Конспект тематического занятия «Космические дали. Освоение космоса». (подготовительная группа).
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия «Космические дали. Освоение космоса».

(подготовительная группа).

 Вечером, когда стемнеет, на ясном небе появляются звезды.

   «Звезды»

Что такое звезды?

Если спросят вас –

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

И еще добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор –

Каждая звезда!

 Сколько удивительных тайн и загадок в бесконечном космическом пространстве! Разве не интересно, что там, в далеких мирах? Люди всегда мечтали узнать об этом, побывать на других планетах. Герои старинных сказок и легенд летали к звездам на крылатых колесницах, на орлах, на коньке-горбунке, и только в середине прошлого века ученые нашей страны отправили в дальний полет первый космический аппарат – искусственный спутник Земли. Настало время для серьезного изучения и освоения космоса. Как вы считаете, ребята, зачем это нужно?

    Во-первых, для того, чтобы лучше изучать нашу родную планету Земля. С огромной высоты ее удобно фотографировать, а потом составлять самые точные географические карты. Космические наблюдения помогают геологам искать полезные ископаемые.

    Во-вторых, космос нужно изучать для того, чтобы понять, как возникла Вселенная, то есть Земля, Солнце, Луна, планеты и звезды.

    Теперь мы с вами поговорим о планетах. Земля – планета, на которой мы живем. Из космоса Земля представляет собой очень красивый яркий голубой шар, покрытый белыми облаками.

«Земля»

Есть одна планета-сад в космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…

Береги свою планету – ведь другой похожей нету!

 Земля летит вокруг Солнца, а вокруг него кружатся еще семь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

          «Планеты солнечной системы»

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран.

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Самая близкая к Солнцу – небольшая планета Меркурий, Юпитер – самая крупная планета в солнечной «системе», состоит из газа. У большинства планет есть спутники, которые вращаются вокруг планет. Планеты с их спутниками, летящие вокруг Солнца, образуют Солнечную систему. Спутник Земли – Луна.

«Луна»

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны.

    А что же такое само Солнце, согревающее нашу Землю?

«Что такое Солнце»

Солнце – монетка, - скупой проворчал.

Нет, сковородка! – обжора вскричал.

Нет, каравай, - хлебопек произнес.

Компас, - сказал убежденно матрос.

Солнце – звезда, - астроном объявил.

Доброе сердце, - мечтатель решил.

   Солнце – это звезда, гигантский шар из раскаленного газа. Мы видим его большим и ярким, а другие звезды кажутся нам светящимися точками. Это потому что все звезды, кроме Солнца, находятся немыслимо далеко от нас. Даже луч света от звезд летит до Земли сотни, тысячи, а то и миллионы лет!      Звезды объединяются в огромные скопления – галактики. Таких «звездных островов» - галактик в космосе бесконечно много. За городом в ясную безоблачную ночь на небе видна широкая светлая звездная полоса, проходящая через все ночное небо. Так выглядит с Земли небольшой «кусочек» нашей галактики Млечный Путь.

«Млечный путь»

Черный бархат неба звездами расшит.

Светлая дорожка по небу бежит.

От края и до края стелется легко,

Как будто кто-то пролил по небу молоко.

Но нет, конечно, в небе ни молока, ни соку,

Мы звездную систему свою так видим сбоку.

Так видим мы Галактики родной далекий свет –

Простор для космонавтики на много тысяч лет.

    Для того, чтобы удобнее было наблюдать за звездами, изучать их, люди поделили небо на особые участки – созвездия. Одни созвездия носят названия животных и птиц – например, Большая и Малая Медведицы, Лев, Жираф, Лебедь, Орел. Другие – имена мифических героев – Геркулес, Орион, Андромеда, Персей, Кассиопея. А третьи называют как различные   предметы – Весы, Компас, Чаша.

«Созвездия Большой и Малой Медведицы»

Вот Медведица Большая

Кашу звездную мешает

Большим ковшом

В котле большом.

А рядом тускло светится

Малая Медведица.

Маленьким ковшечком

Собирает крошечки.

   В созвездии Малой Медведицы есть одна очень яркая звезда, по которой в далекие время ориентировались путешественники и мореплаватели.

«Полярная звезда»

Есть в небе звездочка одна,

Какая – не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на нее гляжу.

Она мерцает ярко так!

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь.

   В космосе есть много загадочных объектов. Например: белые карлики – небольшие, но очень тяжелые и плотные звезды; черные дыры, из которых не может вырваться ни один лучик света; далекие таинственные квазары, похожие на звезды, но в миллионы раз ярче их; кометы, метеориты и др.

«Метеорит»

Где-то в космосе летит голубой метеорит.

Ты идешь, а он летит.

Ты лежишь, а он летит.

Ты заснул, но все летит

В космосе метеорит.

…Тебе сегодня восемь лет,

Перед тобой весь белый свет,

Но где-то во Вселенной

Летит, летит, летит, летит

Твой голубой метеорит –

Подарок драгоценный.

«Комета»

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звезд.

- Послушайте, созвездия,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

   Чтобы все лучше это изучить люди решили покорить космос. Но как же до него добраться?! Русский ученый Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели». Именно Циолковский, более ста лет назад, придумал как можно осуществить космический полет. Он произвел сложные вычисления, начал создавать науку о полете космической ракеты. Ученый изобрел особенную ракету, которая заправляется жидким топливом. Топливо сгорает, и образуются огненные газы, которые с большой скоростью вырываются из трубы-сопла позади ракеты. Газы летят назад, а ракета вперед, то есть газы толкают ракету. Циолковский рассчитал, с какой скоростью должна лететь ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения и вырваться в космос.

