"Профилактика речевого нарушения в раннем возрасте"
статья (младшая группа) на тему

Юсупова Джамиля Алексеевна

 

В настоящее время особенно актуальным становится вопрос форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, потому что в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы.  В настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 80% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка речевой патологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_-_statya_profilaktika_ranniy_vozrast.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

1. Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные (двигательные) функции ( к ним относят общую моторику, мелкую моторику рук ,а также артикуляционную моторику); ориентировочно-познавательная деятельность (это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность;  направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям) ; речь, а также формируется личность.

В настоящее время особенно актуальным становится вопрос форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, потому что в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы.  В настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 80% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка речевой патологии.

2.  К основным речевым нарушениям в раннем возрасте относятся ЗПР, ЗРР, нарушения звукопроизношения)

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР

Причины задержки речевого развития

-Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

-Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков – разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

-Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов – своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».

-Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

-Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение),  не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

-Если трёхлетний ребёнок говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.

-Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.

-Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!

 Кроме того, к основным речевым нарушениям относят нарушения звукопроизношения

Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения являются следующие:

-    смягченность речи  ("лезецька" - "ложечка", "сюмоцька" - "сумочка" )

-   замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими ("сюба" - "шуба" "сяпка" - "шапка" )

-  замена заднеязычных звуков переднеязычными К - Т, Г - Д, ("торова" - "корова", "дулять" - "гулять" )

-   оглушение звонких звуков ("шук" — "жук" )

В русском языке малышам с трудом дается произношение 2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах .

4. Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» – повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» – протянуть руку.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» – это уже отклонение в развитии.

5.    Для чего же нужны занятия по развитию речи в раннем возрасте?

В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители  часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.

6.  Существует несколько «сторон речи», которые влияют на её формирование и которые можно развивать с целью профилактики речевых нарушений.

 К ним относятся:

-подвижность артикуляционного аппарата

-мелкая и общая моторика

-фонематический слух

- импрессивный и экспрессивный словарь ребёнка

Направления работы:

  1. важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. Поэтому рекомендуется делать артикуляционную гимнастику. Её целью является  выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

2. развитие фонематического слуха необходимо для развития умения сосредоточиваться на звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

3. Развитие мелкой моторики рук у детей  необходимо начинать с раннего возраста. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Через них происходит действие на центр развития речи, который находится в головном мозге.

4. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование 

Всю работу по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром следует проводить поэтапно по определенным лексическим  темам:
1) Моя семья. Человек (имена, части тела, глаголы – готовит, стирает, чинит, играет, читает, вяжет, прилагательные – большой, маленький, старый, молодой и др.).
2) Предметы обихода и их назначение. Развивать у ребенка представления о предметах обихода и их назначении, формировать начальные обобщающие понятия: Игрушки. Посуда. Одежда. Обувь. Продукты питания. Транспорт и т.п.
3) Знакомство со свойствами предметов. Цвет (подбор предметов и картинок заданного цвета, основные цвета – красный, синий, белый, черный, желтый, зеленый, гpyппировка предметов по цвету).
4) Форма и величина предметов (подбор по образцу предметов, основные фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, овал и др., сопоставление предметов с геометрическими фигурами, гpyппировка предметов по форме, величине).
5) Овощи и фрукты (названия овощей и фруктов, сад, огород, грядка, глаголы – сажаем, поливаем, растет, зреет, собираем, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину).
6) Домашние животные (собака, кошка, корова, коза, лошадь). Общие и отличительные свойства домашних животных. Общие и конкретные сведения о каждом из животных. Домашние животные и их детеныши.
7) Дикие животные. Общие представления: хищные и нехищные. Общие сведения – части тела, детеныши, способы передвижения.
8) Сравнение животных по групповой принадлежности: домашние – дикие (Волк и собака, Лошадь и олень и т.п.).
9) Птицы (домашние и дикие, перелетные и неперелетные, части тела, детеныши, глаголы – крякает, кудахчет, гогочет и др., прилагательные – рябая, пестрая, грозный и др.).
10) Насекомые (жук, муха, комар, пчела). Части тела, способы передвижения11) Рыбы (названия, общие представления).
12) Времена года, их отличительные признаки. 
13) Части суток (утро, день, вечер, ночь, завтрак, обед, ужин).
14) Растения (цветы, деревья, кустарники, части дерева, сад, лес, букет).
15) Люди и их профессии (повар, врач, воспитатель, шофер, пилот).
16) Дом.Мебель (крыша, стены, крыльцо, труба, спальня, гостиная, кухня, детская, ванная, туалет, стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф и др. Назначение).

