"Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
консультация (подготовительная группа) по теме

Южанина Елена Ивановна

Межличностные отношения зарождаются и наиболее эффективно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте. Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Наиболее широкое распространение получила в связи с этим точка зрения, в основе которой лежит понимание общения как коммуникативной деятельности. Такая точка зрения сложилась не сразу и получила широкое развитие в трудах А.В.Запорожца, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obshcheniya_detey_st._doshk._vozrasta_s_zpr.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

    В концепции дошкольного воспитания, Положении о дошкольном учреждении в РФ и Программе стабилизации и развития российского образования определены основные задачи дошкольного учреждения:

*укрепление и охрана здоровья ребёнка (физическое и психическое), забота о его эмоциональном благополучии;

*развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми (дети и взрослые), коммуникативности;

*развитие воображения, творчества, способностей;

*становление общечеловеческих ценностей.

    Эти задачи основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. Трудно переоценить значение развития на этапе дошкольного детства. В отличие от последующих возрастных этапов именно в этот период обеспечивается общее развитие ребёнка – своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношения к миру. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, т.к. заложенные в нём уникальные возможности больше не повторятся и что-то наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе неосуществимо. Таким образом, главным ориентиром в развитии дошкольного образования должно стать обеспечение условий для полноценного проживания ребёнком этого периода жизни.

    Все мы, взрослые, хотим видеть детей счастливыми, умеющими общаться с окружающими людьми. И наша задача: помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общаться- это дар или то, чему можно поучиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

*желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

*умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

*знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим («Я знаю!»)

    Дети дошкольного возраста уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребёнок научается в семье, в группе детского сада и в общении со взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Большинство детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

    В коррекционное учреждение принимаются дети с ЗПР церебрально-органического генеза (остальные 3 вида ЗПР не всегда дают положительные результаты при обучении). У детей с ЗПР цер. - орг. Генеза снижены память, внимание, работоспособность, но они поддаются обучению. Имеется незрелость эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможенность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность. У детей с ЗПР проявляется примитивность эмоций, слабость воображения, преобладание игровых интересов над  учебными.

    Эмоционально – волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей более младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции; также дети внушаемы и недостаточно самостоятельные.

    При наборе детей в сентябре мы столкнулись с определёнными трудностями:

*Кристина  не здоровалась, не прощалась ни с детьми, ни со взрослыми, не могла самостоятельно ходить ни в умывальную комнату, ни в раздевалку, ни в спальню, только в сопровождении взрослого; (отсутствие желания вступать в контакт);

*Влас долго привыкал к тому, что в детском саду надо не только играть, но и заниматься, не сидел на стуле, плакал при малейшей неудаче, не осознавал, что ему уже 6 лет;

*Саша очень боязлива, пуглива, слёзы при малейших трудностях.

В соответствии с рекомендациями Программы большая часть общения взрослых с детьми проходит в учебной деятельности. Для части детей занятия представляют определённые сложности, т.к. не все знают правила поведения и общения в учебной деятельности. Например: Вадим часто выкрикивал, не слушал других, Альбина не думая отвечала только потому, чтобы ответить первой лишь бы что, Аня постоянно мешала соседу, отвлекаясь от занятия сама и мешая окружающим.

    При общении детей со взрослыми проявляются следующие качества:

*нерешительность;

*замкнутость;

*избирательный мутизм;

*боязнь неправильного ответа.

Факты показывают, что чем сохраннее ребёнок, тем больше он волнуется. Это проявилось при обследовании детей в начале года. Оксана сразу сказала, что задание не выполнит, не умеет, плакала. После обучения – справилась. Очень любит сейчас заниматься, решать примеры. У девочки появился интерес к познавательной деятельности. Дима на любой вопрос отвечал: не знаю, не помню. При повторном  вопросе может ответить. Настя на контакт шла неохотно, капризничала, упрямилась, плакала, боялась, с опаской отвечала на вопросы.

    В процессе обследования выявилось, что одни дети действуют импульсивно, необдуманно, другие – рассуждают и спрашивают о правильности ответа у взрослого (Влад, Вадим).

    Важным обстоятельством служит такое качество, как критичность, т.е. умение найти свою ошибку и исправить её.

