Рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Лоншакова Марина Алексеевна

Рекомендации по организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе по развитию коммуникативных навыков, направлены на развитие эмоционального интеллекта, подразумевающего под собой способность распознавать, корректно выражать собственные эмоции и распознавать чужие. Идентификации эмоциональных состояний недостаточно для полноценного, эффективного межличностного общения, поэтому следует развивать эмпатию в детях, то есть, понимание и принятие чужих чувств. Детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с общим недоразвитием речи, чаще всего сложно удается контролировать собственные эмоции и принимать чужие, по причине наличия неврологических проблем, поэтому важно способствовать развитию у таких детей самоконтроля поведенческих реакций, волевых качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рекомендации по организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе по развитию коммуникативных навыков, направлены на развитие эмоционального интеллекта, подразумевающего под собой способность распознавать, корректно выражать собственные эмоции и распознавать чужие. Идентификации эмоциональных состояний недостаточно для полноценного, эффективного межличностного общения, поэтому следует развивать эмпатию в детях, то есть, понимание и принятие чужих чувств.

Детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с общим недоразвитием речи, чаще всего сложно удается контролировать собственные эмоции и принимать чужие, по причине наличия неврологических проблем, поэтому важно способствовать развитию у таких детей самоконтроля поведенческих реакций, волевых качеств.

В силу нарушения речи дошкольников с общим недоразвитием речи, важно обучить детей невербальным способам общения, таким как мимика и жестикуляция. Активный словарь таких детей достаточно беден, поэтому следует способствовать его увеличению, в том числе с помощью изучения речевого этикета, внесения разнообразия вежливых форм, знакомства детей с различными социальными статусами для понимания грамотного употребления вежливых форм, обращений на «Вы», способов приветствий.

Важно научить дошкольников уметь выходить из конфликта социально приемлемым способом, либо вовсе не вступать в него, способствовать развитию у них адекватной самооценки и повышению уверенности в себе.

Таким образом, цель данных методических рекомендаций – оказать методическую помощь воспитателям логопедических групп в организации непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию коммуникативных навыков.

Предполагаемые результаты

При использовании данных рекомендаций вероятно повысится степень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с ОНР по причине высокой заинтересованности в НОД со взрослым, активной позиции ребенка, доброжелательного отношения взрослого, грамотного поощрения ребенка и правильно подобранных упражнений.

Содержание

Каждая отдельно организованная деятельность будет иметь свои конкретные цели на каждом этапе в соответствии с целью и темой, но единой конечной целью является перенос приобретенных навыков в повседневную реальную жизнь детей, так как ребенок каждую минуту в период пребывания в ДОУ находится в обществе, которое требует от него применения социальных норм и правил.

Задачи могут быть обучающими, предполагающими повышение уровня развития ребенка; воспитывающими, предполагающими формирование нравственных качеств личности; развивающими, предполагающими развитие воли, эмоционального интеллекта, познавательных способностей ребенка.

Каждая НОД состоит из трех этапов:

  • Мотивационный;
  • Содержательный;
  • Рефлексивный.
  1. Мотивационный этап

Целью этого этапа является организация детей, активизация их внимания на предстоящую деятельность, создание эмоционального настроя. [10]

Этот этап рекомендуется проводить в кругу, когда дети размещаются на стульчиках по кругу, лицом друг к другу. Это исключает выделение взрослого, как ведущего руководителя, приравнивая всех участников образовательных отношений между собой. Детям, находящимся в таком специально организованном пространстве, приходится смотреть в лица, глаза друг друга, что для многих детей с речевой патологией не всегда является простой задачей. Важно создать благоприятный психологический климат во время этой деятельности, для этого можно использовать специальные игры и упражнения, направленные на преодоление застенчивости, формирование чувства уверенности в себе, повышение самооценки, преодоление стеснительности, принятия себя, создание хорошего настроения, формирование дружного коллектива, развитие умения действовать согласованно, снятие мышечного напряжения и прочие. Рассмотрим некоторые из них.

Упражнение «Я лучше всех умею!»

Цель: способствовать преодолению застенчивости, формированию чувства уверенности в себе, повышению самооценки и развитию взаимовыручки.

