Консультация подготовка детей к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_27.04.15.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение Детский сад №63 «Лесная полянка» комбинированного вида г. Белово

Консультация по теме:
Использование сказки при подготовки детей к школе.
С целью: ознакомление педагогов с успешным

опытом использование «лесных сказок» М.А. Панфиловой

Провела:
Павлова Ирина Витальевна
(I квалификационная категория 13 разряд)

Дата: 27.04.2015 г.

г. Белово

Несмотря на внешнее стремление детей скорее пойти в школу, внутренне они чаще всего бывают не готовы к новому этапу своей жизни. Поступление в 1-ый класс нередко сопровождается тревогой и страхом неизвестности. Педагогические коллективы каждой дошкольной образовательной организации задаются вопросами: как подготовить будущего первоклассника к новому образу жизни?

В недавнем прошлом многие психологи применяли тетради, где дети выполняли тесты на мышление, внимание. Но готовность к школе - это не только умение писать и читать. Не менее важна мотивация, когда ребенок готов принять на себе “роль ученика”, особую роль играет адекватное общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей откладываются моральные суждения, понимания нравственной нормы, чтобы избежать негативные эмоции, помочь детям в адаптации в школе. Психологи предлагают сказку, сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Детям легче понять свои поступки, осознать причины своих волнений. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил позволит снизить школьную тревогу у детей и сформировать модели поведения в реальной жизни.

Остановимся подробнее на успешном опыте использование «лесных сказок» М.А. Панфиловой. Герои сказок: учитель еж, ученики - белочка, волчонок, медвежонок, зайчонок, сторож-крот, доктор-филин, сорока, кошечка. Эти сказки раскрывают 5 основных тем(30 сказок):

1-ые сказки для адаптации к школе: знакомство с обстановкой в классе, ролью учителей. «Создание «Лесной школы», «Букет для учителей», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила».
Дети делают вывод: В школе нужно соблюдать правила. А что такое правило? Значит, делать правильно, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
Дети вместе с педагогами сочиняют стихи:

  1. Здороваться – « В школе «Здравствуй» говорят и с улыбкой дарят взгляд»
  2. Приготовиться к уроку. До звонка ты приходи и порядок наведи!

2-ой этап сказки об отношении учеников к вещам. Сказки учат аккуратности и самостоятельности. «Собрание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», «Жадность»

Дети делают вывод -  необходимо делать добрые поступки.

1 шаг. Услышать просьбу о помощи.

2 шаг. Стремление помочь.

3 шаг. Совершить не менее 3 добрых дел в день.

3-ий этап сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от  количества затраченного труда. «Домашнее задание», « Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», « Подсказка».

Вывод: Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками  в учебе.

4-ый этап сказки о здоровье и о том, как  стать большим, учат сопереживать, приходить на помощь другу, соблюдать режим. «Телевизор», «Бабушкин помощник», « Больной друг», « Прививка».

5-ый этап сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать  агрессивное поведение. Особенно это проявляется весной, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость накапливается. «Ябеда»,  «Шапка-невидимка», «Спорщик», «Обида», « Драки», «Грубые слова», «Дружная страна». Последняя сказка «Гордость школы», где издается газета и на каждого ученика можно прочитать положительные отзывы: А о ребятах старшей группы можно написать положительные отзывы? Дети высказывают свои мнения.

С помощью данных образов, детям легче понять взрослые требования ,однако каждый герой имеет типичные черты характера, которые встречаются у детей. Желательно, чтобы эти черты находил в себе ребенок сам, без подсказки и стремился развиваться, изменяться в лучшую сторону.

Как лучше организовать встречу со сказкой?

1 часть. Ритуал  приветствия (настрой).

 Игры (мимические, этюды, чередование движений/темп, громкость речи).

2 часть.  Основная.

 Чтение сказки. Обсуждения проходят с опорой на следующие вопросы:

   - О чем эта сказка? Чему учит? Зачем герой совершает этап поступок? Как герой решает проблему? Какие чувства вызвала прочитанная сказка? И т.д.

3 часть. Заключительная. Подведение итогов.

После того, как дети высказались, по кругу передавайте мяч со словами: « Я очень рад, Коля, с тобой поиграть…». Слова-комплементы.

«Лесные сказки» рассчитаны на 30 занятий, включает 30 сказок (одна раз в неделю). Слушая сказку, дети сидят на ковре в удобной позе. Очень эффективны минуты шалости с сигналом. Особенно ценная эта работа с детьми с повышенной значительной активностью. Представленный опыт работы дает положительные результаты. Но работа должна быть в системе. Психологи отличают, что дети более усидчивы, внимательны на уроках, знают и стараются соблюдать правила поведения на переменах, стремятся оказывать помощь  сверстникам в решении различных ситуациях.

Поэтому играйте с детьми в сказку, обучая, и обучайте по сказкам, играя.

