Проект Волшебный мир общения
проект (старшая группа) на тему

Сайгина Нина Павловна

Целью данного проекта является воспитание навыков эмоцонально-доброжелательного отношения с людьми Показаны этапы реализации проекта .Разработан перспективный план работы по воспитанию коммуникативных навыков старших дошкольников ,работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_obshcheniya.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрация городского округа Саранска

МДОУ «Детский сад №78 Комбинированного вида

Проект

Волшебный мир общения

                                                                                         Выполнила:

Воспитатель МДОУ №78

Сайгина Н.П.

г. Саранск

  2015 год

Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы и подготовительной группы

Участники проекта: воспитатели, дети, родители старшей № 1

Срок реализации: январь 2015-май 2016 г

 Актуальность проекта:

 Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.  Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками, что является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер его отношения к себе, к другим, к миру в целом.

Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь со взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить в соответствии со своими возможностями себе место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. 

 В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.

В своей работе детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом

 Объектом проекта является процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет проекта: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных технологий

Цель проекта: воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.

Задачи проекта:

1. Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;

3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;

6. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.

 

 Обеспечение проектной деятельности

Создание предметно-развивающей среды и методического материала:

1. Создание психологического уголка;

2. Изготовить накидки на 2 мягких кресла: по цвету желтая и салатовая для снятия мышечного напряжения и профилактика утомляемости глаз;

3. Оформление фотоальбомов «Это Я»;

4. Изготовить веселые сюжетные коврики;

5. Подбор «волшебных предметов» (шляпы, накидки, короны, волшебные палочки, чудесные башмачки, волшебные туфельки и др.);

6. Изготовить: коробочку примирения, мешочек настроения, подушку для битья, копилку добрых дел, доску настроений;

7. Оформить альбом с правилами: доброты, честности, вежливости, правила настоящей дружбы

8 Создание картотек игр и ситуаций по всем разделам проекта

Этапы реализации проекта

Этапы работы

Мероприятия

Сроки,

1-й этап Подготовительный Диагностический

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения;

январь, февраль 2015г.  

Подборка диагностического инструментария для диагностики эмоционального состояния  и коммуникативной деятельности детей; 

январь, февраль 2015г.  

Диагностика родителей;
Диагностика детей;

январь, февраль 2015г.  

Разработка перспективного плана мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков  общения у детей

январь, февраль ,март2015г.  

2-й этап 
Основной

Реализация проекта
Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей  по проблеме общения (родительские собрания, консультации, круглые столы)

В течение апреля 2015-мая 2016 года

 

Формирование коммуникативных  навыков общения у детей, развитие эмоциональной сферы через :

Образовательную деятельность;
Беседы;
Игровая деятельность, активизирующая  общение;
Обыгрывание проблемных ситуаций;
Экскурсии;
Чтение художественной литературы;


 
 
В течение апреля 2015-мая 2016 года

3-этап  Заключительный

Подведение итогов по реализации проекта

Май 2016года

 Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста


п / п

ТЕМА

Цель и
Содержание работы с детьми

Формы работы

срок

1

2

3

4

5

1

«Встреча с другом»

Формировать опыт социального взаимодействия. Обобщать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. Развивать умения высказываться и слушать высказывания собеседника

1Беседа «Мои мысли»;

2.Упражнения на преодоление замкнутости, скованности «Путаница», «Котята» ; Игровая ситуация «Ко мне приехал друг»

3 Чтение  рассказа Осеевой «Отомстила»

4.Просмотр и обсуждение электр. презентации «Как вести себя с друзьями и родственниками»

Апрель 2015

 
2

 
 «Добро и зло»         
         

 
Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и зло, показать ,каким эмоциональным состоянием они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам , пантомимике.

 
1.Игровая ситуация «Два волшебника: добрый и злой»
2.Беседа о добрых и злых людях

3.Рассматривание иллюстрации  «Кто обидел маленького мальчика».
4.Тренинг эмоций
5.Рисование на тему: «Добрый и злой».

май 2015 г.

 
 
 
3

 
 
«Наше настроение»

 
Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением  у добрых и злых людей; показать  в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить  со способами управления и регуляции  настроения; диагностировать эмоциональное  состояние детей.

 
1.«Диагностика настроения детей».
2.Игра «Волшебный мешочек».
3.Беседа «Расскажи о своём настроении».

4. Музыкально-дидактическая игра для развития мимики и артикуляции «Угадай настроение».

