Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных материалов в процессе ручного труда
статья на тему

Кучерова Галина Анатольевна

"Дети любят труд, в процессе которого

создается что-то красивое, необычное"

Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentacia.docx1.8 МБ
Файл from_experience.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных материалов в процессе ручного труда

"Дети любят труд, в процессе которого

создается что-то красивое, необычное"

Сухомлинский В.А.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.

Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В нашей группе в этом году проходил кружок «Очумелые ручки». Целью занятий в нашем кружки было: «Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности.»

Наш кружок рассчитана на старший дошкольный возраст. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут.

Вся работа в группе была выстроена в несколько этапов:

Подготовительный этап. На этом этапе я определила цели, задачи, изучила психолого-педагогическую литературу, провела анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают, участвуют в этом развитии. Составили план работы с детьми и родителями:

В программу нашего кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов

  • Работа с соленым тестом.              (сентябрь)
  • Бросовый материал                         (октябрь)
  • Скрученные салфетки                    (ноябрь)
  • Бумагопластика                              (декабрь)
  • Квиллинг – это бумагокручение   (январь)
  • Оригами                                           (февраль)
  • Торцевание из бумаги                     (март)
  • Работа с тканью, нитками, пряжей. (апрель)
  • Работа с крупами                              (май)

Работа с родителями.

  • Выставки «Мир удивительных поделок», «А у мамочки моей ручки золотые», «Игрушка будущего»
  • Консультация «Ручной труд в подготовке детей к письму».
  • Совместно с детьми изготовление картины «Газета для моей мамочки» (гофр бумага), «Новогодняя игрушка».
  • Мастер – класс «Мои увлечения» (родители делятся опытом)

В своей работе использовала следующие принципы

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Индивидуального подхода.

4. Принцип тематических циклов. Здесь я постаралась, выстроить занятия так, чтобы темы нашего кружка совпадали с тематическим планирование.

5. Разные виды творчества.

Основной этап. На этом этапе происходила реализация задач, системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.

Свою работу в кружке мы начали с самой простой техники это соленое тесто. Где ребятам была рассказана технология изготовления теста. Они смогли сами замешать его, а за тем могли сами выполнить работу, создать собственный образ и воплотить его в изделии. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

Занятия в кружке заинтересовывали и увлекали ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладели умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, научились постигать технику, секреты народных мастеров.

Изготовление поделок из разных материалов — важная часть творческого развития детей дошкольного возраста. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок у детей постепенно складывалась система специальных навыков и умений.

Для дошкольника перспектива: не только рассматривать созданное взрослым, но и создавать самому предметы — очень привлекательна. На этом этапе, дети познакомились и выполняли работу с природным и бросовым материалом, различного вида бумагой, тканью, проволокой, ватой, поролоном, пенопластом и др.

Большой интерес вызывает у детей работа с природным и бросовым материалом. Особенность изображения игрушек из природного и бросового материала состоит в том, что используется его естественная форма. Дети находили сходство с предметами действительности или сказочными образами и усиливали это сходство путём обработки. Узнали также о возможности использования перьев для хвостов и оперенья птиц (белые перья можно слегка подкрасить акварелью).

Работу организовала как партнёрскую деятельность и проводила не занятием, а как работу в «мастерской» - особым образом организованном пространстве, где создаются красивые, интересные и нужные вещи. Вместо показа и объяснений я задавала детям вопросы, помогающие им самостоятельно продумать основные этапы работы, найти свои решения, проанализировать, обобщить. Ценным приёмом я считаю коллективное обсуждение будущей поделки, в ходе которого побуждаю детей выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

С первых дней я приучала детей к аккуратности в работе, старалась разъяснить им, что данный вид деятельности не терпит неряшливости. При этом учитывала, что технология создания поделки должна быть несложной, а время, затраченное на её изготовление, минимальным, чтобы дети скорее могли увидеть результат своего труда. Это способствовало развитию интереса у дошкольников к работе, стремлению к самостоятельности — сам придумал, сам вырезал, сам склеил и т. д.

При выполнении коллективных работ использую разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так были созданы коллективные композиции: «Букет роз», «Цветы в корзине» и другие. Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для поздравления мам, бабушек и пап к праздникам «День матери», 8 марта», «23 февраля», что будет являться конечным результатом творческой работы. При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно — эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: договариваться о совместной работе, её содержании; работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; планировать свою работу, определять её последовательность, содержание; радоваться успехам своих товарищей при создании работы. В результате дети стали более открытыми, раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенней приступают к изготовлению новых поделок, повысилась коммуникабельность

Оценку детской деятельности осуществляю с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему ещё следует научиться, в чём причина неудачи. Стараюсь отмечать оригинальность идеи, нестандартные способы решения сюжета (при этом отмечаю значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей).

Большое внимание уделяю работе с родителями, которые принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада. Практикую совместное проведение праздников и развлечений, изготовление атрибутов, костюмов, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке. Главное, чтобы у ребёнка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно лишь проявив упорство, старание, смекалку. Я рекомендовала родителям приучать ребёнка к самостоятельности. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок ему может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Важно научить ребёнка бережно обращаться со своими поделками, доводить задуманное до конца.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Заключительный этап.

Художественный труд учит ребёнка творить, создавать вещи по законам красоты. Тот, кто понял цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, будет не способен к порче, разрушению созданного человеческими руками и природой. Ребёнок начнёт ценить результаты не только своего, но и чужого труда. Я стараюсь вызвать у дошкольников интерес к новому, необычному, стремление овладеть новыми умениями. Стремлюсь дать им свободу выбора в выполнении работы. Так, например, при выполнении коллективной композиции дети могут работать у доски или за столами, поставленными полукругом. Очень важно, чтобы дети могли подойти к окну, к игровому уголку, где находится изображаемы предмет или за материалом, с которым работают.

Считаю, что мне удалось вызвать интерес у детей к ручному труду, доставить эмоциональное наслаждение и удовольствие. Они с нетерпением ждут и интересуются, что будут делать в следующий раз. Родители воспитанников также проявили интерес к детской деятельности. По их просьбам провели групповые и индивидуальные консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования"

Методическая разработка программы по художественно-эстетическому развитию. Образовательная область "Художественное творчество"...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»

Задачи:познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности ( в том числе песочной живописью ), многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные ...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...