Экологическое воспитание и предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС
статья (подготовительная группа) на тему

Секалина Татьяна Васильевна
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nsportal_tanya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание и предметно-пространственная

развивающая среда  в соответствии с ФГОС

В соответствии с ФГОС от 17. 10. 2013г. № 1155 Российское образование перешло на новый, более качественный этап. В качестве основного принципа дошкольного образования ФГОС ДО рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с природой, развитие познавательно-исследовательской деятельности – это формирование в сознании детей мыслительных процессов, любознательности, реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Планируя образовательный процесс, педагог должен учитывать, какую предметно-пространственную развивающую среду он создаст для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. При создании предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе мы учитывали потребности воспитанников в активной самостоятельности, творчестве и самоутверждении, а так же соответствие материала возрасту дошкольников.

В соответствие с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда центра «Экологии» в подготовительной группе 

-содержательно-насыщенный

-развивающая

-трансформируемая

-полифункциональная

-вариативная

-доступная

-безопасная

-здоровьесберегающая

-эстетически-привлекательная.

Реализуя ФГОС, перед нами стоят следующие задачи:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Развитие познавательных интересов у детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и творческой мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира ,о свойствах и отношения объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с миром природы

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Для решения поставленных выше задач в группе используются:

Экспериментирование:

Методическое пособие:

- Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Картотеки:

- А. И. Шапиро «Научные развлечения с простейшими вещами» (опыты и эксперименты для детей)

- А. И. Шапиро «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей)

- опыты с воздухом (созданные самостоятельно)

- опыты с водой (созданные самостоятельно)

- опыты с растениями (созданные самостоятельно)

Лаборатория:

- стол для проведения экспериментов

- стеллаж для пособий

- резиновый коврик

- халатики, передники, нарукавники

- природный материал: речной и морской песок, глина, разная по составу земля, камешки, минералы, ракушки, семена, плоды, кора деревьев, мох, листья, опилки, стружка.

- сыпучие продукты: пищевая и морская соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода, гречка, горох фасоль, макароны, рис

- пищевые красители

- емкости разной вместимости: пластиковые контейнеры, стаканы, формочки для льда

- совочки, мерные ложки, воронки, сито, фильтры, пинцет

- микроскоп, цветные и прозрачные стекла, зеркало

- песочные часы, безмен

- технические материалы: гайки, болты, гвозди, магниты

- вспомогательные материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл

- соломка для коктейля разной длины и толщины

- бумага разной фактуры, калька, копировальная бумага

- схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов

- журнал исследований и фиксации детьми результатов опытов.

Настольно-печатные игры:

- «Звук, свет, вода»

- «Из чего мы сделаны»

- «Сладкое - горькое, кислое - соленое»

- «Съедобное - несъедобное»

Игрушки для игр с водой

Ознакомление с миром природы:

Методические пособия:

- А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

- В. М. Корнилова «Экологическое окно с детском саду»

- «Красная книга»

- Энциклопедии: «Отчего и почему?», «География», «Энциклопедия живой природы», «Тайны живой природы», «Наука», «Хочу все знать», «Расти здоровым»

ЭОР (созданные самостоятельно)

- «Божья коровка»

- «Дикие животные»

- «Путешествие по природным зонам»

- «Тайга»

- «Животные Африки»

- «Как приручили животных»

- «Какую пользу приносят домашние птицы»

- «Правила поведения осенью»

- «Правила поведения весной»

- «Небо»

- «Отряд киты»

- «Киты»

Наглядно дидактические пособия:

- Альбом «В мире растений»

- Альбом «В мире животных»

- Альбом «Добро пожаловать в экологию»

- Альбом «Круглый год»

- Альбом «Детские забавы»

- Плакаты «Природные зоны Земли»

Настольно-печатные игры:

«Вершки-корешки», кубики «Ягоды», «Где мы растем?», «Живая и неживая природа», «Во саду ли в огороде», «Дары природы», «Зеленый город», «Кто где живет», «По земле и по воде», «Свойства», «Я иду искать», «Живая природа», «Воздух, земля, вода», «природно-климатические зоны Земли», «Здоровый малыш», «Кожа, питание, сон», «Зубы, зрение, слух», «Зуб-неболейка», «Аскорбинка и ее друзья», «Времена года», «Лото по лексическим темам».

Картотека дидактических игр:

«С какой ветки детки?», «Звери наших лесов», «Найди, о чем расскажу», «Где мы растем?», «К дереву беги», «С какого дерева лист?», «С какого куста плоды?».

В центре природы имеются:

- Коврограф

- Глобус

- Карты России, мира в различных вариациях

- Календарь природы, календарь погоды

- Комнатные растения с указателями, алгоритмами ухода за комнатными растениями, инвентарь ухода за комнатными растениями (лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки и т. д.)

- «Книжки-малышки», изготовленные детьми для наблюдений за погодой, природой, посадками

- Продукты детского творчества: грибы, фрукты, овощи, ежи, домашние и дикие животные,  животные жарких и холодных стран, зимующие птицы, насекомые.

- Импровизированный аквариум

Для сюжетно-ролевых игр воспитанники группы используют детские фотоаппараты, транзисторы, фонарики, компасы, карты (нарисованные детьми), продукты детского творчества.

Оснащение центра «Экология» меняется в соответствие с тематическим планированием образовательного процесса и сезонными изменениями.

Успеха в экологическом воспитании можно достигнуть только систематической, последовательной от простого к сложному  совместной с детьми деятельностью. Важно уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей заинтересованность.