 
июнь 2015

 
 
 
4

 
 
 
«Хорошо ли быть злым?»

 
Продолжить знакомство с  полярными понятиями «добро» - «зло» ; закреплять умение определять эмоциональное  состояние близких людей ,знакомых ,побуждать к оказанию помощи; учить  детей конструктивным  способом снятия напряжения ,связанного с чувством злости .

 
1.Игра «Цветик-семицветик».
2.Беседа «Придумывание историй».

3Разыгрывание ситуации «Разними дерущихся мальчиков», «Помирись с другом, которого ты обидел»

4.Игра «связующая нить

5 «Лепим сказку»

6 Чтение ст Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком»

 
июль 2015

5

«Наши страхи»

учить говорить о чувствах вслух(в данном случае о негативных переживаниях)

-дать детям возможность отреагировать страхи

-показать способы совладения с ними

-воспитывать чувство уверенности в себе

1Беседа о  страхах

2 Упражнение  «Страшно и не страшно»

3Нарисуйте свой страх и  порвите свой рисунок

4 Рассказывание р.н.сказки «У страха глаза велики»

Август 2015

6

«Я и окружающие»

Способствовать развитию осознанного отношения к социальным нормам поведения;
побуждать детей совершать добрые дела, поступки к сверстникам 
и окружающим людям;

1 Чтение рассказа Л.Н.Толстого « Старик 2 сажал яблони»

2Д/игры «Плохие поступки: хорошие поступки», « Окажи внимание другому»

3 С/игра «Детский сад»

4.Игры: «Прорви круг», Поводырь», «Жмурки», «Связующая нить», «Клеевой дождик»

Сентябрь 2015

 
 
 
 
7

 
 
 
«Поговорим о доброте»

 
Обобщить представления  детей о доброте и эмоциональных  состояниях ,которые соответствуют  этому понятию ,вызвать стремление совершать добрые поступки ; учить  передавать эмоциональное состояние  человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ  своего «Я». 

 
1.Беседа – рассуждения «Помоги волшебнику»
2.Чтение басни Л.Н.Толстого «Два товарища,чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова),чтение сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова),

3 Беседа по пословицам о добре,

4 Коллективная творческая работа «Дерево доброты». 

5 Игры «Доскажи словечко» , «Хорошо-плохо».

 
Октябрь 2015

 
 
 
8

 
 
«Ссора»

 
Учить детей анализировать  поступки , находить причину конфликта; дифференцировать противоположные  эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей  конструктивными способами решения  конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в  поведении.

 
1.Беседа «Ссора двух подруг»
2.Игра «Дружба начинается  с улыбки».
3. Рисование на тему « Помирились»
4.Прослушивание песни «Голубой вагон».

 
Ноябрь2015

 
 
9

 
 
«Как справиться с упрямством?»

 
Учить детей анализировать  своё эмоциональное состояние; познакомить  детей с правилами доброжелательного
поведения; формировать навыки саморегуляции  поведения, контроля эмоций. 

 
1.Прочтение сказки «Упрямые  козы»
2.Игра «Два барана».
3.Беседа «Будь внимателен  к другому».
4.Смешной рисунок.

 
Декабрь2015
 

 
10

 
«Как помириться» 

 
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.  Учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты.

  •  
    1.
    Беседа "Из-за чего мы ссоримся"
    2.
    Разучивание мирилок
    3.Игра
    «Волшебный клубочек»
    4.Игра «Колдун» »,
  • 5 « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»
    6.Аппликация «Подарок другу»

 
Январь 2016

 
 
 
11

 
 
«Правила дружбы»

 Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре.

 
1. Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда»

2Беседа «Дружбой дорожить умейте»
3. Повторение пословиц о дружбе

4Дидактическая игра «Оцени поступок»;

5 Коллаж: «Дерево дружбы»

(лепка)

 
феврал ь 2016

 
12

 
«Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях» 

 
Учить детей управлять  своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.
 Взрослый показывает детям Волшебную книгу, в которую они будут записывать добрые поступки. Беседует с детьми о тех добрых делах,  которые они успели совершить вместе с детьми анализирует их и записывает в Волшебную книгу.

1 .Прослушивание рассказа  «Лучший друг»
2.Беседа по содержанию.
3.Игра «Угадай настроение»

4. «Падающая башня»
5.Рисование «Дерево радости». 6 Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики: «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов»,

 
март 2016

 
13

 
«Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых»

 
Закреплять навыки конструктивного  поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».

