Главные вкладки

    "Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Южанина Елена Ивановна

    Межличностные отношения зарождаются и наиболее эффективно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте. Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Наиболее широкое распространение получила в связи с этим точка зрения, в основе которой лежит понимание общения как коммуникативной деятельности. Такая точка зрения сложилась не сразу и получила широкое развитие в трудах А.В.Запорожца, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_obshcheniya_detey_st._doshk._vozrasta_s_zpr.docx18.89 КБ

    Предварительный просмотр:

        В концепции дошкольного воспитания, Положении о дошкольном учреждении в РФ и Программе стабилизации и развития российского образования определены основные задачи дошкольного учреждения:

    *укрепление и охрана здоровья ребёнка (физическое и психическое), забота о его эмоциональном благополучии;

    *развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми (дети и взрослые), коммуникативности;

    *развитие воображения, творчества, способностей;

    *становление общечеловеческих ценностей.

        Эти задачи основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. Трудно переоценить значение развития на этапе дошкольного детства. В отличие от последующих возрастных этапов именно в этот период обеспечивается общее развитие ребёнка – своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношения к миру. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, т.к. заложенные в нём уникальные возможности больше не повторятся и что-то наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе неосуществимо. Таким образом, главным ориентиром в развитии дошкольного образования должно стать обеспечение условий для полноценного проживания ребёнком этого периода жизни.

        Все мы, взрослые, хотим видеть детей счастливыми, умеющими общаться с окружающими людьми. И наша задача: помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общаться- это дар или то, чему можно поучиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

    *желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

    *умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

    *знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим («Я знаю!»)

        Дети дошкольного возраста уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребёнок научается в семье, в группе детского сада и в общении со взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Большинство детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

        В коррекционное учреждение принимаются дети с ЗПР церебрально-органического генеза (остальные 3 вида ЗПР не всегда дают положительные результаты при обучении). У детей с ЗПР цер. - орг. Генеза снижены память, внимание, работоспособность, но они поддаются обучению. Имеется незрелость эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможенность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность. У детей с ЗПР проявляется примитивность эмоций, слабость воображения, преобладание игровых интересов над  учебными.

        Эмоционально – волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей более младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции; также дети внушаемы и недостаточно самостоятельные.

        При наборе детей в сентябре мы столкнулись с определёнными трудностями:

    *Кристина  не здоровалась, не прощалась ни с детьми, ни со взрослыми, не могла самостоятельно ходить ни в умывальную комнату, ни в раздевалку, ни в спальню, только в сопровождении взрослого; (отсутствие желания вступать в контакт);

    *Влас долго привыкал к тому, что в детском саду надо не только играть, но и заниматься, не сидел на стуле, плакал при малейшей неудаче, не осознавал, что ему уже 6 лет;

    *Саша очень боязлива, пуглива, слёзы при малейших трудностях.

    В соответствии с рекомендациями Программы большая часть общения взрослых с детьми проходит в учебной деятельности. Для части детей занятия представляют определённые сложности, т.к. не все знают правила поведения и общения в учебной деятельности. Например: Вадим часто выкрикивал, не слушал других, Альбина не думая отвечала только потому, чтобы ответить первой лишь бы что, Аня постоянно мешала соседу, отвлекаясь от занятия сама и мешая окружающим.

        При общении детей со взрослыми проявляются следующие качества:

    *нерешительность;

    *замкнутость;

    *избирательный мутизм;

    *боязнь неправильного ответа.

    Факты показывают, что чем сохраннее ребёнок, тем больше он волнуется. Это проявилось при обследовании детей в начале года. Оксана сразу сказала, что задание не выполнит, не умеет, плакала. После обучения – справилась. Очень любит сейчас заниматься, решать примеры. У девочки появился интерес к познавательной деятельности. Дима на любой вопрос отвечал: не знаю, не помню. При повторном  вопросе может ответить. Настя на контакт шла неохотно, капризничала, упрямилась, плакала, боялась, с опаской отвечала на вопросы.

        В процессе обследования выявилось, что одни дети действуют импульсивно, необдуманно, другие – рассуждают и спрашивают о правильности ответа у взрослого (Влад, Вадим).

        Важным обстоятельством служит такое качество, как критичность, т.е. умение найти свою ошибку и исправить её.