Как быстро бежит время. Из вчерашнего непослушного мальчишки и плаксивой девчонки сегодня выросли будущие первоклассники. Через несколько месяцев они перейдут на новую ступеньку жизни, на которой необходимо иметь высокий уровень подготовки для овладения школьной программой. Данную подготовку в соответствии с ФГОС НОО [6]и ФГОС ДО[5] осуществляет дошкольная образовательная организация (далее - ДОО), делающая основной упор на формировании универсальных посылок к учебной деятельности, т.е. познавательных мотивов обучения, заключающихся в сознательном желании ребенка учиться, узнавать что-то новое, опираясь на полученные уже знания. Однако осуществление этого направления вызывают у педагогов значительные трудности, обусловленные не только высокими требованиями школы к уровню подготовленности дошкольников (умение читать и печатать, а иногда и писать) ,но и составом детей, посещающих подготовительную к школе группу.

По данным российских медицинских и образовательных организаций, сегодня около 85% детей, поступающих в первый класс, оказываются не готовыми к обучению [4]. Данный факт связан с увеличением количества дошкольников, имеющих в анамнезе перинатальное поражение ЦНС, часто проводящее к речевым нарушениям, отрицательно влияющим на развитие высших психических функций и задерживающим процесс обучения грамоте, что сказывается на формировании личности ребенка в целом. Нарушение устной речи препятствуют полноценному владению навыками письменной речи (чтением и письмом). Кроме того, уровень владения письменной и устной  речью, школьными знаниями оказывает воздействие на формирование личностей успешности, позволяющей ребенку адаптироваться в изменяющемся социуме и приобрести уверенность в себе. Однако недостаточный уровень сформированности дифференцированных движений пальцев рук и устной речи, трудности в слогослиянии и печатании букв, отмечающиеся у большинства детей, поступающих в первый класс, приводят к значительным сложностям овладения школьной программой, которые проявляются в виде дисграфии и дислексии. Возникновение последних оказывает существенное влияние на снижение самооценки ребенка и препятствует формированию личностной успешности, занимающее ведущее место во ФГОС как дошкольного, так и начального общего образования. А чтобы ребенок при переходе к обучению в школе не испытывал трудностей,  необходимо уделять должное внимание этапу подготовки к ней, осуществляемому только в специально организованных условиях, которые создает продуктивное взаимодействие специалистов и педагогов ДОО.

По продуктивным взаимодействием следует понимать организованную деятельность двух и более специалистов, в процессе которой происходит субъект-субъективное воздействие участников педагогического процесса друг на друга, приводящее в конечном итоге к развитию полноценной личности, а также формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического анализа и синтеза, лексико- грамматической стороны речи, связной речи, высших психических функций, моторной и эмоционально-волевой сферы, обеспечивающих становление коммуникативной компетенции ребенка и его подготовку к усвоению школьной программы [1;2]

В основу продуктивного взаимодействия специалистов и педагогов ДОО, как эффективного метода подготовки детей к школе, положена разработанная организационная модель. Она позволяет выделить структурные компоненты коррекционно-образовательного, развивающего и воспитательного процессов, установить взаимосвязь между ними и другими подразделениями образовательной систему (педагогические чтения, методические объединения, семинары, конференции различных уровней, конкурсы).

Продуктивное взаимодействие специалистов представляет собой универсальную форму подготовки детей к школе. Оно предоставляет участникам педагогического процесса возможности для самостоятельного, творческого решения возникающих проблемных ситуаций, а также для совместной деятельности специалистов и педагогов.

Под организационными целями следует понимать факторы, обеспечивающие выполнение принятых решений с организационной стороны, которые устанавливают наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой систему образования, здравоохранения и культуры [1-3]. Организационные цели продуктивного взаимодействия специалистов и педагогов ДОО включает:

     - Выделение и раскрытие совокупности организационных задач каждого участника педагогического процесса, необходимых для полноценного обеспечения деятельности ДОО на всех уровнях коррекционно-образовательной, развивающей и воспитательной системы, а также системы образования;

    - Определение роли специалистов, педагогов, родителей, и руководителей в деятельности ДОО;

    - Определение основных направлений деятельности ДОО, формирование и поддержание ее статуса, структур, а также других структурных подразделений (посещений музея, библиотеки, кино, школы).
  - Построение программы продуктивного взаимодействия участников педагогического, коррекционно-образовательного, развивающего и воспитательного процессов с различными структурами подразделениями и творческими группами (семейные клубы, детско-родительские проекты, консультации, методические объединения и педагогические чтения, семинары), а также с другими структурными компонентами системы здравоохранения, образования  и культуры.

К организационным формам относятся структуры управления, выполняющие те или иные функции в целостной системе и включающие в себя педагогический совет детского сада, методические объединения, педагогические чтения, научно-методический совет, научно-методические и практические конференции  и т.д.

Под организационными условиями подразумевается комплексное обеспечение развития и функционирования управляемой системы образования ДОО:

   - Подготовка руководителей и педагогического коллектива к продуктивному взаимодействию;

   - Расширение возможностей специалистов в творческом поиске эффективных методов и приемов взаимодействия с семьей и подготовки детей, посещающих подготовительную к школе группу, к освоению школьной программы;

   - Стимулирование разработки авторских программ и образовательных проектов, внедрение их в практическую деятельность ДОО.

