Консультация для воспитателей. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Шипунова Татьяна Владимировна

Сюжетно-ролевая игра как основа развития речи у детей.

 

 

 

 

 

Игру принято называть «спутником детства». В игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему.

Сюжетно-ролевая игра – игра, в которой отражается окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование предметов и вещей. Играя роль, ребёнок переживает соответствующий образ (ведёт машину, как шофёр;  ставит градусник, как медсестра;  жалеет дочку;  покупает продукты и др.). К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых, действия и поступки которых произвели на них сильное эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей правильного отношения к труду, культуре межличностных отношений, развитие диалогической речи дошкольников.

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игру, являются знание – действие – общение.

1. Знание об окружающих предметах (свойствах, назначении – на стройке подъёмный кран, самосвал;   в больнице шприц, градусник;

 в парикмахерской расчёска, бигуди, туалетная вода;   в семье виды посуды, назначение постельных принадлежностей и д.т.); сведения о реальных событиях – в магазине покупают продукты, в библиотеке хранятся книги, которыми можно пользоваться, в ателье заказывают и шьют одежду, в Доме моды показывают красивые модели одежды, в больнице лечат, в школе учат, сотрудник ГИБДД следит за соблюдением правил на дороге, в зоопарке ухаживают за животными, в кафе можно выпить горячий чай или кофе.

2.  Уровень умения действовать (пользоваться предметом для яркого выражения темы игры) – показатель готовности ребёнка к игре.

Чем деятельнее и длительнее жизнь ребёнка в игре, чем больше она ему приносит радости, тем глубже дошкольник осваивает социальные отношения.

3.  Общение – показатель умения строить диалог. Игровые объединения детей развивают у них отзывчивость, общительность, чуткость, доброту, взаимопомощь.

       Игра не увлечёт детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами (штурвалом, биноклем, свистком, куклой), если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов у детей, на обогащение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

    Предложены примеры некоторых приёмов.

1.    Беседа с детьми проводится с целью выявления  их представления о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний.

Вопросы:

  • Кто видел настоящий корабль?
  • Как называется передняя часть корабля?
  • Что такое шлюпка?
  • Назови головной убор матроса
  • Что такое штурвал?
  • Какое назначение у спасательного круга и спасательного жилета?
  • Кто работает на корабле?
  • Что делают на корабле капитан, матросы, штурман, рулевой, кок, врач, пассажиры, водолаз, радист, сигнальщик

2.       Чтение художественных произведений. Беседа о прочитанном.

3.    Выбор атрибутов, изготовление игрушек-самоделок – бескозырки, спасательные круги, якорь, подзорная труба, рупор, чемоданчик с медицинскими инструментами, набор посуды, припасы продуктов и воды, подводные маски, рация с наушниками, сигнальные флажки и другое.

4.    Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинам.

При этом воспитатель подсказывает детям слова, которыми можно начать рассказ («Однажды…», «В один прекрасный день…»)

    Следующие приёмы можно использовать непосредственно перед игрой.

5.   Уточнение важных моментов. Вместе с детьми решаются, какие правила устанавливаются в игре.

6.    Распределение ролей перед игрой. Воспитатель предлагает детям самим решить, кто кем хочет быть. Недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь». Наблюдая за детьми, надо предлагать разные варианты взаимодействия.

 

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, воспитывать детей в процессе игры, развивать диалогические умения и навыки. Необходимо организовывать такие игры, в которых каждый ребёнок может удовлетворять свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками. 

 

 

     

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._dloya_vospitiateley_s-r_igra.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как основа развития речи у детей.

Игру принято называть «спутником детства». В игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему.

Сюжетно-ролевая игра – игра, в которой отражается окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование предметов и вещей. Играя роль, ребёнок переживает соответствующий образ (ведёт машину, как шофёр;  ставит градусник, как медсестра;  жалеет дочку;  покупает продукты и др.). К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых, действия и поступки которых произвели на них сильное эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей правильного отношения к труду, культуре межличностных отношений, развитие диалогической речи дошкольников.

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игру, являются знание – действие – общение.

1. Знание об окружающих предметах (свойствах, назначении – на стройке подъёмный кран, самосвал;   в больнице шприц, градусник;

 в парикмахерской расчёска, бигуди, туалетная вода;   в семье виды посуды, назначение постельных принадлежностей и д.т.); сведения о реальных событиях – в магазине покупают продукты, в библиотеке хранятся книги, которыми можно пользоваться, в ателье заказывают и шьют одежду, в Доме моды показывают красивые модели одежды, в больнице лечат, в школе учат, сотрудник ГИБДД следит за соблюдением правил на дороге, в зоопарке ухаживают за животными, в кафе можно выпить горячий чай или кофе.

2.  Уровень умения действовать (пользоваться предметом для яркого выражения темы игры) – показатель готовности ребёнка к игре.

Чем деятельнее и длительнее жизнь ребёнка в игре, чем больше она ему приносит радости, тем глубже дошкольник осваивает социальные отношения.

3.  Общение – показатель умения строить диалог. Игровые объединения детей развивают у них отзывчивость, общительность, чуткость, доброту, взаимопомощь.

       Игра не увлечёт детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами (штурвалом, биноклем, свистком, куклой), если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов у детей, на обогащение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

    Предложены примеры некоторых приёмов.

1.    Беседа с детьми проводится с целью выявления  их представления о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний.

Вопросы:

  • Кто видел настоящий корабль?
  • Как называется передняя часть корабля?
  • Что такое шлюпка?
  • Назови головной убор матроса
  • Что такое штурвал?
  • Какое назначение у спасательного круга и спасательного жилета?
  • Кто работает на корабле?
  • Что делают на корабле капитан, матросы, штурман, рулевой, кок, врач, пассажиры, водолаз, радист, сигнальщик

2.       Чтение художественных произведений. Беседа о прочитанном.

3.    Выбор атрибутов, изготовление игрушек-самоделок – бескозырки, спасательные круги, якорь, подзорная труба, рупор, чемоданчик с медицинскими инструментами, набор посуды, припасы продуктов и воды, подводные маски, рация с наушниками, сигнальные флажки и другое.

4.    Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинам.

При этом воспитатель подсказывает детям слова, которыми можно начать рассказ («Однажды…», «В один прекрасный день…»)

    Следующие приёмы можно использовать непосредственно перед игрой.

5.   Уточнение важных моментов. Вместе с детьми решаются, какие правила устанавливаются в игре.

6.    Распределение ролей перед игрой. Воспитатель предлагает детям самим решить, кто кем хочет быть. Недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь». Наблюдая за детьми, надо предлагать разные варианты взаимодействия.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, воспитывать детей в процессе игры, развивать диалогические умения и навыки. Необходимо организовывать такие игры, в которых каждый ребёнок может удовлетворять свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.