Главные вкладки

    План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему:
    Конспект тематического занятия «Космические дали. Освоение космоса». (подготовительная группа).

    Конспект занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sayt.docx19.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект тематического занятия «Космические дали. Освоение космоса».

    (подготовительная группа).

     Вечером, когда стемнеет, на ясном небе появляются звезды.

       «Звезды»

    Что такое звезды?

    Если спросят вас –

    Отвечайте смело:

    Раскаленный газ.

    И еще добавьте,

    Что притом всегда

    Ядерный реактор –

    Каждая звезда!

     Сколько удивительных тайн и загадок в бесконечном космическом пространстве! Разве не интересно, что там, в далеких мирах? Люди всегда мечтали узнать об этом, побывать на других планетах. Герои старинных сказок и легенд летали к звездам на крылатых колесницах, на орлах, на коньке-горбунке, и только в середине прошлого века ученые нашей страны отправили в дальний полет первый космический аппарат – искусственный спутник Земли. Настало время для серьезного изучения и освоения космоса. Как вы считаете, ребята, зачем это нужно?

        Во-первых, для того, чтобы лучше изучать нашу родную планету Земля. С огромной высоты ее удобно фотографировать, а потом составлять самые точные географические карты. Космические наблюдения помогают геологам искать полезные ископаемые.

        Во-вторых, космос нужно изучать для того, чтобы понять, как возникла Вселенная, то есть Земля, Солнце, Луна, планеты и звезды.

        Теперь мы с вами поговорим о планетах. Земля – планета, на которой мы живем. Из космоса Земля представляет собой очень красивый яркий голубой шар, покрытый белыми облаками.

    «Земля»

    Есть одна планета-сад в космосе холодном.

    Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,

    Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,

    И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…

    Береги свою планету – ведь другой похожей нету!

     Земля летит вокруг Солнца, а вокруг него кружатся еще семь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

              «Планеты солнечной системы»

    По порядку все планеты

    Назовет любой из нас:

    Раз – Меркурий,

    Два – Венера,

    Три – Земля,

    Четыре – Марс,

    Пять – Юпитер,

    Шесть – Сатурн,

    Семь – Уран.

    За ним – Нептун.

    Он восьмым идет по счету.

    А за ним уже, потом,

    И девятая планета

    Под названием Плутон.

    Самая близкая к Солнцу – небольшая планета Меркурий, Юпитер – самая крупная планета в солнечной «системе», состоит из газа. У большинства планет есть спутники, которые вращаются вокруг планет. Планеты с их спутниками, летящие вокруг Солнца, образуют Солнечную систему. Спутник Земли – Луна.

    «Луна»

    Верный спутник, ночей украшенье,

    Дополнительное освещенье.

    Мы, конечно, признаться должны:

    Было б скучно Земле без Луны.

        А что же такое само Солнце, согревающее нашу Землю?

    «Что такое Солнце»

    Солнце – монетка, - скупой проворчал.

    Нет, сковородка! – обжора вскричал.

    Нет, каравай, - хлебопек произнес.

    Компас, - сказал убежденно матрос.

    Солнце – звезда, - астроном объявил.

    Доброе сердце, - мечтатель решил.

       Солнце – это звезда, гигантский шар из раскаленного газа. Мы видим его большим и ярким, а другие звезды кажутся нам светящимися точками. Это потому что все звезды, кроме Солнца, находятся немыслимо далеко от нас. Даже луч света от звезд летит до Земли сотни, тысячи, а то и миллионы лет!      Звезды объединяются в огромные скопления – галактики. Таких «звездных островов» - галактик в космосе бесконечно много. За городом в ясную безоблачную ночь на небе видна широкая светлая звездная полоса, проходящая через все ночное небо. Так выглядит с Земли небольшой «кусочек» нашей галактики Млечный Путь.

    «Млечный путь»

    Черный бархат неба звездами расшит.

    Светлая дорожка по небу бежит.

    От края и до края стелется легко,

    Как будто кто-то пролил по небу молоко.

    Но нет, конечно, в небе ни молока, ни соку,

    Мы звездную систему свою так видим сбоку.

    Так видим мы Галактики родной далекий свет –

    Простор для космонавтики на много тысяч лет.

        Для того, чтобы удобнее было наблюдать за звездами, изучать их, люди поделили небо на особые участки – созвездия. Одни созвездия носят названия животных и птиц – например, Большая и Малая Медведицы, Лев, Жираф, Лебедь, Орел. Другие – имена мифических героев – Геркулес, Орион, Андромеда, Персей, Кассиопея. А третьи называют как различные   предметы – Весы, Компас, Чаша.

    «Созвездия Большой и Малой Медведицы»

    Вот Медведица Большая

    Кашу звездную мешает

    Большим ковшом

    В котле большом.