    Варианты действий: ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает искать ошибку, если ему говорят, что она есть, и прикладывает усилия, чтобы исправить её. Например, дети не видят, что в группе беспорядок, нужно дать конкретное указание: «Катя, наведи порядок на второй книжной полке. Денис, прикрой, пожалуйста, шкаф.» и т.д. Так ведут себя большинство нормальных детей и многие дети с ЗПР.

   2-ой вариант: самостоятельные поиски ошибок не ведутся, если говорят, что она есть, исправляют её только в том случае, когда на неё указывают. Альбина выполнит задание только в том случае, когда ей конкретно укажут что и как нужно сделать. Это характерно для умственно отсталых детей и для большинства детей с ЗПР.

    3-ий вариант: ребёнок не способен исправить ошибку даже в том случае, когда ему объясняют, в чём она состоит. Такое встречается у умственно отсталых детей (двое играющих не хотят друг другу уступить игрушку, даже при объяснении, что сначала поиграет один, потом другой, оба хотят именно сейчас играть ею).

При общении взрослых с детьми с ЗПР возникают определённые трудности:

*дети не понимают задания или поручения;

*не знают, что сами хотят;

*не могут сформулировать свою просьбу, могут подойти и сказать одно слово, долго не обращаются к взрослому по имени-отчеству (Влад, Кристина, Настя и др.)

*достаточно неохотно вступают в контакт с посторонними, а иногда и вообще не вступают.

    В учебной деятельности трудность общения обусловлена снижением или отсутствием познавательного интереса. У человека есть базовые эмоции, их 10 (радость, печаль, страх, вина, воля и т.п.). У детей с ЗПР страдает главная эмоция – ИНТЕРЕС, который проявляется во внимательности, сконцентрированности, настороженности, критичности (при объяснении, общении – совершенно «пустые» глаза у многих).

    Преодоление трудностей в общении с детьми с ЗПР заключается в индивидуальном подходе к каждому ребёнку, в беседах с родителями об особенностях поведения детей дома, выяснение отличий поведения (Кристина дома очень общительна, говорит громко, поёт песни, читает стихи, выученные в детском саду; Настя и дома очень боязлива, т.к. за каждое неправильно выполненное задание, неправильно сказанное слово  мама её ругает и наказывает. Состоялся разговор с мамой, но она более «неподдающаяся», чем девочка, считает, что она поступает правильно: «А что делать, если она не понимает?» Настя очень ласковая девочка, любит, когда с ней играют, нравится выполнять индивидуальные задания в детском саду, тут никто её не ругает, даже если у неё не получается – исправим вместе. После двух – трёх недель посещения ДОУ девочка «оттаяла». А Аня и дома не любит заниматься, со слов мамы: «Не хочу, отстань!»

    Общение детей со сверстниками тоже имеет свои особенности. Дети избирательно общаются друг с другом, не объясняя «почему?». Саша играет только с Кристиной, Артём – с Васей, Влад – с Денисом…  Любые ссоры, обиды, недоразумения сначала пытаются решить с помощью взрослого, не объясняя и не понимая, кто из них не прав. Самостоятельное решение таких проблем почти не происходит.

    В процессе воспитания и обучения дети становятся более самостоятельными, учатся давать оценку своему поведению («Да, я сегодня баловался, да, я сегодня не очень хорошо занимался».) и пытаются оценивать поступки и действия других детей.

    Не следует воспринимать эти выводы однозначно. Каждый набор детей и родителей (!) отличается друг от друга (в сторону усложнения различных конфликтных ситуаций – случай с мамой Насти). В тех случаях, когда ситуация слишком сложна (отношения ребёнок – родитель, педагог – ребёнок, родитель – педагог) мы рекомендуем обратиться к детскому психологу, работающему в ДОУ, который поможет индивидуально разрешить существующие проблемы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ   ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ...

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада

Этот материал поможет лучше разобраться в общении детей среднего дошкольного возраста со сверстниками, специфику общения детей среднего дошкольного возраста в условиях детского сада....

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста

Общение играет важную роль в жизни каждого человека.Формирование навыков общения именно в раннем дошкольном возрасте и положительный опыт их применения обусловлено тем, ч...

Особенностей общения детей раннего дошкольного возраста.

Особенностей общения детей раннего дошкольного возраста....

Статья «Особенности навыков общения детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста, воспитания гуманных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для...

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Согласно ФГОС учебно-воспитательный процесс является системным, целостным, развивающимся во времени и в рамках определённой системы целенаправленным процессом, который основывается на взаимодействии в...