Главные вкладки

    Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.
    картотека на тему

    Жаурова Наталия Валерьевна

    Предлагаем лингвистические и ди­дактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошиб­ками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подоб­раны по лексическим темам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvivaem_logicheskoe_myshlenie.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего  дошкольного возраста.

     

    Предлагаем лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подобраны по лексическим темам.

    ГРИБЫ - ЯГОДЫ

    Словесная игра «Назови и объясни».

    Взяли мы с утра корзинки

    И пошли в лесок.

    И нашли мы под осинкой

    Маленький грибок. Какой? (Подосиновик)

    А у Пети с Васей

    Руки словно в масле.

    Отгадайте, малыши,

    Какой гриб они нашли? (Масленок)

    Самый яркий и красивый

    И полезный для зверей.

    Не клади его в корзину:

    Он опасен для людей! (Мухомор)

    Вопросы. Что это за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

    Словесная игра «Объяснялки»:

    Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор (земляника, черника).

    Логические задачи. На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три) Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек - маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки) Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы) Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки) Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». - «Нет, это красная». - «А почему она белая?». - «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

    ОВОЩИ - ФРУКТЫ

    Логические задачи. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее:

    груша или персик? (Груша) На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты) На столе - четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре) В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по одному мандарину и один мандарин остался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке).

    Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты». У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

    Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?». У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и тд.).

    Небылицы. Дети находят несуразицы в тексте.

    Квадратный спелый помидор

    Раз забрался на забор

    И увидел, как на грядке

    Овощи играли в прятки.

    Длинный красный огурец

    Под листочек свой залез,

    А зеленая морковка

    В борозду скатилась ловко.

    Ну а сладкая редиска

    Наклонилась низко-низко.

    Только Машенька пришла,

    Сразу овощи нашла.

    УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД

    Показал садовод

    Нам такой огород,

    Где на грядках, заселенных густо,

    Огурбузы росли,

    Помидыни росли,

    Редисвекла, чеслук и репуста.

    Селдерошек поспел,

    И моркофель дозрел,

     Стал уже осыпаться спаржовник

    А таких баклачков

    Да мохнатых стручков

    Испугался бы каждый садовник

    УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА

    У меня на грядке

    Крокодил растет!!!

    А в Москве-реке

    Огурец живет!

    Я боюсь, ребятки,

    Что за этот год

    Вырастет на грядке

    Страшный бегемот.

    Осенью на грядке

    Крокодил поспел!

    Огурец в Москве-реке

    Всех лягушек съел!

    А в Москве-реке

    Клюнет на крючок...

    (Как вам это нравится?)

    Страшный кабачок!

    Ох! Когда ж на грядке

    Будет все в порядке?!

    ДЕРЕВЬЯ

    Логические задачи. 

    а груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.) 

    На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут?) 

    На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

    Игра «Посади дерево». Играют двое. У каждого игрока по десять деревьев (у одного - елочки, у другого - березки). Игровое поле - доска 16х16 клеток.

    Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача - образовать цепочку из трех деревьев. За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.

    Словесная игра «Чересчур». Дети должны ответить на вопросы воспитателя.

    Если съесть одну конфету - вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот..) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть)                         

    Хорошо, когда в лесу много сугробов, Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает - будет много воды. Деревъя смогут впитывать влагу и быстро расти)

    А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть)

    А если снега в лесу очень мало? (Деревьям будет холодно, они могут замерзнуть и погибнуть)

    Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему придется вступить в борьбу? (С ветром).

    Увлекательная история о там, как ветер уносит снег в свое царство-государство. 

    Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран - ревет, завывает. А деревья по краю леса сгибаются до земли стволами. Веточками цепляются друг за друга - непроходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает - устает. Никак ему пальчиками-сквознячками снежок в лесу не ухватить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.                          

    Логические задачи. 

    Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели) 

    Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся) 

    От чего плавают утки? (От берега) 

    На одном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать) 

    По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья) 

    Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре)

    Над рекой летели птицы:

    Голубь, щука, две синицы,

    Два стрижа и пять свиней.

    Сколько птиц? Ответь скорей!

    (Пять)

    Небылицы.

    Взлетела сорока высоко,

    И вот тараторит сорока,

    Что сахар ужасно соленый,

    Что сокол не сладит с вороной,

    Что раки живут на дубе,

    Что рыбы гуляют в шубе,

    Что яблоки синего цвета,

    Что ночь наступает с рассветом,

    Что в море сухо-пресухо,

    Что лев слабее, чем муха,

    Всех лучше летают коровы,

    Поют же всех лучше совы,

    Что лед горячий-горячий,

    Что в печке холод собачий

    И что никакая птица

    В правдивости с ней не сравнится!