    А рядом тускло светится

    Малая Медведица.

    Маленьким ковшечком

    Собирает крошечки.

       В созвездии Малой Медведицы есть одна очень яркая звезда, по которой в далекие время ориентировались путешественники и мореплаватели.

    «Полярная звезда»

    Есть в небе звездочка одна,

    Какая – не скажу,

    Но каждый вечер из окна

    Я на нее гляжу.

    Она мерцает ярко так!

    Сейчас, наверное, моряк

    По ней сверяет путь.

       В космосе есть много загадочных объектов. Например: белые карлики – небольшие, но очень тяжелые и плотные звезды; черные дыры, из которых не может вырваться ни один лучик света; далекие таинственные квазары, похожие на звезды, но в миллионы раз ярче их; кометы, метеориты и др.

    «Метеорит»

    Где-то в космосе летит голубой метеорит.

    Ты идешь, а он летит.

    Ты лежишь, а он летит.

    Ты заснул, но все летит

    В космосе метеорит.

    …Тебе сегодня восемь лет,

    Перед тобой весь белый свет,

    Но где-то во Вселенной

    Летит, летит, летит, летит

    Твой голубой метеорит –

    Подарок драгоценный.

    «Комета»

    Раскинув свой огнистый хвост,

    Комета мчится между звезд.

    - Послушайте, созвездия,

    Последние известия,

    Чудесные известия,

    Небесные известия!

    Несясь на диких скоростях,

    Была у Солнца я в гостях.

    Я Землю видела вдали

    И новых спутников Земли.

    Я уносилась от Земли,

    За мной летели корабли!

       Чтобы все лучше это изучить люди решили покорить космос. Но как же до него добраться?! Русский ученый Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели». Именно Циолковский, более ста лет назад, придумал как можно осуществить космический полет. Он произвел сложные вычисления, начал создавать науку о полете космической ракеты. Ученый изобрел особенную ракету, которая заправляется жидким топливом. Топливо сгорает, и образуются огненные газы, которые с большой скоростью вырываются из трубы-сопла позади ракеты. Газы летят назад, а ракета вперед, то есть газы толкают ракету. Циолковский рассчитал, с какой скоростью должна лететь ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения и вырваться в космос.

        И вот, по разработкам и вычислениям К.Э. Циолковского, выдающийся ученый и конструктор, академик Сергей Павлович Королев создал космическую ракету. Однажды Королев прочитал книгу К.Э. Циолковского о звездоплавании и понял, что полеты в космос возможны, и это намного интереснее, чем полет самолета в воздухе. Главным делом его жизни и стало создание космической ракеты.

        Но сначала в космос были запущены искусственные спутники. Искусственный спутник Земли – это космический аппарат, который вращается вокруг Земли по орбите.

    «Спутник»

    - Что там за родственник Луны,

    Племянник или внучек

    Мелькает между тучек?

    - Да это спутник!

    - Вот те раз!

    - Он спутник каждого из нас

    И в целом – всей Земли.

    Руками спутник сотворен,

    А после на ракете доставлен в дали эти.

     Первый искусственный спутник был запущен в нашей стране 4 октября 1957 года. Спутник был размером с крупный арбуз и весил всего 83 килограмма. В августе 1960 года успешный космический полет совершили собаки Белка и Стрелка. Они провели в космосе 25 часов, 17 раз облетели вокруг Земли. Условия на борту космического корабля совсем не такие как у нас на Земле. Когда ракета поднимается и набирает скорость, находящееся в ней живое существо ощущает сильную тяжесть во всем теле – перегрузки. А когда корабль уже вышел в космос, на орбиту вокруг Земли, двигатели выключаются, и наступает невесомость – тело и любой предмет могут свободно летать в кабине корабля. С помощью животных-«космонавтов» люди изучают, как эти необычные условия действуют на живые организмы. Животные помогли подготовить космический полет человека.

        Утром 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» человек впервые полетел в космос. Первым в мире космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин.

    1 ребенок:

    Взлетел в ракете русский парень,

    Всю землю видел с высоты.

    Был первым в космосе Гагарин…

    Каким по счету будешь ты?

    2 ребенок:

    В космической ракете

    С названием «Восток»

    Он первым на планете

    Подняться к звездам смог.

    Поет об этом песни

    Весенняя капель:

    Навеки будут вместе

    Гагарин и апрель.

      А сейчас, ребята, послушайте речь Ю.А. Гагарина перед стартом (речь Гагарина на Красной площади от 12.04.1961г.).

     Корабль «Восток» вышел на орбиту, один раз облетел вокруг земного шара и благополучно приземлился.

    «Летит корабль»

    Летит в космической дали

    Стальной корабль вокруг Земли.

