«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
консультация на тему

Бережная Лариса Николаевна

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение  личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество восстанавливать, утерянные в 90-2000-х годах,   духовно-нравственные идеалы. Нравственно -патриотическое  воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью нравственно –патриотического   воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.  Систематическое нравственно - патриотическое  воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Нравственно -патриотическое  воспитание на основе ознакомления с родным городом и краем формирует  ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по нравственно -патриотическое  образованию и воспитанию детей! Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

1. Предлагается:

- Познакомить детей с историей, культурой родного города, края;

- развивать в детях нравственно –патриотические   качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

- способствовать всестороннему развитию личности.

3. Цель:  

Формирование основ у детей старшего дошкольного возраста  начал гражданственности  посредством ознакомления воспитанников с  родным краем, городом.

4. Задачи:

  1. Расширить представления детей об истории, символиках  города.  
  2. Способствовать  расширению и углублению представлений детей о родном  крае, быте, жизни народов ханты.
  3. Формировать  толерантность, чувство  уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
  4. Формировать  осознанно - правильное отношение  к природе родного края.
  5. Развивать  творческие способности  детей на местном материале, познакомить с народными промыслами.
  6. Увеличить  охват  родительской общественности, принимающих

активное  участие в мероприятиях, проводимых в рамках ДОУ,  города.

5. Предполагаемый результат:

  1. Будет создан учебно-методический комплекс с материалами о родном городе;
  2. Будет создана микроразвивающая среда в группе, способствующая патриотическому воспитанию детей;

3.Расширятся   знания  детей о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера.

4. Повысятся знания детей о государственных символиках города   (герб, флаг, гимн города);

Будут сформированы интегративные качества  ребенка:  любящий свою семью, дом, родной город, край; знающий культуру своего народа и историю своей Родины; бережно относящийся к окружающему миру

6. Трудности:

На сегодняшний день существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:

  • «Наследие» М.Ю.Новицкой
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
  • система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
  • «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
  • «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой и др.

    Но все предлагаемые методические пособия  недостаточно учитывают специфику региона, где они будут применяться, т.е.  не вариативны, а статичны, применимы только в том регионе, где были разработаны, и в данное время. Таким образом, возникает ряд  проблем:

  1. между потребностью  ознакомления детей с родным краем и отсутствием адаптированных программ обучения  дошкольников  для конкретного региона.
  2. между необходимостью реализации принципа интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения и недостаточной разработкой подходов к ее организации;
  3. между потребностью вовлечения  родительской общественности в образовательный процесс  для совместной деятельности и отсутствием  их заинтересованности в этом.

    Программа направлена на формирование основ у детей старшего дошкольного возраста  начал гражданственности  посредством ознакомления воспитанников с  родным краем, городом.

В программе  учитываются  региональные особенности,   которые  не могут не сказаться  на  содержание  реализуемого   образовательного процесса  в ДОУ:

-  что  обуславливается  тематикой  ознакомления детей с трудом взрослых: нефтяников; в округе проживают малочисленные народы Севера. Воспитанники знакомятся с условиями жизни, промыслами народов ханты, манси; систематически  посещают этнографические выставки, музеи, совершают экскурсии по городу, знакомятся с достопримечательностями города;

-  в образовательном учреждении создан музей по ознакомлению детей с  родным краем. Вместе с тем, в образовательной  деятельности ДОУ используется краеведческий материал, иллюстративная серия учебных   пособий  «Детям об истории ХМАО-Югра».  

Программно-методическое:

- совершенствование системы работы по формированию интереса у детей и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем, городом.

- корректировка тематических планов,  интегрированного плана взаимодействия с профильными специалистами;

- корректировка содержания диагностического инструментария.

Материально-техническое:

- создание картотеки, альбомов, коллажей, панорам, макетов, видео, аудио материалов, конспектов мероприятий

   

В основу реализации проекта  положены следующие принципы:

  • принцип регионализации – изучаемый материал отражает региональные, географические, исторические, архитектурные, сведения об общественной жизни города, его особенностях, интересен, увлекателен для детей.
  • принцип личностно-ориентированного взаимодействия – индивидуально-личностное  формирование и развитие морального облика ребенка. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают их опыт.
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим напрвлениям.
  • принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

         Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходимы определенные условия:

  • создание благоприятных социальных условий;
  • организация развивающей образовательной среды;
  • обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала c опорой на опыт и чувства детей;
  • повышение компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания;
  • тесный контакт c семьей, опора на ее традиции и опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществ...

презентация "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"

В условиях глубошайших изменений,происходящих в жизни общества,одной из актуальных проблем является патриотическое  воспитание подрастающего поеоления...

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение  личности. Ныне материальные ценности до...

Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях.

Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представл...

Педагогический совет в форме "устного журнала" «Россия – отчий дом» Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детско...

Статья "Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"

Статья содержит описание работы педагогов структурного подразделения "отделение дошкольного образования" с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию при помощи разнообразных средств и...