Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников при планировании прогулки
статья на тему

Жаркимбаева Кнсылу Сатвалдиновна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_poznovatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников при планировании прогулки

Воспитатель: Жаркимбаева К.В.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей». Решение данных задач прослеживается в течение всего пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Значительный вклад в изучение проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста внесли такие ученые как: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина, .В. Трубайчук, Н.С. Лейтес и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что познавательное развитие дошкольника – это «совместная деятельность (сотрудничество) значимого взрослого и ребенка, направленная на постепенное освоение последним окружающей действительности, раскрытие в ребенке потенциальных возможностей и определение для него зоны ближайшего развития». На наш взгляд, уникальным средством познавательного развития ребенка дошкольного возраста является прогулка, так как ее задачи и содержание деятельности отвечают особенностях данного процесса. Под средством в педагогике принято понимать «материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися, и использован для усвоения знаний».

В развернутом перспективном планировании по программе под редакцией М.В. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой отмечается, что «в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками».

Таким образом, Федеральные государственные требования и общеобразовательные программы дошкольного образования уделяют большое значение образовательной деятельности в ходе организации прогулки, а также отмечают ее влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Т.Л. Богина и Н.Т. Терехова отмечают, что пребывание на воздухе «укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры», поэкспериментировать и понаблюдать за явлениями окружающей действительности [1, с. 38-39].

Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. «Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду», правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др.», а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя [1, с. 38-39].

«Прогулка – обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях устанавливают продолжительность прогулки в течение дня, которая должна составлять не менее 4-4,5 часов.

Структурными компонентами прогулки, как правило, являются: наблюдения за природой, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, трудовая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа. В ходе организации прогулок используются разнообразные методы и формы работы. Авторы Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» в рамках познавательно-речевого развития (образовательной области «Познание») при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов (в т.ч. и прогулки) предлагают использовать следующие формы работы: сюжетную игру, развивающую игру, создание коллекций, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, рассказы, беседы, интегративную деятельность.

Следует отметить, что организация прогулок как одного из видов образовательной деятельности в детском образовательном учреждении, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна строиться с учетом принципа интеграции и комплексно-тематического планирования. Остановимся на пояснении данных принципов. Как считает Л.В. Трубайчук, «принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и предполагает построение образовательной деятельности на основе синтеза, объединения образовательных областей в единый, целостный процесс». Принцип комплексно-тематического планирования авторский коллектив программно-методического комплекса «Успех» трактует следующим образом: данный принцип позволяет интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной смысловой темы. Данные принципы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной области «Познание». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», в качестве содержания работы в рамках данной области при организации прогулок выделяет следующее: «развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

При разработке прогулок мы опирались на данное содержание работы, которое выступало в качестве основных задач.

Название: «Пробуждение весны».

Проводится во 2-3 неделю марта в рамках Всемирного дня Земли и Всемирного дня водных ресурсов (по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех»).

Задачи: продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе; развивать логическое мышление и умение классифицировать; приобщать к труду, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: подготовка необходимого оборудования, активизация словаря на тему «Весна пришла» в виде беседы.

Оборудование: Лопаты, совки, ведра, стаканы, небольшие лопаточки, формы для льда, вода, камень.

Ход прогулки: структура (виды деятельности):

Наблюдение. Например, на тему: «Что изменилось?»: дети наблюдают за изменениями, происходящими в природе, отмечают, что весной тает снег, текут ручьи, солнце стало теплее, день длиннее, а ночь короче.

Игровая деятельность. В течение данной прогулки рекомендуем использовать дидактическую игру «Что это: растение или животное» (дети определяют растение (животное) и рассказывают о нем все, что знают); «Третий лишний» (воспитатель называет три слова из темы «Весна», одно из них лишнее, надо его определить).

Важное место при организации прогулок занимают подвижные игры. Например, по данной теме можно использовать следующие подвижные игры: «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Волк во рву». Игра «Хитрая лиса» предполагает следующее: дети становятся в круг плечо к плечу, заложив руки за спину. Водящий проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся водящий, становится «хитрой лисой». Водящий предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не находит, то дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса говорит: «Я тут!» и начинает ловить ребят. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2-3 ребенка, игра заканчивается. При повторении игры роль лисички выполняет другой ребенок.