    И хоть малы его окошки,

    Все видно как на ладошке:

    Степной простор, морской прибой,

    А может быть и нас с тобой!

      Космический полет готовили тысячи людей: ученые, конструкторы, рабочие. Первый космонавт провел в космосе всего полтора часа. Вторым космонавтом стал Герман Степанович Титов, он находился в космосе 25 часов 18 минут. За это время его корабль «Восток-2» облетел вокруг Земли 17 раз. У него уже были более сложные задачи, чем у Гагарина.

        Так же в космосе побывали и женщины-космонавты. Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Владимировна Терешкова. Ее корабль «Восток-6» успешно стартовал 16 июня 1963 года.

        А вот 18 марта 1965 года на корабле «Восход-2» в космос поднялись два советских космонавта – Павел Беляев и Алексей Леонов. Леонову предстояло выполнить важный и очень сложный опыт: впервые выйти из корабля в открытый космос. Выходить в космос можно только в специальном скафандре. Алексей Леонов выполнил сложнейшее задание и сделал главный вывод: человек может жить и работать в космосе.

        С того времени люди очень много раз летали в космос, выходили в открытый космос. Космические корабли изменялись, совершенствовались, менялись и условия жизни человека на космическом корабле: космонавты уже по несколько месяцев могут жить и работать на орбите. Продолжается исследование нашей Солнечной системы. В России создаются космические комплексы для изучения Солнца – звезды, от которой зависит жизнь на Земле. Кто-то из вас, нынешних дошкольников, может быть продолжит важнейшую и увлекательную работу по освоению космоса. Для этого надо много учиться, быть любознательным и трудолюбивым.

    В конце занятия проводится викторина «Космос».

    Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

    Знают все: и млад, и стар,

    Что она – большущий шар!       (Земля)

    Раскален гигантский шар,

    Ведь на нем всегда пожар.

    Не залить его водой.

    Этот шар зовут … (звездой)

    В небе – звездная дорога,

    Звезд на ней ужасно много.

    Нам с дороги не свернуть,

    Ярко светит… (Млечный путь)

    Пусть сияет нам всегда

    Эта желтая звезда!

    Утром смотрит к нам в оконце

    Золотое наше … (Солнце)

    Там свободно и легко

    Можно прыгать высоко,

    Нету воздуха на ней,

    Небеса угля черней.

    И Земле она верна,

    Вечный спутник наш … (Луна)

    До Луны не может птица долететь и прилуниться,

    Но зато умеет это делать быстрая … (Ракета)

    По небу рассыпан горошек

    Цветной карамели из сахарной крошки,

    И только тогда, когда утро настанет,

    Вся карамель та внезапно растает.      (звезды)

    Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?    (созвездия: Б. и М. Медведица)

    Обгоняя ночь и день,

    Вкруг Земли бежит олень.

    Задевая звезды рогом,

    В небе выбрал он дорогу.

    Слышен стук его копыт,

    Он Вселенной следопыт.          (спутник)

    В космосе сквозь толщу лет

    Ледяной летит объект.

    Хвост его – полоска света.

    А зовут объект … (комета)

    В завершении занятия можно поставить песни о космосе.

    Примечание: стихи читают дети


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект сюжетно-ролевой игры "Космические дали" в старшей - подготовительной группах

    в проекте показана работа  по сюжетно ролевой игре: предварительная работа, использование ИКТ в работе с детьми, работа с родителями....

    Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "День народного единства"

    Тематическое занятие направлено на расширение представлений детей о национальных праздниках, знакомство с символикой росийского государства....

    Конспект тематического занятия по физкультуре для детей подготовительной группы «Мышцы нашего тела».

    Цели:познакомить детей с работой мышц – сокращение и расслабление;воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни.Оборудование: картинки (изображения человека, мышц...

    Педагогический проект "Космические дали" для детей подготовительной группы

    У детей недостаточно сформированы представления о космосе и людях, посвятивших себя этой профессии. Необходимо способствовать развитию у детей представления об окружающем мире до глубин Вселенной....

    Конспект тематического занятия "Космическое путешествие"

    Тематическое занятие представляет собой интеграцию познания, речевого, музыкального и физического развития детей. Объем предложенного материала педагог может уменьшать или упрощать, если дети из-за пр...

    Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие» для детей подготовительной группы

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Обучающие задачи:1.Формировать знания детей о солнечной системе.2. Закреплять умения считать в прямом и обратном порядке до десяти.3. Закреплять состав числа 8.4. Совершенствова...

    Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие» для детей подготовительной группы

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Обучающие задачи:1.Формировать знания детей о солнечной системе.2. Закреплять умения считать в прямом и обратном порядке до десяти.3. Закреплять состав числа 8.4. Совершенствова...