Ход упражнения: дети располагаются по кругу на стульях. Дается следующая инструкция: «Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, обладает многими хорошими умениями. А что-то умеет делать лучше других. Сейчас у вас будет время подумать и вспомнить, что вы умеете делать лучше всего. Как будете готовы, поднимите руку». Когда будут готовы больше половины участников упражнения, следует по очереди выслушать детей, это даст возможность тем детям, которые затрудняются с ответом, найти что-то хорошее в себе. Если кто-то из детей не смог ничего придумать, то остальные участники группы помогают ему, вспоминая, что он умеет делать лучше всех. Взрослый тоже участвует в высказываниях.

Упражнение «Электрический ток»

Цель: способствовать развитию умения действовать согласованно.

Ход упражнения: дети располагаются на стульчиках по кругу, в этом положении они берутся за руки, включая взрослого. Ведущий объясняет кратко, что электрический ток обладает высокой скоростью и проговаривает следующую инструкцию: «Я сожму руку ребенка, сидящего рядом, таким образом запустив «электрический ток», он должен сжать руку ребенка, сидящего рядом с ним и так по очереди, пока «ток» не вернется ко мне». Можно засечь время для отслеживания динамики улучшения прохождения «тока». Когда все дети усвоили как проходит «ток», может «запустить ток» любой из желающих детей.

Другие игры и упражнения для мотивационного этапа представлены в приложении А.

Содержательный этап

Этот этап предполагает практическую деятельность детей под мягким контролем педагога. Содержательный этап самый продолжительный по времени, предполагающий активную позицию детей. Следует учитывать смену деятельности с активной на пассивную, чередование подвижных и спокойных игр. Игры и упражнения этого этапа должны быть направлены на:

  • Развитие умения работать в коллективе;
  • Развитие командной работы;
  • Развитие способности умения общаться;
  • Развитие сплоченности;
  • Формирование умения рассуждать, делать умозаключения;
  • Увеличение словарного запаса;
  • Умения слушать друг друга;
  • Развитие способности управлять своим поведением;
  • Воспитание стрессоустойчивости;
  • Развитие умения контролировать свои эмоциональные реакции;
  • Развитие эмоционального понимания;
  • Развитие умения пережить ситуацию неуспеха;
  • Развитие умения владеть своими чувствами;
  • Развитие узнавания эмоциональных состояний внешними проявлениями.

Некоторым из этих целей отвечают следующие упражнения.

Упражнение «Узнай эмоцию»

Данное упражнение проводится в группе, в которой дети уже знакомы с основными эмоциями, их мимическими и жестовыми проявлениями.

Цель: узнавание эмоций по внешним проявлениям, развитие умения проигрывать.

Ход упражнения: дети делятся на две команды, размещаются на стульчиках напротив друг друга. Ведущий раздает им карточки с изображениями различных эмоциональных состояний, перевернутые вниз картинкой. Дети не показывают другим свою карточку. По степени готовности, каждая из команд по очереди показывает своей мимикой и жестами выпавшую ему эмоцию. Другая команда должна угадать эмоциональное состояние. По количеству угаданных эмоций определяется победитель.

В конце упражнения важно отследить эмоциональное состояние участников проигравшей команды, если это необходимо, проговорить положительные стороны проигрыша, приобретенный опыт проигравших.

Закончить это упражнение следует улыбкой всех детей, которые они дарят друг другу за эту совместную деятельность.

Упражнение «Рыбы, птицы, животные»

Цель: развитие умений слушать друг друга, эмпатии.

Ход упражнения: дети берут хаотично разложенные карточки, на которых изображены рыбы, птицы, либо какое-то другое животное, издающее звук (корова, лошадь, собака и пр.). Каждый, получивший карточку прячет ее и начинает производить звуки выпавшего животного (чик-чирик, му-у-у) или шлепать губами, кому досталась рыба. Дети начинают хаотично двигаться по группе, издавая соответствующие своему животному артикуляционные движения, разыскивая «своих». Игра окончена, когда каждая группа животных собрана вместе. Следует обсудить с детьми ощущения, которые они при этом испытывали. Обратив особое внимание на ощущения тех детей, которым выпало «быть рыбой».

Важно в каждом упражнении находить возможность позитивно отреагировать на малейший коммуникативный успех дошкольника, чтобы закрепить ситуацию успеха, чтобы ребенок снова стремился его повторить, а также для повышения самооценки.

Упражнения для этого этапа представлены в Приложении Б.

  1. Рефлексивный этап.