        Варианты действий: ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает искать ошибку, если ему говорят, что она есть, и прикладывает усилия, чтобы исправить её. Например, дети не видят, что в группе беспорядок, нужно дать конкретное указание: «Катя, наведи порядок на второй книжной полке. Денис, прикрой, пожалуйста, шкаф.» и т.д. Так ведут себя большинство нормальных детей и многие дети с ЗПР.

       2-ой вариант: самостоятельные поиски ошибок не ведутся, если говорят, что она есть, исправляют её только в том случае, когда на неё указывают. Альбина выполнит задание только в том случае, когда ей конкретно укажут что и как нужно сделать. Это характерно для умственно отсталых детей и для большинства детей с ЗПР.

        3-ий вариант: ребёнок не способен исправить ошибку даже в том случае, когда ему объясняют, в чём она состоит. Такое встречается у умственно отсталых детей (двое играющих не хотят друг другу уступить игрушку, даже при объяснении, что сначала поиграет один, потом другой, оба хотят именно сейчас играть ею).

    При общении взрослых с детьми с ЗПР возникают определённые трудности:

    *дети не понимают задания или поручения;

    *не знают, что сами хотят;

    *не могут сформулировать свою просьбу, могут подойти и сказать одно слово, долго не обращаются к взрослому по имени-отчеству (Влад, Кристина, Настя и др.)

    *достаточно неохотно вступают в контакт с посторонними, а иногда и вообще не вступают.

        В учебной деятельности трудность общения обусловлена снижением или отсутствием познавательного интереса. У человека есть базовые эмоции, их 10 (радость, печаль, страх, вина, воля и т.п.). У детей с ЗПР страдает главная эмоция – ИНТЕРЕС, который проявляется во внимательности, сконцентрированности, настороженности, критичности (при объяснении, общении – совершенно «пустые» глаза у многих).

        Преодоление трудностей в общении с детьми с ЗПР заключается в индивидуальном подходе к каждому ребёнку, в беседах с родителями об особенностях поведения детей дома, выяснение отличий поведения (Кристина дома очень общительна, говорит громко, поёт песни, читает стихи, выученные в детском саду; Настя и дома очень боязлива, т.к. за каждое неправильно выполненное задание, неправильно сказанное слово  мама её ругает и наказывает. Состоялся разговор с мамой, но она более «неподдающаяся», чем девочка, считает, что она поступает правильно: «А что делать, если она не понимает?» Настя очень ласковая девочка, любит, когда с ней играют, нравится выполнять индивидуальные задания в детском саду, тут никто её не ругает, даже если у неё не получается – исправим вместе. После двух – трёх недель посещения ДОУ девочка «оттаяла». А Аня и дома не любит заниматься, со слов мамы: «Не хочу, отстань!»

        Общение детей со сверстниками тоже имеет свои особенности. Дети избирательно общаются друг с другом, не объясняя «почему?». Саша играет только с Кристиной, Артём – с Васей, Влад – с Денисом…  Любые ссоры, обиды, недоразумения сначала пытаются решить с помощью взрослого, не объясняя и не понимая, кто из них не прав. Самостоятельное решение таких проблем почти не происходит.

        В процессе воспитания и обучения дети становятся более самостоятельными, учатся давать оценку своему поведению («Да, я сегодня баловался, да, я сегодня не очень хорошо занимался».) и пытаются оценивать поступки и действия других детей.

        Не следует воспринимать эти выводы однозначно. Каждый набор детей и родителей (!) отличается друг от друга (в сторону усложнения различных конфликтных ситуаций – случай с мамой Насти). В тех случаях, когда ситуация слишком сложна (отношения ребёнок – родитель, педагог – ребёнок, родитель – педагог) мы рекомендуем обратиться к детскому психологу, работающему в ДОУ, который поможет индивидуально разрешить существующие проблемы.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

    Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...

    Методические рекомендации для воспитателей по воспитанию культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.

    Уважаемые воспитатели! Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в раз...

    Семинар для педагогов «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».

    Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А....

    статья "Теоретические основы и роль общения детей старшего дошкольного возраста"

    В статье описаны теоретические основы выдающихся зарубежных и отечественных психологов в области общения, и раскрыта роль общения детей старшего дошкольного возраста в деятельности....

    Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ   ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ...

    Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада

    Этот материал поможет лучше разобраться в общении детей среднего дошкольного возраста со сверстниками, специфику общения детей среднего дошкольного возраста в условиях детского сада....

    Особенности общения детей младшего дошкольного возраста

    Общение играет важную роль в жизни каждого человека.Формирование навыков общения именно в раннем дошкольном возрасте и положительный опыт их применения обусловлено тем, ч...