 
1.Чтение В.Осеева «Кто  наказал его?»
2.Беседа-обсуждение.

 
апрель 2016

 
14

 
«Музыка волшебных слов»

Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время  знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми.

2.Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

3.Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого

1 игровая ситуация «Волшебные слова»

2  Дидактическая игра «Приветствие»

3 Дидактическая игра с мячом « Вежливые слова»

4Дидактическая игра «Вспомни слово»

5  Составление творческих рассказов: «Город вежливости»,

6Экскурсия в библиотеку «Ежели вы вежливы»

Май 2016

Диагностика

 

Май 2016

Содержание работы с родителями

Направление работы

Содержание

Информационно-рекламная деятельность

Оформление: памятки «Волшебный справочник добрых слов и выражений»; рекомендаций «Пожелание родителям», «Информационный калейдоскоп», картотеки коммуникативных игр, мини – библиотека по заданной теме

Индивидуальные и групповые консультации

  1. Консультации «Как научить вежливости», «Ребёнок-зеркало семьи», «Фантазия-лучшее средство от скуки», «Дети и родители: как мы разговариваем», «Хорошие и дурные манеры», «Чему способствуют игры детей?»,«История детской агрессивности» «Правила поведения в процессе общения с детьми

Совместная деятельность детского сада и семьи

Рекомендации для выполнения заданий дома: чтение художественной литературы, повторение стихотворений, оформление пословиц, совместная художественно-творческая деятельность: рисунки, поделки по теме проекта; посещение библиотеки, Дома культуры, музыкальной школы, спорт-комплекса, составление плакатов, памяток, рекомендаций, альбома, фотогазеты. Участие родителей в разных видах деятельности в детском саду. Оформление материала по проекту.

Сотрудничество с родителями

Анкетирование родителей, посещение семей. Просветительная работа, практическая подготовка по вопросам воспитания культуры общения. Проведение круглого стола по теме.

Продукты проекта:

  • Выставка рисунков «Город волшебных слов»
  • Оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», «Стихотворения на тему: «Этикет общения».
  • Коллаж «Дерево дружбы»

 Прогнозируемые результаты

Дети должны знать:

  • речевые формулы этикета; общения;
  • эмоциональные состояния людей в процессе общения;
  • способы и правила дружеских взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми;
  • нравственные качества людей, их поступков;
  • взаимосвязь людей в обществе.

Дети должны уметь:

  • осознанно выбирать этикетные формы общения в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, собеседника, цели взаимодействия;
  • отбирать речевые формулы этикета, линию поведения, вспомогательные средства общения для эмоционального расположения собеседника, с учётом эмоционального и физического его состояния;
  • строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми;
  • соблюдать привычки культурного общения с людьми в общественных местах;
  • контролировать свои действия и поступки, проявляя нравственные качества личности;
  • самостоятельно организовывать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог с взрослыми и сверстниками;
  • владеть культурными формами ведения спора, проявлять активность в коллективных обсуждениях, иметь свою точку зрения на обсуждаемую тему;
  • активно проявлять творчество в процессе общения.

Заключение:
 
  Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнера. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.  
 
 Список литературы

Закон « Об образовании» Российской  Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания.

Типовое положение о дошкольном учреждении.

Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.

Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций».

Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».

Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».

Панфилова М.А. «Игротерапия общения».

Рылеева Е.В. «Вместе веселее!».

Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» 

Марциновская Т.Д. Методика « Два домика».

Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка».

Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.

Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.

 Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет).

Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).

 КоломинскийЯ.Л.,  Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебный мир общения"

Данные педагогический проект предназначен для детей 4-5 лет. Его целью является развитие коммуникативных навыков детей среднего длшкольного возраста...

Проект « Волшебный мир общения»

Проект« Волшебный мир общения»оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность....

Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития  детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....

Проект: "Волшебный мир общения"

Долгосрочный проект: "Волшебный мир общения" для детей и родителей старшей, подготовительной группы. Цель проекта: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность. Проект...

Проект " Волшебный мир общения"

Проект "Волшебный мир общения". Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольног возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных технологий...

Проект «Волшебный мир общения»

Проект педагога-психолога «Волшебный мир общения»...

Проект «Волшебный мир общения» по развитию у старших дошкольников социально – коммуникативных навыков

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...