Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Статья для воспитателей и родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги, природного материала. В процессе работы дошкольники познают свойства этих материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает поделку, то впоследствии, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Всё это важно для подготовки руки к письму и учебной деятельности в школе.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
У старших дошкольников необходимо активно развивать конструктивные способности и умение делать своими руками атрибуты к ролевым играм, различным видам театров и т. д. В этом возрасте продолжает развиваться образное мышление, ребята способны решать задачу не только в наглядном плане, но и создавать объекты своими руками, тесно взаимодействуя со взрослыми и сверстниками.
Начатую в средней группе работу по обучению практическим навыкам рисования, лепки и конструирования в старшей группе продолжают занятия ручного труда, как средство самовыражения и демонстрации воспитанником ранее приобретённых умений.
Совместные занятия взрослого с детьми дают возможность испытать ребёнку чувство радости и удовлетворения от участия в общей работе. Это создаёт положительный эмоциональный фон не только у одного воспитанника, но и в целом у всей группы детей, что является очень ценным для детей в наше не очень простое время. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам их незамысловатые поделки!
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что разные виды продуктивной деятельности положительно влияют на эмоциональный настрой ребёнка и активно развивают его творческие способности. На этой основе формируются личностные качества человека: ручная умелость, внимание, воображение и конструктивное мышление. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать художественно-творческие способности детей;
- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы, развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? Просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, многие атрибуты для настольного театра можно делать своими руками. Это могут быть и маски, и фигурки для настольного и плоскостного театров, а также для теневого и пальчикового. Дети всегда с большим удовольствием и интересом играют с теми предметами и атрибутами, которые сделали сами.
Развивайте у детей творческие способности и развивайтесь сами!
Литература:
1. Васильева М. А., Программа воспитания и обучения в детском саду Мозаика-Синтез, 2010
2. Артёмова Л. В., Театрализованные игры дошкольников М. : Просвещение, 1991.
3. Трифонова Н. М., Кукольный театр своими руками М. : Рольф, 2001.
4. Чурилова Э. Г., Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Петрова И. М., Театр на столе. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Сорокина Н. Ф., Играем в кукольный театр: Программа «Театр творчество детям». М.: АРКТИ, 2004.
7. Куцакова Л. В., Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет: Мозаика-Синтез 2007.
8. Журнал «Дошкольная педагогика» №1 2010. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93311.jpg)
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-268303-1384188055.jpg)
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/22/picture-499995-1413974286.jpg)
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-490959-1412524760.jpg)
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Эффективным средством для развития творческих способнос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-299836-1380509058.jpg)
Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА
Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-966237-1509376159.jpg)
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных материалов в процессе ручного труда
quot;Дети любят труд, в процессе которогосоздается что-то красивое, необычное"Сухомлинский В.А....