Развитие эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности»
план-конспект занятия (старшая группа)

    Данная работа направлена на развитие эстетических чувств старших дошкольников посредством художественной деятельности.
Эстетическое воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера (эстетические чувства), совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Эрхирикский детский сад «Ручеек»






 «Развитие эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности»





Воспитатель: Дашидоржиева М.В.









Эрхирик, 2018


Тема:

«Развитие эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности»

    Данная работа направлена на развитие эстетических чувств старших дошкольников посредством художественной деятельности.

Эстетическое воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера (эстетические чувства), совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.

    Одним из средств эстетического воспитания детей является художественная деятельность, которая способствует воспитанию чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства, формированию потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации, музыке, слове. В процессе художественной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, которое способствует развитию эстетических чувств детей.

С этой целью разработаны: перспективный план, конспекты занятий, картотека бесед, загадок, стихотворений.

Условия возникновения и становления опыта

   Опыт сформирован (2016-2018гг.) на базе МАДОУ Эрхирикский детский сад «Ручеек» в старшей группе «Капитошка». Группа работает по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

   В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательным областям относится область "Художественно-эстетическое развитие", которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Методический кабинет оснащен методической литературой по теме «Развитие эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности».

В группе создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, включающая центр по изодеятельности, создана картотека эстетического развития в старшей группе, подобраны иллюстрации. Все это позволяет эффективно организовать работу на развитие воображения и творческих способностей.

Обоснование актуальности и перспективности опыта,

его практическая значимость.

   «Важная задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» В. А. Сухомлинский

   Эстетическое воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера (эстетические чувства), совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. В первые годы своей жизни ребенок встречается с огромным количеством предметов, явлений и отношений, которые можно назвать прекрасными. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.

   Изучением проблем развития эстетических чувств детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги: Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. Так, эстетические чувства как психологическая категория были рассмотрены такими психологами, как Г.С. Абрамов, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн. А.М. Виноградова, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова рассматривали вопросы развития эстетических чувств через художественную деятельность детей.

   Следует отметить, что в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Для того чтобы происходило развитие художественно-творческих способностей, детей необходимо обучать. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции.

   Эстетические чувства проявляются лишь тогда, когда человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Воспитывая у детей основы эстетических чувств, педагог учит их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее.

   Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства, эстетическое отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

   Практическая значимость моей работы заключается в том, что разработанные мероприятия по художественной деятельности могут быть использованы педагогами с целью развития эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта

   Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

   Б.Т. Лихачев отмечает, что «эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».

   По мнению В.М. Ядэшко и Ф.А. Сохина, в процессе эстетического воспитания детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

   Основными компонентами эстетического воспитания В.И. Логинова выделяет эстетическое сознание, потребности и отношения, эстетическая деятельность. Эстетическое сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, эстетического восприятия, которое формируется в процессе непосредственного общения с действительностью, природой, искусством.

    В.И. Логинова отмечала, что эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношениями к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию - к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находится в единстве с интеллектом человека.

    Эстетическое чувство характеризуется творческими стремлениями. Оно вызывает желание действовать. А. С. Макаренко превосходно показал, как он воспитывал у детей желание «видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте». Дошкольник увлеченно отдается этим переживаниям, стремится действовать, если вызвать у него эту «музыкально настроенную энергию».

   Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. По мнению Н.П. Сакулиной, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчика в зеленой траве... Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например, ветвей деревьев. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например, глиняных и керамических изделий. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

   По словам С.А. Козловой, Т.А. Куликовой «Художественной деятельностью называется такая деятельность, которая непосредственно связана с видами искусства: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика».

   Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в развитии личности ребенка. Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, сложный и длительный, в процессе которого, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к прекрасному. Главными помощниками в этом трудоемком процессе выступают взрослые – педагоги, родители. От них зависит, сформируются ли у детей основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явлений жизни.

Ведущая педагогическая идея

   Роль эстетического воспитания у детей невозможно переоценить. В процессе художественной деятельности воспитывается любовь к прекрасному, окружающему миру, умение доводить начатую работу до конца, дети приучаются видеть в круг себя не только «серые краски», но и красоту природы, слышать ее.

   Дети учатся устанавливать связь между прекрасным и своими чувствами, уметь передавать это.

Новизна опыта

В процессе работы:

  • оформила выставку в группе «Наше творчество», картотеку загадок, бесед, игр для детей 5-7 лет;
  • систематизировала дидактические игры, направленные на развитие эстетических чувств детей 5-7 лет;
  • разработала материалы для работы с родителями по развитию эстетических чувств детей (консультации, мастер – класс, буклеты, памятку).

Результативность

С целью выявления особенностей эстетических чувств детей 5-7 лет средствами художественной деятельности, использовала методики Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой. Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

Результаты проведенной работы показывают следующие:

Дети:

  • с желанием и интересом занимаются художественной деятельностью;
  • самостоятельно смешивали краски и придумывали рисунки;
  • начали классифицировать виды искусства;
  • у детей сформированы умения сравнивать, обобщать результаты;

  Таким образом, подводя итоги работы, направленной на развитие эстетических чувств посредством художественной деятельности можно отметить, что, организуя художественную деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Цели и задачи

   Цель – выявить эффективность художественной деятельности в развитии эстетических чувств старших дошкольников.

   Цель исследования определила постановку следующих задач:

1. Теоретически обосновать проблему развития эстетических чувств детей 5-7 лет посредством художественной деятельности.

2. Выявить уровень развития эстетических чувств детей 5-7 лет.

3. Разработать серию мероприятий по развитию эстетических чувств посредством художественной деятельности.

Принципы работы

   Ведущими принципами опыта являются:

  • Принцип доступности предполагает связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка.
  • Принцип научности заключается в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность.
  • Принципы систематичности, последовательности и постепенности означает идти в обучении от легкого к более трудному, от известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
  • Принцип наглядности требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова.
  • Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создание условий для активной художественной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Методы и приемы

  1. Наглядный:
  • демонстрация видеофильмов
  • показ образца задания
  • рассматривание иллюстраций
  1. Словесный:
  • беседа
  • пояснение
  • рассказ воспитателя
  • рассказ детей
  • чтение художественного произведения
  • слушание музыки
  1. Практический:
  • игры
  • упражнения
  • рисование

Формы проведения

Воспитательно – образовательный процесс:

  • совместная деятельность
  • беседы, занятия, выставки
  • индивидуальная деятельность
  • игровая деятельность

Взаимодействие с родителями

  • консультации
  • мастер – класс
  • анкетирование
  • выставки

Список использованной литературы

  1. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. В 2 ч. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
  2. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст] : монография / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985.-192 с.
  3. Воспитание дошкольников в труде [Текст] / В.Г. Нечаевой // Дошкольное воспитание. - 1983. - №9. - с. 58-65.
  4. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] : монография / Т.Н. Караманенко. – М.: Просвещение, 1969. - 144 с.
  5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-7 года).М.: Мозаика – Синтез, 2014 г. – 120 с.
  6. Лепихина, Т.Л. Уроки красоты [Текст] / Т. Л. Лепихина // Дошкольное воспитание. - 2007. -№9. - С. 20-27.
  7. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1979. - 272 с.
  8. Соломенникова, О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством [Текст] / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №9. - С. 42-46
  9. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способнос...

«Развитие эстетических чувств детей среднего дошкольного возраста посредством художественной деятельности»

Эстетическое воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера (эстетические чувства), совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красот...