Консультация "«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»
консультация

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_patriotizme.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

  «Особенности      нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

                                                               Морозова Елена Геннадьевна

           Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

1.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

2.Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3.Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

4.Расширение представлений о городах России.

5.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. 

  Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям:

 - работа с детьми.

 - работа с родителями

 -с педагогами.

  Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в своей работе с детьми используются разные виды детской деятельности.

Большое внимание в ДОУ уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Знания, полученные детьми во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности. В совместной деятельности с детьми воспитатели широко используют: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные игры, которые помогают формировать у детей соответствующие программные задачи знания, умения и навыков. 

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются также в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора и образцами русского народного музыкального творчества. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках.

В праздниках, которые проводятся в детском саду, отражаются разные темы: это общественно-политические праздники, гражданские и народные.

В результате такой работы у детей возникает чувство сопричастности к важным событиям, происходящих в стране.

Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольных группах детского сада имеются патриотические уголки, которые помогают педагогам знакомить детей с историей, достопримечательностями, животными и растениями родного края, с государственными символами родной страны и города, с русскими народными промыслами и традициями. Воспитатели также создают картотеки игр по правовому воспитанию, а также картотеки малых жанров устного народного творчества (пословиц, поговорок, потешек, песенок).

По словам А. С. Макаренко, «именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль родителей должно приходить к детям». Воспитатели ДОУ придерживаются этих рекомендаций во взаимодействии с семьями дошкольников.

В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду. В своей работе можно использовать следующие активные формы взаимодействия с родителями:

1.Целевые прогулки.

2.Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.

3.Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества,

4.Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях

5.Встречи с ветеранами, участие в праздничных мероприятиях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.

6.Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию: « Мой любимый город» и т.д.

7.Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.

8.«Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.

9.Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.

10.Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.

11.Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

 В народе говорят: хороший пример - лучше, чем сто слов.

   Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

  Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться…

 

     

               Анкета для родителей

       «Патриотическое воспитание».

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.  Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

 Памятка для родителей по патриотическому воспитанию

1.    Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

2.    Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3.    Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4.    Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

5.    Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

6.    Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает,  с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

7.    Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

8.    Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

9.    Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

10.    Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию...

«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществ...

Консультативный материал для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».               Выполн...

презентация "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"

В условиях глубошайших изменений,происходящих в жизни общества,одной из актуальных проблем является патриотическое  воспитание подрастающего поеоления...

«Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

В данной статье предложены формы взаимодействия с родителями для патриотического воспитания дошкольников в современных условиях....

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение  личности. Ныне материальные ценности до...