Статья "Дидактическая игра в разновозрастной группе детского сада".
статья на тему

Иванова Ольга Николаевна

Дидактическая игра в разновозрастной группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра в разновозрастной группе детского сада

Дидактическая игра может быть эффективной формой организации межвозрастного взаимодействия только при условии превращения её в самостоятельную деятельность детей.

Для этого важно научить дошкольников игровым правилам и способам взаимодействия, которые являются общими для группы игр. Иными словами, дети осваивают алгоритм участия в игре с правилами определённого типа. Это позволяет им затем играть в разные игры известного им типа, проявляя инициативу и творчество, находя в ходе игры разные варианты действий в соответствии с конкретными ситуациями. Например, настольно-печатные игры можно условно разделить на три типа: «лото», «домино», «маршрутные» («гусек»). Обучение следует начинать с наиболее простых — «лото», построенных по принципу парности. Ознакомление с определённым типом игры происходит последовательно: вначале педагог обучает детей правилам игры, затем — правилам взаимодействия между её участниками. При этом лучше объединять младшего ребёнка со старшим.

Правила игры включают в себя перечень действий участников, условия определения победителя. Например, играя в лото, дети должны уметь выкладывать маленькую карточку на парное или заданное по условиям игры изображение, находя его на большой карте, отвечать на вопрос водящего, описывать признаки предмета, устанавливать, кто выиграл.

Правила взаимодействия включают в себя умение действовать поочерёдно, договариваться, кто первым начинает игру, а также выбирать водящего с помощью жребия, перераспределять игровые позиции при повторе игрового цикла.

Использование жребия предполагает реализацию принципа справедливости, поскольку жребий основан на случайности удачи. Например, дети могут тянуть палочки: кому достанется короткая палочка, тот и водящий. Можно использовать и считалки: водящим становится тот, на кого выпадает последнее слово считалки. Воспитатель предлагает разные варианты жребия, меняет их, чтобы поддерживать интерес детей к совместной игре. При повторе игры позиции участников меняются: водящим становится тот, кто выиграл в предыдущем туре. Обычно дети стремятся к выполнению роли водящего, однако они должны понимать, что эта роль связана с определёнными обязанностями. Воспитатель подчёркивает, что водящий не только раздаёт карточки лото себе и другим игрокам, но и контролирует выполнение правил игры всеми её участниками, а также определяет выигравшего.

Такое последовательное и развёрнутое обучение правилам игры и игрового взаимодействия является условием формирования у дошкольников умения самостоятельно играть в игры типа «лото». Это же касается и игр других типов, например, «домино», «маршрутных».

Основным результатом дидактической игры детей 4—5 лет является выигрыш одного из участников. Поэтому важно сформировать у них установку на выигрыш, состязательные отношения в игре, приводящие к выигрышу, умение определять его критерии. К примеру, в игре в лото выигрывает тот, кто первым закрыл все изображения большой карты маленькими карточками, правильно описывая картинки.

Для того, чтобы сформировать у детей установку на выигрыш, взрослый включается в совместную игру с ними в качестве партнёра, занимает равную со всеми участниками позицию. Играя с ними, воспитатель подчёркивает собственное стремление к выигрышу. Тем самым он показывает пример достижения успеха в игре, раскрывает, как можно достичь выигрыша. Но в любой игре есть и проигравшие, поэтому задача педагога — показать детям, как разрешаются возможные конфликты между игроками в случае неуспеха. Выигрыш одного из участников является основным результатом дидактической игры. Вот почему так важно сформировать у детей установку на выигрыш, состязательные отношения в игре, приводящие к выигрышу, умение определять его критерии. Стремление всех участников игры к выигрышу становится стимулом для взаимоконтроля.

Деловое и личностное общение между детьми пятого и шестого годов жизни возникает в случае нарушения правил игры одним из участников. Этот момент является исходным для возникновения взаимообучения. Например, в игре в лото старший ребёнок может показать младшему, как следует подбирать парное изображение и описывать предмет, изображённый на маленькой карточке. Такое обучение младшего ребёнка старшим является средством повторения, закрепления и обобщения знаний о различных признаках предметов, формирования способов совместной деятельности и регуляции норм игрового поведения.

