Проект «Волшебный мир русской народной сказки».
проект (средняя группа) на тему
Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», группа №6 «Почемучки».
Сроки проведения: ноябрь-апрель 2015 года.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_proekta.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебный мир русской народной сказки».
Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», группа №6 «Почемучки».
Сроки проведения: ноябрь-апрель 2015 года.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность.
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Сказка - ничем незаменимый и благодатный источник нравственного восприятия. Так, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и всем сердцем. Да и не только познает, но и также откликается на явления и события окружающего мира, выражая при этом свое отношение к добру и злу. Сказочные персонажи дают ребенку первые представления о справедливости и не справедливости. Как и начальное развитие ребенка, так и первостепенный этап воспитания начинается именно со сказки.
Сегодня потребность в сказке особенно широко представляется. Ведь она наглядно показывает ребенку, где проходят жизненные правильные пути человека, в чем его несчастье и, соответственно счастье, и какова расплата его за совершенные ошибки и чем же отличается человек от птицы или зверя.
Каждый шаг героев сказки непременно ведет к цели, т.е. финальному успеху. Немудрено, что русские народные сказки имеют свою педагогическую направленность: воспитывают, обучают, предупреждают, побуждают к деятельности, учат и даже лечат.
Все русские народные сказки без исключения является учебником нравственного воспитания ребенка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а также и благородство души.
Важный смысл, который несет сказка для дошкольника - усвоить не пассивность, в активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.
Развитие ребенка сказкой способствует умению мыслить, выделять главное от второстепенного, творчески усваивать знания и активизировать речевую и познавательную деятельность.
Проблема. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Цель: Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.
Задачи:
- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их
необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить
давать оценку поведению своему и других.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.
Ожидаемые результаты:
- У детей развит интерес к русским народным сказкам.
- В группе созданы необходимые условия для знакомства с русскими народными сказками.
- Дети умеют анализировать поступки сказочных героев, сверстников.
- Дети имеют представление о добре и зле, всегда стремятся помочь друг другу.
- Родители понимают ценность сказки, и используют ее в воспитании своих детей.
Основные этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
- Изучить познавательную и методическую литературу о роли русской народной сказки в
нравственном воспитании детей, а так же интернет ресурсы.
- Беседа с родителями о том, какие русские народные сказки есть в домашней библиотеке.
- Обсуждение проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации
проекта.
- Сбор материала (иллюстраций, картинок и сказок).
- Составление перспективного плана.
Оснащение предметно – развивающей среды.
- Подобрать русские народные сказки по возрасту детей.
- Оформить дидактические игры: «Теремок» (расскажи сказку по картинкам), «Назови героя
сказки», «В гостях у сказки», «Кто это?», «Что за чудо эти сказки?».
- Сделать картотеку дидактических игр (по сказкам).
- Подобрать загадки по русским народным сказкам.
- Оформить альбом «Пальчиковые игры по сказкам».
- Сделать мнемотаблицы к сказкам.
- Сделать различные виды театров: пальчиковый, настольный, бибабо, варежковый.
- Подобрать раскраски по сказкам.
2. Основной этап.
Работа с детьми:
- Чтение, просмотр и прослушивание аудио записей со сказками.
- Проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой (пересказ и анализ
сказок).
- Настольно – дидактические игры.
- Беседы по содержанию сказок.
- Составление сказок собственного сочинения.
- Поход в театр.
- Просмотр презентаций «Путешествие по русским народным сказкам».
Продуктивная деятельность.
- Оформление выставки русский народных сказок.
- Альбом с рисунками детей.
- Лепка героев сказок.
- Создание библиотеки.
- Оформление книжки – малышки (со сказками детей).
« Сказка про прекрасную Розу» Соня Г., «Сказка о мальчике Пете, который спас Дом» Лиза
Ю., «Приключение желтого карандашика» Марина Л., «Сказки русского леса» дети группы
«Почемучки».
- Постановка сказок «Репка», «День рождение зайчика», «Колобок».
Работа с родителями.
- Просмотр с детьми познавательных передач о русских народных сказках.
- Просмотр и чтение сказок.
- Проведение консультаций: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Роль сказки в
нравственном воспитании детей дошкольного возраста», «Нравственное воспитание детей
через сказку», «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».
- Оформление папки – передвижки: «Сказка ложь да в ней намек…», «Книжки в вашем
доме».
- Сшить костюмы к постановке сказки «Колобок».
- Проведение семинара – практикума «Сказки по-новому».
3. Обобщающий этап:
- Постановка сказки «Колобок».
- Литературная викторина «В гостях у сказки».
- Участие во Всероссийском фестивале детского творчества «Сказка за сказкой», номинация
конкурса «Русская народная сказка».
Выводы:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. В самостоятельной игровой деятельности ребята разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.
Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Проведенная работа дала толчок в развитие ребенка таких моральных ценностей как уважение к старшим, вежливость и послушание. Дети поняли, как бы плохо не пришлось в жизни - не стоит ожесточаться и злиться. Необходимо в любой жизненной ситуации оставаться добрым по отношению к людям и вести себя в рамках приличия.
Планы на будущее.
В следующем году, с детьми старшей группы, продолжим работу по составлению сказок нравственно- этического типа, и оформим книгу «Мир сказок».
Список используемой литературы:
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб., 1997.
2. Майер А. А. «Введение детей в проблемы социальной действи-тельности – Детство Пресс.
3. Программа приобщения ребёнка к социальному миру – Дошкольное воспитание. №1- 1996- с. 594.
4. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
Изучение интернет - ресурсов:
1. nsportal.ru
›…sad…vospitanie…u…doshkolnogo-vozrasta
3. ›articles/564615/
4. pandia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Волшебный мир русской народной сказки».
Проект «Волшебный мир русской народной сказки» реализован в старшей группе детского сада. Сказка - прекрасное творение искусства. Русская народная сказка – это прежде всего, произвед...
проект" Волшебный мир русской народной сказки"
сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами ....
Проект "Волшебный мир Русских народных сказок"
Приобщение детей к русскому народному творчеству, через драматизацию сказок и различных видов деятельности....
Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"
Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"...
Волшебный мир русской народной сказки
Проект на тему "Волшебный мир русской народной сказки"...