Проект «Волшебный мир русской народной сказки».
проект (средняя группа) на тему

Уютнова Валентина Петровна

Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Вид проекта: групповой.

 

Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», группа №6 «Почемучки».

Сроки проведения: ноябрь-апрель 2015 года.
 
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protokol_proekta.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   «Волшебный мир русской народной сказки».

Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Вид проекта: групповой.

Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», группа №6 «Почемучки».

Сроки проведения: ноябрь-апрель 2015 года.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

 Актуальность.

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.

       Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».       

          Сказка - ничем незаменимый и благодатный источник нравственного восприятия. Так, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и всем сердцем. Да и не только познает, но и также откликается на явления и события окружающего мира, выражая при этом свое отношение к добру и злу. Сказочные персонажи дают ребенку первые представления о справедливости и не справедливости. Как и начальное развитие ребенка, так и первостепенный этап воспитания начинается именно со сказки.

Сегодня потребность в сказке особенно широко представляется. Ведь она наглядно показывает ребенку, где проходят жизненные правильные пути человека, в чем его несчастье и, соответственно счастье, и какова расплата его за совершенные ошибки и чем же отличается человек от птицы или зверя.

Каждый шаг героев сказки непременно ведет к цели, т.е. финальному успеху. Немудрено, что русские народные сказки имеют свою педагогическую направленность: воспитывают, обучают, предупреждают, побуждают к деятельности, учат и даже лечат.

Все русские народные сказки без исключения является учебником нравственного воспитания ребенка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а также и благородство души.

Важный смысл, который несет сказка для дошкольника - усвоить не пассивность, в активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.
Развитие ребенка сказкой способствует умению мыслить, выделять главное от второстепенного, творчески усваивать знания и активизировать речевую и познавательную деятельность.

Проблема. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Цель: Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.

Задачи:

- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их

   необходимость в жизни людей.

- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить

   давать оценку поведению своему и других.

- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.

Ожидаемые результаты:

- У детей развит интерес к русским народным сказкам.

- В группе созданы необходимые условия для знакомства с русскими народными сказками.

- Дети умеют анализировать поступки сказочных героев, сверстников.

- Дети имеют представление о добре и зле, всегда стремятся помочь друг другу.

- Родители понимают ценность сказки, и используют ее в воспитании своих детей.

Основные этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

- Изучить познавательную и методическую литературу о роли русской народной сказки в

  нравственном воспитании детей, а так же интернет ресурсы.

- Беседа с родителями о том, какие русские народные сказки есть в домашней библиотеке.

- Обсуждение проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации

  проекта.

- Сбор материала (иллюстраций, картинок и сказок).

- Составление перспективного плана.

Оснащение предметно – развивающей среды.

- Подобрать русские народные сказки по возрасту детей.

- Оформить дидактические игры: «Теремок» (расскажи сказку по картинкам), «Назови героя

  сказки», «В гостях у сказки», «Кто это?», «Что за чудо эти сказки?».

- Сделать картотеку дидактических игр (по сказкам).

- Подобрать загадки по русским народным сказкам.

- Оформить альбом «Пальчиковые игры по сказкам».

- Сделать мнемотаблицы к сказкам.

- Сделать различные виды театров: пальчиковый, настольный, бибабо, варежковый.

- Подобрать раскраски по сказкам.

2. Основной этап.

Работа с детьми:

- Чтение, просмотр и прослушивание аудио записей со сказками.

- Проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой (пересказ и анализ

  сказок).

- Настольно – дидактические игры.

- Беседы по содержанию сказок.

- Составление сказок собственного сочинения.

- Поход в театр.

- Просмотр презентаций «Путешествие по русским народным сказкам».

Продуктивная деятельность.

- Оформление выставки русский народных сказок.

- Альбом с рисунками детей.

- Лепка героев сказок.

- Создание библиотеки.

- Оформление книжки – малышки (со сказками детей).

 « Сказка про прекрасную Розу» Соня Г., «Сказка о мальчике Пете, который спас Дом» Лиза

  Ю., «Приключение желтого карандашика» Марина Л., «Сказки русского леса» дети группы

  «Почемучки».

- Постановка сказок «Репка», «День рождение зайчика», «Колобок».

Работа с родителями.

- Просмотр с детьми познавательных передач о русских народных сказках.

- Просмотр и чтение сказок.

- Проведение консультаций: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Роль сказки в

  нравственном воспитании детей дошкольного возраста», «Нравственное воспитание детей

  через сказку», «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

- Оформление папки – передвижки: «Сказка ложь да в ней намек…», «Книжки в вашем

  доме».

- Сшить костюмы к постановке сказки «Колобок».

- Проведение семинара – практикума «Сказки по-новому».

 3. Обобщающий этап:

- Постановка сказки «Колобок». 

- Литературная викторина «В гостях у сказки».

- Участие во Всероссийском фестивале детского творчества «Сказка за сказкой», номинация

   конкурса «Русская народная сказка».

Выводы:

         Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. В самостоятельной игровой деятельности  ребята разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.

          Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.

          Проведенная работа дала толчок в развитие ребенка таких моральных ценностей как уважение к старшим, вежливость и послушание. Дети поняли, как бы плохо не пришлось в жизни - не стоит ожесточаться и злиться. Необходимо в любой жизненной ситуации оставаться добрым по отношению к людям и вести себя в рамках приличия.

Планы на будущее.

В следующем году, с детьми старшей группы, продолжим работу по составлению сказок нравственно- этического типа, и оформим книгу «Мир сказок».

Список используемой литературы:

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб., 1997.

2. Майер А. А. «Введение детей в проблемы социальной действи-тельности – Детство Пресс.

3. Программа приобщения ребёнка к социальному миру – Дошкольное воспитание. №1- 1996- с. 594.

4. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

Изучение интернет - ресурсов:

1. nsportal.ru

…sad…vospitanie…u…doshkolnogo-vozrasta

2. festival.1september.ru

3. ›articles/564615/

4. pandia.ru

5. doshvozrast.ru

В детском саду

pedoput18.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Волшебный мир русской народной сказки».

Проект «Волшебный мир русской народной сказки» реализован в старшей группе детского сада.  Сказка - прекрасное творение искусства.  Русская народная сказка – это прежде всего, произвед...

проект" Волшебный мир русской народной сказки"

сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами ....

Паспорт проекта Проект по мотивам русской народной сказки «Репка» на один год для детей 4-5 лет

Актуальность проекта       В настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность остается «Золушкой», и ее судьба, как от злой мачехи з...

Проект "Волшебный мир Русских народных сказок"

Приобщение детей к русскому народному творчеству, через драматизацию сказок и различных видов деятельности....

Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"

Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"...

Волшебный мир русской народной сказки

Проект на тему "Волшебный мир русской народной сказки"...