Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования
статья на тему

Блинова Анастасия Витальевна

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способностей  детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способностей  детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.

Термин «конструирование» произошёл от латинского слова «construre», что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта и отвечает интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшении помещений, что приносит им большое удовольствие.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только и не столько отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, природного материала. Составление букетов, аранжировок из природного материала относится к художественному типу конструирования. Дети, создавая композиции, не только и не столько отображают структуру объектов, сколько выражают своё отношение к ним, придают им особый характер, используя адекватные выразительно-изобразительные средства для создания художественного образа. Иначе говоря, дети усваивают символическую форму опосредования в конструктивной деятельности через овладение художественно – символическими средствами (цвет, форма, величина и их отношения в определённом композиционном решении), т.е. «языком» изобразительной деятельности.

Создание композиций из цветов и природных материалов, флористических коллажей, поделок (ветки, сучья, корни, кора, береста и соломка, ракушки, глина и песок, листья) для украшения помещений получило название фитодизайн.

Практикой дошкольного воспитания накоплен богатый опыт работы по составлению художественных композиций из природных материалов.

Педагоги учат детей ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты, использовать наиболее рациональные способы достижения результата, доводить работу до конца, давать оценку, следить за порядком на рабочем месте.

Дети могут выполнить аранжировку в 2-х направлениях:

1 направление – плоскостное, включает фитокомпозиции, гербарии, флористические коллажи.

2 направление – объемно-пространственное, включает игрушки-сувениры и художественные изделия из природных материалов, произведения флористики (икебана), украшения для одежды, детскую бижутерию, образцы сервировки стола и убранства помещений, аранжировки кукольного и игрового интерьера, детских спектаклей, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов и сухостоя.

Плоскостное направление.

Детям дошкольного возраста доступно выполнение флористических коллажей. Сюжетом коллажа могут быть пейзаж, портрет, изображение животных, птиц, насекомых, композиция флористического коллажа может быть построена на конкретном сюжете или без сюжета. На начальном этапе дети выполняют такие работы, в которых листочки остаются листочками, травинки – травинками. Внимательно рассматривая их форму, окраску дети учатся составлять выразительные композиции. Всякий природный элемент имеет свою особенную форму, окраску, фактуру, поэтому и образы получаются разные. Воспитатель берет листочки, по-разному их поворачивает, а дети говорят, на что они похожи в разных положениях.

Затем детям показывают, как можно усилить образ, подобрав детали из других природных форм. Составление композиции – творческий процесс. Важно научить воспринимать засушенный материал, видеть в нем образы.

Для создания флористических коллажей, картин, панно подойдут такие материалы:

· засушенная листва деревьев и кустарников;

· целые мелкие или разделенные на лепестки головки крупных цветов;

· тополиный пух;

· чешуйки шишек;

· скорлупа яиц;

· семена овощей, цветов;

· косточки фруктов;

· срезы веточек кустарников и деревьев;

· соломка, береста.

Фоном может служить цветная бумага или раскрашенный в соответствии с темой лист бумаги, детали наклеиваются на фон клеем ПВА. Дети с удовольствием занимаются аппликацией из природного материала, т.к. наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения.

Объемно-пространственное направление.

На прогулках воспитатель обращает внимание детей на красоту природы в разные времена года (листопад, разнотравье, радуга, иней на ветках, туман) особенно на красоту того, что дети обычно не замечают: узор листьев над головой и под ногами, причудливый корень, солнечные блики и тени бегущих облаков. Дети сами собирают природный материал для создания сюжетных и декоративных композиций, учитывая, что при их создании материал надо будет сочетать с лепкой и росписью. Постепенно дети начинают понимать, что корневища, коряги, спилы веток особенно красиво смотрятся с сухими цветами; обращают внимание на корни, напоминающие фигурки животных и людей. Составляя фитоаранжировки и букеты – настроения, дети учатся передавать в композициях грусть, радость. Педагог показывает, как красивы маленькие корзиночки из бересты, прутьев ивы, украшенные живыми и сухими цветами, веточками, мелкими шишками, плодами рябины, листьями.

Как хорошо смотрятся крупные садовые цветы в сочетании с мелкими полевыми и травами, а также фитокомпозиции с искусственной подсветкой. Воспитатель знакомит детей с использованием аквариума и других емкостей для создания живописных мини-водоемов, альпинариев с декоративными фонтанчиками и ручейками. Сервируя стол, дети подбирают вазочки и розетки, делать аранжировки из живых цветов, зелени (укроп, петрушка) и природного сухостоя.

На занятиях по лепке и художественному, конструированию дети выполняют изображение разных животных и размещают в природных уголках. Особенно эффективно выглядят природные уголки, созданные по принципу объемно-пространственных композиций, напоминающих природные ландшафты, уголки живой природы. В групповых помещениях могут быть созданы: пустынный ландшафт, японский садик, тропический лес, клубничный сад и т.д. Эти композиции могут носить миниатюрный характер. Создание таких объемно – художественных композиций, из растений одно из средств развития детского дизайна и конструирование из природных материалов. Дошкольники выполняют поделки специально для уголка природы в соответствии с его образным решением. Составляя композицию из сухих цветов, помните о соразмерности: огромный букет в напольной вазе неуместен в маленькой комнате!

Для пышного букета выбирайте простую вазу, строгую по форме и цвету. В нарядных вазах ставят более скромные растения, оттеняющие красоту сосуда. Для темного помещения подбирают светлые и яркие растения. Сухие цветы и соцветия можно слегка подкрашивать акварельными или гуашевыми красками. Для создания объемных композиций из сухих растений рекомендуется иметь оазисы – легкий пористый материал.

Задача всей работы заключается в том, чтобы научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой. «Природа полна волшебных тайн» - пожалуй, это главное, что дети должны осознать. Надо только научиться ее рассматривать и размышлять над увиденным. Дети любят всё, что сделано их собственными руками, поэтому очень важно, чтобы детские поделки использовались в разных целях: ими можно украшать свой дом или использовать в качестве подарков своим друзьям, родным.

Каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для художественно – конструктивной деятельности, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире.

Литература:

  1. Варкни Н. Ребёнок в мире творчества / Н. Варкни, Р. Калинина // Дошкольное воспитание. -2003. - № 6. - С. 57
  2. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала/ Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1991.-175с.
  3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества /А.Н. Давидчук. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 76 с.
  4. Дементьева Л. Бумажная пластика и оригами / Л. Дементьева // Дошкольное воспитание. -2003. - № 8. - С. 40
  5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. - М.: Знание, 1986. – 96 с.
  6. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: пособие для воспитателей детского сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
  7. Новоселова С.Л., Всестороннее воспитание детей в игре. Игра дошкольника /  С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 3–6
  8. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду / И.В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 80 с.
  9. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л.А. Парамонова // Дошкольное образование. - № 17. - С. 7
  10. Перевертень Г.И. Волшебная флористика / Г.И. Перевертень. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 14 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....