Игры и игрушки в жизни детей

Игра — одно из самых удивительных и значимых явлений в жизни ребёнка, оказывающих многогранное влияние на его психическое развитие.

 

В период детства игра приобретает первостепенное значение. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». Для ребёнка дошкольного возраста она является ведущим видом деятельности, формой организации жизни, средством воспитания и обучения. В игре как ведущей деятельности дошкольника формируются основные новообразования, подготавливающие его переход к следующему возрастному этапу. С ней связаны основные изменения в психике ребёнка; внутри неё активно развиваются психические процессы (внимание, воображение, память, мышление и речь), их свойства, предпосылки новой деятельности. Игра создаёт «зону ближайшего развития» ребёнка (Л.С. Выготский), выявляет его возможности и развивает их.

Большим потенциалом в решении образовательных, воспитательных, оздоровительных и диагностико-коррекционных задач располагает игра. В истории педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

  • для разностороннего развития;
  • в узкодидактических целях.

Полноценное развитие ребёнка во многом зависит от тех игр, которые его окружают и в которые он играет. Дошкольников привлекают сюжетно-ролевые, режиссёрские, дидактические, подвижные, музыкальные игры, а также игры-драматизации. Различные виды игр в комплексе обеспечивают осуществление физического, интеллектуального, нравственного, трудового и эстетического воспитания ребёнка.

Игра оказывает огромное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребёнка, является эффективным средством воспитания гуманного отношения к сверстникам, создаёт благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности в самоутверждении, признании в «детском обществе», для формирования важного новообразования дошкольника — самооценки. Игра служит средством удовлетворения разнообразных потребностей ребёнка и развития его мотивационной сферы.

Эффективно использование игры как средства организации детской деятельности. Опора на игровые мотивы, использование художественно-игрового образа значительно облегчает обучение детей рисованию, конструированию, математике и т.д. Немаловажно и то, что игра выступает подлинным средством творческой самореализации ребёнка.

Важное назначение игры — нести радость детям. Игра должна соответствовать возрасту ребёнка, открывать простор для его инициативы, она должна быть привлекательной и вызывать внутренний диалог ребёнка с игрой.

Для того, чтобы создать хорошую, образовательную игру необходимо учитывать возрастные закономерности развития ребёнка, применять игровые средства, способствующие полноценной реализации прежде всего соответствующей возрасту ведущей деятельности.

Игрушка — это средство, специально предназначенное для детской игры. Игрушка, оказавшись в руках ребёнка, она определяет характер и содержание детской игры

Однако предназначение игрушки в воспитании детей значительно шире. Её особенности как предмета культуры имеют важное значение и для развития познавательной сферы ребёнка, и для становления его личностных качеств. Игрушка позволяет детям исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, учит общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения посредством дидактической игры в разновозрастной группе детского сада.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – уст...

Особенности обучения посредством сюжетно - ролевой игры в разновозрастной группе детского сада

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не ряд...

Семинар практикум для воспитателей "Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада".

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основная особенно...

Дидактическая игра в разновозрастной группе детского сада.

Роль дидактической игры в разновозрастных группах детского сада....

Конспект игры в разновозрастной группе детского сада "Тайны нашего двора".

Предлагается конспект игры-приключения в летний период на участке детского сада.В ходе игры закрепляется материал о профессии археолог, динозаврах.Игра является видом досуговой деятельности.Может испо...

Конспект праздничного мероприятия для разновозрастной группы детского сада «МАМУ ПОЗДРАВЛЯЕМ, ВМЕСТЕ С НЕЙ ИГРАЕМ!»

Посмотрите за окошко,Стало там теплей немножко.Мамин праздник наступает,Солнышко его встречает....

Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах детского сада»

Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры  в разновозрастных группах  детского сада»...