Перед проведением данных подвижных игр, с целью обогащения познавательного опыта детей дошкольного возраста, мы предлагаем проводить беседы на темы: «Что я знаю о лисе?», «Что я знаю о гусях, о лебедях?», «Опасен ли волк?». Каждая тематическая беседа проводится перед соответствующей игрой. В ходе данных бесед предполагается выслушать все ответы детей на поставленные вопросы, правильный ответ оценивается фишкой. Кто больше всех наберет фишек, тот и водит в игре. В конце педагог может дополнить ответы детей новой для них информацией и ответить на интересующие вопросы. Данная постановка задания заменяет считалку и, что важно, носит познавательный характер.

Опытно-экспериментальная деятельность. Предлагаем использовать опыт «Свойства воды» (проведение данного опыта предполагает изучение свойств воды: текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, различные состояния воды и т.д.).

Воспитатель показывает детям стакан с водой, на дне которого находится камень, и задает ряд вопросов на определение свойств воды.

1. Определение запаха воды. Издают ли цветы запах? Что еще имеет запах? Как вы думаете, чем пахнет вода? Цветы и духи имеют запах. Чем же пахнет чистая вода? Дети подносят стакан к носу, нюхают воду в стакане и отвечают, что вода не имеет запаха.

2. Определение цвета воды. Какого цвета вода? (Вода бесцветная, на дне стакана мы видим камень).

3. Определение состояния воды. Воспитатель выливает из стакана часть воды в формы для льда и оставляет на морозе. В каком состоянии находится вода сейчас? (Вода находится в жидком состоянии). В конце прогулки воспитатель снова обращается к детям с вопросом: Как изменилась вода на морозе? (Вода превратилась в лёд). Что вы знаете о льде? Какой он? Дети отвечают, что лед твердый, холодный и прозрачный. Воспитатель просит ребенка бросить лед. Что произошло со льдом? Дети отвечают, что лед раскололся. В конце прогулки дети берут по кусочку льда в группу. Воспитатель снова задает вопрос: Что произошло со льдом в тепле? Он превратился в воду (растаял). С газообразным состоянием воды дети знакомятся в непосредственно образовательной деятельности в группе детского сада. Воспитатель только сообщает детям, что вода может иметь и газообразное состояние, которое представлено в виде пара. Когда вы можете увидеть пар? Дети отвечают, что они могут увидеть пар тогда, когда кипит чайник, а из его носика выделяется пар.

Сделаем вывод о свойствах и состояниях воды. Какие состояния может приобретать вода? Дети отвечают, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха.

Трудовая деятельность. Мы предлагаем воспитателям организовать сбор снега в лунки деревьев и кустарников. Начать деятельность рекомендуем с предварительной постановки познавательной задачи: «Для чего снег деревьям и кустарникам?». Воспитатель выслушивает все ответы детей, а затем группирует их в цельный полный ответ, суть которого заключается в следующем: Снег начинает таять в весеннее время года. Он постепенно проникает в почву и наполняет побеги растений, деревьев и кустарников живительной влагой. Такое явление в природе получило название «весеннее питание». «Весной снег начнет таять и проникать в почву, снабжая побеги необходимой влагой для роста. Вода от растаявшего снега обильно орошает почву, тем самым обеспечивая весеннее питание.

Итогом прогулки может быть оформление стенда в групповой комнате на тему «Пробуждение природы», куда заносятся новые знания, полученные в ходе прогулки. Полученные знания сначала проговаривают, а потом придают символическое значение (символ, рисунок) и помещают на стенд. Таким образом, прогулка выступает эффективным средством познавательного развития детей дошкольного возраста, обеспечивает развитие познавательного интереса, любознательности и активности в познании окружающего мира.

 

Литература:

1.    Богина, Т.Л., Терехова, Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. -М.: Просвещение, 1987. -95 с.

2.    Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. Вузов / М.Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -160 с.

3.    Зубкова, Т.В. Фотоохота на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста / Т.В. Зубкова // Детский сад: теория и практика. -М.: Издательство «Эдисьон Пресс», 2011. -№ 12. -С. 38-41.

4.    Микерина, А.С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск. – № 4, 2011 . – С. 103-106.