Прежде всего, дети усваивают бытовой словарь: название частей тела, лица, игрушек, посуды, мебели, одежды; названия, растений, животных;

Пример развития словаря по лексической теме «одежда»: одевая ребенка на прогулку, мама проговаривает вместе с ним предметы одежды, предлагает назвать их ласково.

7. Итак, что нужно знать родителям, желающим заниматься развитием речи своего ребенка с самого его рождения? 

Все действия - переодевание, кормление, купание, некоторые домашние дела - сопровождайте комментариями, подобием беседы.   Очень важно, чтобы малыш видел вашу мимику, а точнее артикуляцию, это правило остается в силе на протяжении всего периода освоения речи и занятий по ее развитию. Именно это поможет в дальнейшем ребенку быстрее освоить произнесение тех или иных звуков.

Голосовое упражнение на подражание

   Пока еще невозможно научить малыша подражать тем звукам, которые есть в нашей (взрослой) речи, можно научить его повторять за собой то, что уже умеет произносить он сам. "Ба-ба-ба", - лепечет малыш, и вы подхватывайте эти слоги. После некоторой паузы вы можете услышать их снова из уст ребенка.

  • помните, что когда вы произносите звуки, которые нужно повторить, малышу должно быть хорошо видно вашу артикуляцию.
  • начинайте с простого. Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: "а-а-а", "у-у-у". Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился "переключать" движения органов речи. Потом наступает черед подражания отдельным слогам и комбинациям их.

   Сначала малышу будет непросто повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 8 умение подражать усовершенствуется, и впоследствии он сможет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было.

   Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать стимулировать тактильные ощущения его кистей рук (пальчиковые игры). Самое легкое упражнение - легкие круговые поглаживания ладони по часовой стрелке. Эта тактильная стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон.

  И конечно, самыми важными для развития речи движениями являются движения артикуляционного аппарата: языка, губ и т. д. Причем, тренировка мышц речевого аппарата младенца происходит не только, когда он гулит или лепечет, но и когда дышит, дует, глотает, жуёт. Кроме этого, конечно же, есть специальные упражнения для развития речевого аппарата.

Тренировать губы и язычок ребенка совсем нетрудно. существует комплекс простых артикуляционных упражнений, которые мама может делать с ребенком дома.Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу.

Выполнять артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится перед зеркалом в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз

выполнение комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

 Игры, развивающие речевое дыхание

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Полезно ежедневно выполнять с ребёнком(в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

-дуть на легкие шарики, бумажные полоски;

- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

--надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

--сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);

-дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

   Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

- Где позвонили?

   Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.

- Узнай по слуху

   Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.

Когда малыш будет с легкостью определять звучащие предметы можно начинать приступать к изучению звуков речи (« хлопни, когда посвистим», «топни, когда услышишь как шипит змейка» и т.д)

Развитие мелкой моторики

Самые популярные игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста

1. В миску насыпают крупу, например гречку или рис, а в нее бросают несколько десятков горошин или фасоли. Задача малыша их достать. Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

2. Рисунки на песке.общее рисование пальцами не только поможет развить моторику малыша, но и сблизит родителя и ребенка. Для игры вам нужен поднос и песок, на котором малыш будет рисовать пальцем сначала простые, а потом и сложные фигуры.

3 Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камешки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно, например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камешки).

4.Пересыпание. Можно пересыпать песок, крупу, горох и т.д. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

5. Конструкторы.  Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с  РАЗНЫМ       принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

6. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

7. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями..

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины, кольца от маленьких пирамидок.

8. Игры – шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

9. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

10. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

11. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).


Такая несложная работа родителей , проводимая со своим ребенком в раннем возрасте, позволит предупредить различные речевые нарушения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте

Описание нарушений речи, и причин и способов прфилактики. Практические упражнения....

Из опыта работы по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений.

Развитие мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений....

Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста

Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста...

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте.

В данной статье рассмотрено проименение современных образовательных технологий с целью профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста....

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте

Выступление к презентации на семинар или педсовет...