Развитие психических процессов в труде
методическая разработка (старшая группа) на тему

Труд благотворный вид деятельности для развития психических процессов. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_psihicheskih_protsesov_v_trude.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие психических процессов в труде

В начале учебного года наблюдая за  детьми  выявили:  дети не проявляют способность произвольно направлять и удерживать внимание.

Не   планируют свою  деятельность, не умеют распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь для работы в природном уголке, в хозяйственно – бытовом труде.

Не устанавливают причинно  - следственные связи в природе, не анализируют, не рассуждают,  не делают выводы,  не проявляют инициативность, самостоятельность в трудовой деятельности.  

Труд благодатный вид деятельности для развития психических процессов.

В процессе труда формируется  личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.  Он оказывает существенное влияние на умственное развитие ребенка,  требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.  

Развивая мышление  учили детей сравнивать комнатные растения по высоте,  форме, цвету листочков, устанавливать причинно – следственные связи, логично рассуждать, делать выводы, связно отвечать на вопросы: для чего? зачем? почему. Развивали диалогическую речь. Учили  детей планировать свою  деятельность, распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь для работы в природном уголке, в хозяйственно– бытовом труде.

В начале учебного года  продолжали обучать детей технике полива: поливать растения по мере необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли; при этом выясняли, кому надо больше воды ― маленькому или большому растению. Дети делали вывод, чем больше растение, тем больше надо поливать.  Учили ребят определять потребность земли во влаге на ощупь. Дети узнали, что сухая почва твердая, рассыпается, мокрая земля ―черная, темная. Накапливая соответствующий опыт, дети сами пытаются установить необходимость поливки, опираясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей). Беседовали с детьми и о том, что растения весной усиленно растут, появляются новые побеги, листья, цветы. Их надо больше поливать.
Дети уже знают, что листья растений надо обмывать. Мелкие листья можно обрызгивать из пульверизатора.
В ручной труде – развивали воображение,  конструктивные способности детей. Ремонтируя книги учили детей сравнивать высоту книги с полоской бумаги путем наложения (дети 4 – 5 лет),  при помощи линейки (дети 5 – 6 лет), а затем отрезали нужную высоту полоски.

Учили детей делать поделки из конусов, для этого использовали индивидуальные листы – карты. Совершенствовали умение складывать круг по диаметру,  из половины круга склеивать конус, вырезывать из квадрата круг.

Учили детей дежурить. Накрывая на стол дежурные считают тарелки, чашки и ставят на столы  по количеству детей. Ложки и вилки кладут  справой  стороны.

Развивая  память  учили детей запоминать: последовательность своих действий (для этого использовали схемы - карточки), название комнатных растений (бальзамин,  герань, фиалка, алоэ), инвентаря т. к. ребята  не знали, что такое лейка и для чего она нужна.

Для дежурных  клали на стол образец нужных предме

тов и пособий для занятия, которые  на память раскладывали предметы и пособия на столы для каждого ребенка.  

В процессе ознакомления с трудом взрослых  (экскурсия по д/ саду), дети запоминали название профессий, что нужно для работы , например, повару, прачки, помощнику воспитателя и т. д.  Формировали у ребят положительное отношение к труду взрослых, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Поручали детям развешивать полотенца для каждого ребенка, выносить  игрушки на улицу, протирать пыль с мебели т. д.

Самообслуживание является основным видом труда ребенка. Развивая внимание   учили детей аккуратно складывать свою одежду в кабинки, чтобы дети знали последовательность одевания на прогулку (зимой)  в раздевалке наклеили наглядные картинки последовательности одевания. После сна дети могут на левую  сторону надеть одежду, тогда их  отправляли  к зеркалу посмотреть на свой внешний вид. Ребенок сам находил ошибку и исправлял её. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения детей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.

      С детьми проводила не только кратковременные, но и длительные опыты, например, опыт с луком. На примере лука формировала у ребят обобщенное представление о комплексе условий, необходимых растению для роста. Учила пользоваться символами, делать зарисовки, связно высказывать свои мысли, устанавливать причинно – следственные связи.

Если спросить у детей: «Относится ли растение к живым организмам?»

Дети ответят: Да.

Это можно доказать проведя  опыты: «Может ли растение дышать?»  «Упрямое растение», «Испарение влаги с листьев растений».

 Дети видели потребность растений в воздухе, как свет влияет на рост комнатных растений, узнали  куда исчезает вода с листьев растений. Учила детей употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными, обогащала и активизировала словарь детей.

При посадке огорода на окне знакомила ребят со способами проращивания семян. Старалась развивать у детей мышление, познавательную активность, умение связно отвечать на вопросы, рассуждать и делать выводы;   воспитывала любовь и бережное отношение к растениям.

Эмоционально  - волевые качества

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека и их воспитанию должно быть уделено серьёзное внимание.

В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.
В трудовой деятельности, давая поручения, учитывали особенности детей:

тем, у кого внимание неустойчивое и нет выдержки, давали несложные поручения и добивались, чтобы поручения дети доводили до конца.  Давали индивидуальные задания и поручения  детям для  повышения самостоятельности,  для воспитания инициативности.

Учили детей трудиться в коллективе сообща, помогать друг другу. Воспитывали у детей  трудолюбие,  чувства ответственности за порученное дело, уважение к труду взрослых.
Если кто – то случайно  рассыпал землю, мусор, наливал воду на пол – учили детей  на ходу исправлять свою оплошность, не допускали проявления
равнодушия ко всякого рода случаям нарушения порядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...