходят.

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи

  1. «Что на что похоже»

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям и т.п. со сходными и известными всем предметами). Назначается водящий, который выходит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что-либо или кого-либо. Затем он возвращается и по описаниям-сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

  1. «Хорошо-плохо»

Дети делятся на две команды. Задача первой – объяснять, почему весна или любое другое время года или какое-либо действие – это хорошо; задача второй – противоречить первой команде и объяснять, почему это плохо.

Затем команды меняются ролями.

  1. «Почему? А потому!»

Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?»; «Может слон жить без хобота?». За самый доказательный и правдоподобный ответ ребенок получает фишку.

Развиваем способность аргументировать свою точку зрения

  1. «Что было бы, если бы…»

К детям приходит Фея с волшебной палочкой и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают, но они должны обосновать свой выбор. Варианты: «Если бы я был художником, то нарисовал бы…»; «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль…»

  1. «Договор по правилам»

Педагог предлагает детям выбрать себе любую роль. Но они должны доказать всем, что смогут ее сыграть: рассказать, что будут делать, почему, как и для чего.

  1. «Доказательство»

Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры и т.д.) Дети обдумывают, что из них можно сделать. Например, один ребенок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!». Ребенок должен рассказать, как он будет это делать, и выложить придуманную им фигуру.

  1. . Учим конструировать «текст для другого»

Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично

  1. «Художник слова»

Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?».

  1. «Опиши друга»

Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу. И по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен.

  1. «Библиотека»

Дети выбирают двух-трех библиотекарей и делятся на две-три группы (каждую группу «обслуживает» один библиотекарь). Ребенок пересказывает содержание нужной ему книги, но не показывает ее. Библиотекарь по описанию должен догадаться, о какой книге идет речь, и выдать ее ребенку.

Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому

  1. «Угадай, кто это»

Один ребенок – рассказчик; остальные сидят на стульях по кругу. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и он вместе с рассказчиком, взяв его за руки, шагает под песню, исполняемую детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях; угадавший становится рассказчиком.

  1. «Построим город»

Один ребенок – «архитектор». Его задача – рассказать «начальнику стройки», какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каждого ребенка, распределяет роли и объясняет каждому, что он должен делать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам.

Учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми

  1. «Телевизор»

Выбирают одного ребенка («ведущий телепередачи»); остальные дети делятся на две группы и уходят в другое помещение. Педагог дает ведущему задание показать по телевизору передачу «Новости» или др. Пока он готовится, взрослый приглашает первую группу телезрителей, рассказывает им о событиях, которые будут показаны; телезрители по описанию угадывают, что эта за передача, и договариваются, как расскажут о ней второй группе детей. Их приглашают в групповую комнату. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.

Данные коррекционные игровые упражнения, предложенные Л. Дубиной, удобно проводить в виде «пятиминуток» ежедневно, на протяжнии всех периодов обучения.

Литература

  1. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
  2. Антонова М.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1975. - № 10
  3. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: Аркти, 2002. – 96с.
  4. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2005 – № 10.
  6. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2005 – № 11.
  7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Екатеринбург: АРД, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

        На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...

Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не то...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рекомендации по организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе по развитию коммуникативных навыков,...