Эффективность организации продуктивного взаимодействия педагогов и специалистов определяется потенциалом системы образования [1;2], включающим в себя следующие параметры;

   - Уровень квалификации (наличие высшей категории, научной степени, почетного звания, наград);

   - Новые программы, проекты, технологии, разработанные и адаптированные для детей дошкольного возраста, находящихся на этапе подготовки к школе;

   - Сотрудничество структур образовательного учреждения и специалистов ДОО в разработке совместных программ, проектов, создания творческих объединения и клубов для родителей, повышающих уровень их педагогической компетенции, статус ДОО, а также уровень познавательного и личностного развития детей подготовительной к школе группы.

При осуществлении коррекционно-образовательной, развивающей и воспитательной работе в рамках продуктивного взаимодействия специалистов и педагогов у детей формируются следующие виды готовностей:

   1. Языковая (лингвистическая) готовность предполагает владение нормами родного языка(правильное звукопроизношение, усвоенная морфологическая, грамматическая и фонематическая система языка, а также синтаксические модели порождения речевого высказывания ( связная речь)) и способность использовать их в реальной речевой деятельности. Данный вид готовности представляет собой систему функциональных знаний о языке, лежащих на основе освоения  школьной программы и способствующих расширенному познанию окружающей действительности.

  2. Моторная готовность связана:

      - С достаточным уровнем развития дифференцированных движений пальцев рук, оказывающих влияние на речевое развитие и становление навыка письма;

      - Сформированностью пространственной ориентации в собственном теле и в объекте, повернутом на 180 градусов, являющейся предпосылкой для ориентации на листе бумаги и в тетради;

      - Достаточным уровнем развития дифференцированных движений языка, сформированности кинестических ощущений от положений языка, способствующих формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического анализа и синтеза, оказывающих благоприятное воздействие на становление лексико-грамматического строя речи и развития связной устной речи;

    - Способностью осознанно укреплять общемоторную сферу (профилактика плоскостопия, искривления позвоночника и т.д.) и мышечный тонус в процессе физических упражнений с предметами, формирующих зрительно-моторную координацию и пространственную ориентацию;

    - Способностью контролировать собственные движения, управлять ими и проявлять двигательную активность при выполнении различных упражнений или заданий.

Таким образом, моторная готовность ребенка представляет собой совокупность компонентов, влияющих на физические качества, уровень двигательной активности, а также формирование устной речи, становление начальных навыков письма и чтения.

3. Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития высших психических функций, необходимый для обучения в школе и освоения школьной программы. К упомянутым функциям, влияющим на овладение школьными знаниями, умениями и навыками, относится сформированность:

- Зрительной, слухоречевой и двигательной памяти;

    - Дифференцированного зрительного и слухового восприятия, способствующего формированию умения выделять элементы окружающего мира;

    - Наглядно-образного мышления;  

- Интереса к познанию окружающей действительности;

    - Абстрактно-логического мышления, проявляющегося в способности устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные отношения между объектами действительности;

    - Эмоционально-волевой сферы, проявляющая в умении выполнять задание и доводить его до конца (формирование усидчивости),а также откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, рассказов и историй.

4. Социальная готовность предполагает сформированность у ребенка новой социальной позиции школьника, имеющего определенный круг прав и обязанностей. Данный вид готовности позволяет дошкольнику осознать себя в роли будущего ученика, который должен научиться слушать воспитателя (учителя) и выполнять его требования, соблюдать нормы и правила, принятые в школе.

5. Личностная готовность связана со способностью дошкольника контролировать собственное поведение, в том числе и речевое, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить начатое дело до конца, соблюдать нормы социального общения и поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, планировать свои действия, направленные на достижения конкретных целей. Кроме того, личностная готовность предполагает наличие самостоятельности, любознательности, способности отвечать за свои поступки.

6. Коммуникативная готовность предполагает достаточный уровень овладения средствами общения ( вербальные и невербальные), способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ( договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве),а также хорошее владение диалогической речью и первоначальными навыками монологической речи.

Наличие вышеперечисленных готовностей способствует эффективному усвоению школьных знаний, умений и навыков, оказывающих влияние на формирование личностей успешности и приобретение уверенности в себе в познании окружающего мира.

Таким образом, продуктивное взаимодействие специалистов и педагогов позволяет осуществить наиболее качественно подготовку к освоению школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Подготовка детей к школе"

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"...

Консультация Подготовка детей к школе

Советы психолога для родителей дети которых готовятся к школе...

Консультация "Подготовка детей к школе" Подготовительная гр.

Консультация "Подготовка детей к школе"...

Консультация: подготовка детей к школе «Скоро в школу».

Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу» (игровые приемы в работе с детьми)...

Консультация «Подготовка детей к школе».

Консультация для родителей на тему:«Подготовка детей к школе»....

Консультация "Подготовка детей в школу"

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»Выделяют несколько степеней готовности малыша-дошкольника, на которые следует обратить внимание.- Интеллектуальная- Мотивационная- Соци...

Консультация "Подготовка детей к школе"

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других ...