    МЕБЕЛЬ

    Логические задачи. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.) 

    Чего больше в квартире: стульев или мебели? Что может быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита.)

    Небылицы.

    ПУТАНИЦА

    Это стул - на нем лежат.

    Это стол - на нем сидят.

    Вот кровать - на ней едят.

    В шифоньере гости спят.

    В холодильнике платья висят,

    А на диване продукты лежат.

    Словесная игра «Концовки». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

    Если стол выше стула, значит, стул... (ниже стола). Если диван шире кресла, значит, кресло... Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол... Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер... Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор... Если диван мягче кресла, значит, кресло... Если книжный шкаф дороже кровати, значит, кровать... Если холодильник выше плиты, значит, плита...

    Игра «Переставим мебель». Игровое поле разделено на шесть частей, пять из них заняты мебелью, шестая -свободна. Требуется поменять местами шкаф и диван так, чтобы при перестановке на каждой части находилось не более одного предмета.

    ПОСУДА, ПИЩА

    Хитрые вопросы. Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп) 

    По чему повар ходит в белом халате? (По полу)

     Что никогда не поместится в любую кастрюлю? (Ее собственная крышка) 

    Чего больше на кухне: кастрюль или посуды? (Посуды) 

    Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

    Словесная игра «Родственники». Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

    Сахарный песок - родственник Песка, потому что.... Река - родственница Песка, потому что... Ветер - родственник Песка, потому что.... Стекло - родственник Песка, потому что.... Дорога -родственница Песка, потому что.... Небылицы.

    ПОВАР-НЕУМЕХА 

    Повар сварил из картошки компот, От него у детей разболелся живот. Повар сварил очень сладкие щи, В щах апельсины и сливы ищи. На блюдо сложил мясные конфеты, Детей угостил шоколадной котлетой.

    ОДЕЖДА - ОБУВЬ

    Логические задачи. Однажды Степан собрался уходить, надел куртку без пуговиц и говорит бабушке: «Бабуля, я к Дениске сбегаю, а ты, пожалуйста, пришей пока пуговицы к этой куртке». Сколько пуговиц сможет пришить бабушка? (Ни одной) Мальчик вышел гулять в разных ботинках: один - черный, а другой — желтый. Ребята посмеялись над ним, а он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые?». Помогите мальчику.

    КАКАЯ ОДЕЖДА?

    Летом, в жаркие часы,

    Только майка да трусы.

    А зимою нам нужны

    Свитер, теплые штаны,

    Шарф, пальто, сандалии,

    Шапка и так далее.

    Шапка... свитер...

    Впрочем, я...

    Я запутался, друзья! (Сандалии - летняя обувь)

    ПОЧТА

    Словесная игра «Цепочка ассоциаций». 

    Первый игрок говорит любое слово, например «письмо»; следующий, услышав это слово, говорит «бумага»;

    третий игрок, услышав слово «бумага», представляет газету (или журнал) и говорит это слово и т.д.

    Игра-беседа «Чудо».

    Мне во сне приснилось чудо:

    На почте я купил верблюда.

    А газеты поутру

    Принесла мне кенгуру

    И письмо в коробке,

    Верьте - не верьте,

    Ну, а фрукты принесли

    В голубом конверте!

    Вопросы. Может ли такое произойти на самом деле? Что продают на почте?

    Кто приносит газеты? Может ли письмо быть в коробке? Что можно отправить в коробке?

    Дидактическая игра «Посылки»,

    Воспитатель показывает коробку, в которую заранее положил игрушку или картинку с изображением какого-либо предмета, например юлы. Обращается одному из играющих: «Представь, что тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?». Ребенок отвечает, например: «Съем с маслом». Тогда воспитатель достает из коробки игрушка (или картинку).                   |

    Далее воспитатель, меняя картинки» в коробке, обращается поочередно к другим игрокам до тех пор, пока один из них не даст подходящего по смыслу ответа. Он и становится ведущим. Чем неожиданнее ответы, тем веселее получается игра.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста

    Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развити...

    Картотека игр на развитие логического мышления для детей 4-7 лет

    Картетека содержат игры на развитие логического мышления для детей средней, старшей и подготовительной группы....

    Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

    Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открыв...

    Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.

    Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...

    Картотека игр на развитие логического мышления для детей среднего возраста

    Логическое мышление ребёнка необходимо постоянно развивать . Это поможет ему быстро освоить основные математические понятия , разовьет умение сравнивать , конкретизировать , обобщать , анализировать ....

    «Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

    Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

    Картотека игр на развитие логического мышления для детей 6-7 лет

    В кариотеке представлены  развивающие игры для детей 6-7 лет.  игры направлены на развитие внимания, логического мышления, воображения, памяти. Игры можно использовать  в индивидуальной...