Этот этап предполагает оценку результатов самими детьми в том случае, когда дети к этому готовы, либо взрослым. Упражнения этого этапа могут быть направлены на снятие мышечного напряжения, если предыдущие упражнения вызвало напряжение, создание благоприятного микроклимата, развитие саморегуляции. Для последнего этапа хорошо подходят следующие упражнения.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: создание благоприятного микроклимата, установление межличностных контактов.

Ход упражнения: дети стоят по кругу, взрослый сообщает, что доволен сегодняшней работой во время проведения игры одного из детей (Лучше выбрать не самого успешного ребенка, которому требуется эмоциональная поддержка, неуверенного, тревожного или застенчивого дошкольника. Выбор стоит делать очень аккуратно, будучи уверенным в том, что это не будет шокирующим для ребенка и он сможет выдержать оказанное ему внимание). Взрослый проговаривает примерно следующую фразу: «Ты сегодня хорошо поработал, многого достиг, и я хочу поблагодарить тебя за твою работу!» После этого он начинает аплодировать, потом они вместе идут к следующему ребенку, которого выбирает первый выбранный ребенок, соответственно они уже аплодируют втроем. Последнему ребенку аплодирует уже вся группа. На этом упражнение заканчивается.

Примеры упражнений, используемые в рефлексивном этапе представлены в приложении В.

На каждом этапе НОД важно отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка, быть внимательным к его невербальным проявлениям, так как дети часто эмоционально нестабильны, их реакции на неуспех могут быть неожиданными и агрессивными, плохо умеют управлять собственным поведением.

Так, в группе, где проходит НОД следует иметь уголок злости для детей с агрессивными проявлениями. Важно заранее, на одном из занятий об эмоциях обсудить и проиграть эмоцию злость и научить как с этим справляться.

Важно уметь отследить у себя эту эмоцию и понять «я злюсь». Ребенок должен понимать, что эмоции не бывают хорошими или плохими, каждая имеет право на существование. И в том, что человек испытывает злость нет ничего плохого, но важно правильно ее отреагировать. Дети постепенно учатся этому в «уголке злости», который желательно организовать в группе также как уголок уединения. В нем размещены листы бумаги, которые можно рвать на мелкие части, затем каждый кусочек смять в маленький комок, закинуть его в специальную корзину для мусора, размещенную там же. В «уголке злости» следует разместить карандаши, восковые мелки, чтобы можно было изобразить свое состояние, эмоцию, ситуацию, а потом, проговорив ее, закрасить и разорвать лист на мелкие кусочки, смять, выкинуть в корзину, чтобы такого больше не повторилось. Для снятия агрессивного настроя можно также использовать пластилин, лучше выбирать твердые сорта. Что будет находиться в таком «уголке злости» зависит от предпочтений детей, что лучше работает и избавляет их от негатива, главное, чтобы действия, производимые там были социально приемлемы и не несли разрушений и угрозы для других участников образовательных отношений.

Несмотря на отслеживание эмоциональных состояний детей, во время проведения НОД могут возникать конфликтные ситуации. Поэтому важно научить детей разрешать конфликты, для этого следует познакомить их с алгоритмом разрешения конфликтных ситуаций. Наше исследование показало, что чаще всего конфликты возникают из-за дележа игрушек. Рассмотрим алгоритм на примере ссоры из-за игрушки. Если ребенок хочет взять игрушку, которая уже занята, то следует сначала заявить о своем желании вербально, либо при помощи жестов, затем предложить поиграть вместе, если ребенок согласен, конфликт исчерпан, если нет, то следует подождать либо взять другую. Если ситуация ожидания либо отказа ребенка сотрудничать вызвала негативные эмоции, их следует отыграть в уголке злости. Удобно иметь в группе изображения, наглядно показывающие все стадии прохождения конфликта.

Хорошо, когда в группе существует схема правил поведения в детском доступе, чтобы они могли периодически обращаться к ним и призывать сверстников к их соблюдению.

Для проведения предлагаемой НОД необходимо групповое пространство для активных действий детей, стулья по количеству участников упражнений, различные атрибуты в зависимости от планируемого упражнения. Удобно для организации пространства группы и размещения детей по кругу использовать обруч, в случае если дети располагаются сидя на ковре.

При систематическом проведении правильно организованной непрерывной образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи старшего возраста можно ожидать положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

        На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам оригами

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"317"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304600","at...

Консультация для родителей по теме: «Развитие волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям формировать волевые качества ребенка....