Особенности общения детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Алекперова Арифа Мамедали кызы

 

 

 

 

 

Общение играет важную роль в жизни каждого человека.

Формирование навыков общения именно в раннем дошкольном возрасте и положительный опыт их применения обусловлено тем, что его отсутствие приводит к возникновению негативных форм  поведения и конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat-_esportal.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста

Сравнительно недавно в педагогической науке и практике разрабатывается проблема становления внутреннего мира ребенка. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Но в современном обществе происходят социальные процессы, создающие предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность ребенка и её внутренний мир. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы, определяющие успешность становления личности и ее развития. Именно поэтому период дошкольного детства рассматривается как наиважнейшее время для того, чтобы дети в будущем могли бы стать полноценными личностями, развить в себе качества для определения для себя в жизни достойного места.

Общение играет важную роль в жизни каждого человека.

Формирование навыков общения именно в раннем дошкольном возрасте и положительный опыт их применения обусловлено тем, что его отсутствие приводит к возникновению негативных форм  поведения и конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

При формировании  навыков общения со сверстниками у младших дошкольников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности их возраста.

Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что его общение становится внеситуативным. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

 По данным психолого-педагогических исследований, главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

 Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

 Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

 В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

 Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

 Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

 В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя .

Развиваются все компоненты  устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; свободное общение со взрослыми и детьми; практическое овладение нормами речи.

Большую роль в общении со сверстниками и знакомыми взрослыми играют трудовые поручения  (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.),

 В быту, в самостоятельных играх дети посредством диалогического общения учатся взаимодействовать, доброжелательно общаться и налаживать  контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота шире», «Скажи: «Стыдно драться! Ты уже большой») .

 Продолжается работа по умению детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни, формированию потребности делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, поощрению желаний задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Для развития диалогической  формы речи детей вовлекают  в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Формируется умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Важно напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Формируется интерес и потребность в чтении посредством чтения знакомых, любимых детьми художественных произведений. Воспитывается умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Развитие умений с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Дети учатся читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций и репродукций картин.

Итак, именно в младшем дошкольном возрасте закладывается умение слушать другого, воспринимать и стремиться его понять, закладываются основы межличностного общения. Даже среди нас, уже взрослых людей, очень немногие умеют по-настоящему хорошо слушать других, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нельзя приуменьшать и значение способности  и умения слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

Да, всему приходится учиться,  умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Именно воспитатели детского сада, первые наставники ребенка, родители, специалисты могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр в развитии общения детей младшего дошкольного возраста.

Предложенный материал будет интересен и полезен как воспитателям детского сада, так и родителям. Данная консультация покажет, что одним из эффективных средств общения в раннем и дошкольном возрасте яв...

"Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Межличностные отношения зарождаются и наиболее эффективно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребёнок живёт среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи...

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ   ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ...

Научная статья "Особенности коммуникативно-развивающей технологии обучения языку, развития речи и общения детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность предлагаемой технологии обучения родному языку, развитию речи и речевого общения определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка- дошкольника....

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада

Этот материал поможет лучше разобраться в общении детей среднего дошкольного возраста со сверстниками, специфику общения детей среднего дошкольного возраста в условиях детского сада....

Особенностей общения детей раннего дошкольного возраста.

Особенностей общения детей раннего дошкольного возраста....

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Согласно ФГОС учебно-воспитательный процесс является системным, целостным, развивающимся во времени и в рамках определённой системы целенаправленным процессом, который основывается на взаимодействии в...