Главные вкладки

    Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувству детей младшего дошкольного возраста
    статья (младшая группа) по теме

    Колмакова Марина Григорьевна

    В статье говорится о важности, нужности и необходимости уроков по художественному искусству для развития эстетических чувств у детей младшего дошкольного возраста, ведь известно, что рисование - это важнейшее средство формирования личности ребенка, его мировозренческой позиции в дальнейшей взрослой жизни. Описано экспериментальное исследование по влиянию рисования в младшей группе детского сада на уровень эстетического развития

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Колмакова Марина Григорьевна

    Воспитатель

    МБДОУ № 101 г. Тула

    Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувству детей младшего дошкольного возраста

    Тема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста была всегда актуальной. Достаточно вспомнить слова Б.М. Неменского: «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» [3, с.24].

    Слова автора говорят о том, что образовательное учреждение решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

    Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать в младшем дошкольном возрасте, нуждается в квалифицированном руководстве, ведь рисование - важнейшее средство формирования личности ребенка, оно дарит детям радость познания творчества, и, испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил [2, с.13].

    Формировать личность и эстетическую культуру личности особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем дошкольном возрасте, - именно это отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры. Среди них: Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Б.Т.Лихачёв, Д.Ж.Овчинникова, М.Монтесори, Л.П.Печко, Р.Т.Шатский.

    Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, в художественных трудах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

    Рассматриваемая проблема формирования эстетических чувств у детей младшего дошкольного возраста в художественной деятельности актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

    Цель исследования - выявление особенностей формирования эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной деятельности.

    Объект исследования - эстетическое воспитание детей  младшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования - формирование эстетических чувств у детей младшего дошкольного возраста в художественной деятельности.

    Гипотеза исследования состоит в предположении о том, процесс эстетического воспитания детей  младшего дошкольного возраста будет успешным, если процесс будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей художественному творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как: эстетическое осознание прекрасного; художественный вкус;        умение творчески создавать продукты ручного творчества.

    Для проверки данной гипотезы требуется:

    1. Провести анализ психолого – педагогической литературы по  проблеме;

    2. Подобрать диагностический инструментарий по данной теме и выявить особенности формирования эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста с использованием художественной деятельности;

    3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи в  формировании эстетических чувств и художественной деятельности;

    4. Проанализировать полученные результаты и провести работу по эстетическому воспитанию детей  младшего дошкольного возраста средствами художественно-изобразительной деятельности.

    Для решения поставленных задач применялась совокупность следующих методов:

    1. Теоретические методы;  

    2. Эмпирические методы;

    3. Методы обработки данных.

    В ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента применялась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:

    1. Анкетирование по методике оценки уровня развития эстетических чувств Е.А.Симоновой;

    2. Методика «Нелепицы».

    Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МДОУ №101 г. Тула. В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста. Возрастной состав испытуемых 3-4 года. Общее количество испытуемых 24 человек, из них 14 девочек и 10 мальчиков.

     В программе эксперимента были предусмотрены следующие неварьируемые условия: одинаковая наполняемость группы (24 человека); были разработаны единые критерии оценивания; фиксирование результатов эксперимента.

    В результате проведения эксперимента, общий уровень художественно-эстетического развития детей в результате проведения уроков по рисованию можно описать следующим образом:

    1. Начало эксперимента (констатирующий этап): высокий уровень – 23%; средний уровень – 42%; низкий уровень – 35%.

    2.   После проведения формирующего этапа (контрольный этап): высокий уровень – 38%; средний уровень – 44%; низкий уровень – 18%.

    Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания.

    Занятия ручного творчества проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического воспитания [1, с.24]. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к жизни.

    Список литературы:

    1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. - №6. - С.57-67.

    2. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 2014. –128с.

    3. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 2013. – 246с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста

    Статья по исследованию на тему "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей  младшего дошкольного возраста"...

    Рисование как средство эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста

    В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением. Рассмотр...

    Консультация: Рисование как средство эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста

    Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе...

    Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста

    Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста Детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрас...

    Самообразование на тему: "Нетрадиционные методы рисования как средство эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

    Теория, практический материал из опыта работы, сетка занятий по изодеятельности на год по месяцам, фотоотчёт....