    И вот, по разработкам и вычислениям К.Э. Циолковского, выдающийся ученый и конструктор, академик Сергей Павлович Королев создал космическую ракету. Однажды Королев прочитал книгу К.Э. Циолковского о звездоплавании и понял, что полеты в космос возможны, и это намного интереснее, чем полет самолета в воздухе. Главным делом его жизни и стало создание космической ракеты.

    Но сначала в космос были запущены искусственные спутники. Искусственный спутник Земли – это космический аппарат, который вращается вокруг Земли по орбите.

«Спутник»

- Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

- Да это спутник!

- Вот те раз!

- Он спутник каждого из нас

И в целом – всей Земли.

Руками спутник сотворен,

А после на ракете доставлен в дали эти.

 Первый искусственный спутник был запущен в нашей стране 4 октября 1957 года. Спутник был размером с крупный арбуз и весил всего 83 килограмма. В августе 1960 года успешный космический полет совершили собаки Белка и Стрелка. Они провели в космосе 25 часов, 17 раз облетели вокруг Земли. Условия на борту космического корабля совсем не такие как у нас на Земле. Когда ракета поднимается и набирает скорость, находящееся в ней живое существо ощущает сильную тяжесть во всем теле – перегрузки. А когда корабль уже вышел в космос, на орбиту вокруг Земли, двигатели выключаются, и наступает невесомость – тело и любой предмет могут свободно летать в кабине корабля. С помощью животных-«космонавтов» люди изучают, как эти необычные условия действуют на живые организмы. Животные помогли подготовить космический полет человека.

    Утром 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» человек впервые полетел в космос. Первым в мире космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин.

1 ребенок:

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

2 ребенок:

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

  А сейчас, ребята, послушайте речь Ю.А. Гагарина перед стартом (речь Гагарина на Красной площади от 12.04.1961г.).

 Корабль «Восток» вышел на орбиту, один раз облетел вокруг земного шара и благополучно приземлился.

«Летит корабль»

Летит в космической дали

Стальной корабль вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

Все видно как на ладошке:

Степной простор, морской прибой,

А может быть и нас с тобой!

  Космический полет готовили тысячи людей: ученые, конструкторы, рабочие. Первый космонавт провел в космосе всего полтора часа. Вторым космонавтом стал Герман Степанович Титов, он находился в космосе 25 часов 18 минут. За это время его корабль «Восток-2» облетел вокруг Земли 17 раз. У него уже были более сложные задачи, чем у Гагарина.

    Так же в космосе побывали и женщины-космонавты. Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Владимировна Терешкова. Ее корабль «Восток-6» успешно стартовал 16 июня 1963 года.

    А вот 18 марта 1965 года на корабле «Восход-2» в космос поднялись два советских космонавта – Павел Беляев и Алексей Леонов. Леонову предстояло выполнить важный и очень сложный опыт: впервые выйти из корабля в открытый космос. Выходить в космос можно только в специальном скафандре. Алексей Леонов выполнил сложнейшее задание и сделал главный вывод: человек может жить и работать в космосе.

    С того времени люди очень много раз летали в космос, выходили в открытый космос. Космические корабли изменялись, совершенствовались, менялись и условия жизни человека на космическом корабле: космонавты уже по несколько месяцев могут жить и работать на орбите. Продолжается исследование нашей Солнечной системы. В России создаются космические комплексы для изучения Солнца – звезды, от которой зависит жизнь на Земле. Кто-то из вас, нынешних дошкольников, может быть продолжит важнейшую и увлекательную работу по освоению космоса. Для этого надо много учиться, быть любознательным и трудолюбивым.

В конце занятия проводится викторина «Космос».

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар!       (Земля)

Раскален гигантский шар,

Ведь на нем всегда пожар.

Не залить его водой.

Этот шар зовут … (звездой)

В небе – звездная дорога,

Звезд на ней ужасно много.

Нам с дороги не свернуть,

Ярко светит… (Млечный путь)

Пусть сияет нам всегда

Эта желтая звезда!

Утром смотрит к нам в оконце

Золотое наше … (Солнце)

Там свободно и легко

Можно прыгать высоко,

Нету воздуха на ней,

Небеса угля черней.

И Земле она верна,

Вечный спутник наш … (Луна)

До Луны не может птица долететь и прилуниться,

Но зато умеет это делать быстрая … (Ракета)

По небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.      (звезды)

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?    (созвездия: Б. и М. Медведица)

Обгоняя ночь и день,

Вкруг Земли бежит олень.

Задевая звезды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт.          (спутник)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света.

А зовут объект … (комета)

В завершении занятия можно поставить песни о космосе.

Примечание: стихи читают дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "День народного единства"

Тематическое занятие направлено на расширение представлений детей о национальных праздниках, знакомство с символикой росийского государства....

Конспект тематического занятия по физкультуре для детей подготовительной группы «Мышцы нашего тела».

Цели:познакомить детей с работой мышц – сокращение и расслабление;воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни.Оборудование: картинки (изображения человека, мышц...

Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие» для детей подготовительной группы

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Обучающие задачи:1.Формировать знания детей о солнечной системе.2. Закреплять умения считать в прямом и обратном порядке до десяти.3. Закреплять состав числа 8.4. Совершенствова...

Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица. Задачи: • Знакомить детей с историей, традициями, русского народа. • Знакомить с русским народным праздн...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...

Конспект тематического занятия для детей старших и подготовительных групп. Тема: «Воронеж – Город Воинской Славы!»

Цель занятия – Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.Задачи:Расширять знания детей о городе Воронеже; об истории его развития.Познакомить детей с военным историческим п...

Конспект тематического занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Сталинградская битва"

Занятие по патриотическому развитию для подготовительной группы , направленное на знакомство детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Сталинграда от фашистских захва...