Здоровье ребенка в Ваших руках! Поговорим об осанке.
консультация на тему

Горшкова Наталья Ивановна

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osanka.docx76.16 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье ребенка в Ваших руках!

Поговорим об осанке.

Консультация для родителей.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

 Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условно-рефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов: угла наклона таза, силы мышц, формы позвоночного столба. У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета.  Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника.

Что делать?

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие принимают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимно сочетаемыми. При ходьбе у ребенка с хорошей осанкой плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть (без напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3-4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легкими взмахами рук, быстрая –энергичными движениями рук.

Поза за столом во время рисования, рассматривания иллюстраций, во время настольно-печатных игр должна быть удобной и не напряженной. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см, между грудью и столом – 8-10 см (проходит ладонь). Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Сидя на стуле, нужно полностью занимать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула. На устных занятиях дети сидят, откинувшись назад, спина прямая, руки на коленях ближе к животу, плечи развёрнуты, голова поднята. Чтобы не было однообразного положения, позу нужно постоянно менять.

   Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться. Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых. Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними.   Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Что вы  знаете о плоскостопии?

Причиной нарушения осанки является также плоскостопие. Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов.  Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Плоскостопие редко бывает врождённым. Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.

Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражнениях детей:

* при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса,

* катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что также может привести к искривлению позвоночника,

* при длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается,

* чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка плохая координация движений).

Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды!

Вот такие ВЫВОДЫ:

1.Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

2.Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

3.Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

4.Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

5.Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

6.Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка. Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы!

Список использованных источников:  журнал «Дошкольное воспитание» №2,7, 2008, Обижесвет В.П. и др., Настольная книга медицинской сестры детского сада.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000., Милюкова И.В., Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей.-М.: ЭКСМО,2005. – 160 с., Хухлаева Д.В., Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 1987.-208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Здоровье ребенка – в Ваших руках".

                      Рекомендации для родителей:      Профилактика плоскостоия, нарушения осанки. Тренировка навыков прави...

Здоровье ребенка в Ваших руках

Презентация для проведения родительского собрания в рамках работы по здоровьесбережению....

Здоровье ребенка в ваших руках

Что необходимо знать, чтобы ваш ребенок оставался здоровым....

«Здоровье ребенка в ваших руках»

консультация для родителей...

Сценарий родительского собрания «Здоровье ребенка в ваших руках»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развити...

Консультация для родителей "Здоровье ребенка в ваших руках."

Здоровье детей зависит от нас, взрослых, и мы должны сделать все, чтобы наши дети были здоровы....