Ознакомление с правилами дорожного движения младших дошкольников
консультация (младшая группа) на тему

Каштанова Галина Александровна

Как знакомить малышей с правилами дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление с правилами дорожного движения младших дошкольников

На третьем году жизни дети могут ориентироваться лишь в привычной для них обстановке.   В пределах групповой комнаты они усваивают понятия «близко - далеко», «низко - высоко», «большой - маленький». Перенесение этих же отношений новую обстановку затрудняет их.

Поэтому, в работе с детьми младшей группы  огромное  значение имеет дальнейшее формирование пространственной ориентировки. Начинать целесообразно на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол).

Воспитатель называет местоположение предмета на плоскости: «Положите цветные кружки вверху (внизу, по углам) листа бумаги». Дети стараются правильно выполнить задание. Они не только уточняют место кружков на листе, но и запоминают их цвет. «Красные кружки я положу вверху, а зелёные – внизу» - говорит ребёнок. В дальнейшем это поможет различать цветовые сигналы светофора.

В течении года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля (кабина, колёса, окна, двери). С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различными видами транспорта (в зависимости от окружающих условий).

Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе должны быть книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Воспитатель учит детей правильно отвечать на вопросы:  «Какие машины едут?», «Кто управляет автомобилем?» и т.д.

Для развития ориентировки в пространстве, умения действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».

В играх у детей закрепляются представления о направлении вперёд- назад.

С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и  употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постепенно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные представления, элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром. Некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (трамваях, троллейбусах). Грузы возят на грузовых автомобилях. Автомобилем управляет шофёр, он осторожно ведёт машину.

Большое внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построении и перестроении, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить своё место, действовать точно по сигналу, подчиняться игровым правилам.

На занятиях по формированию элементарных представлений детей учат различать направления  «вперёд», «назад», «сзади», «слева», «налево», «направо», «справа». Например, воспитатель говорит: «Возьмите квадрат, как я, в правую (левую) руку и положите посередине листа».

Представления о транспорте, улице, полученные детьми на занятиях, прогулках, постоянно расширяются и закрепляются при каждом удобном случае воспитателями, родителями.

Организация всей обстановки в группе, оформление игровых уголков способствует уточнению и закреплению пространственных ориентировок. С этой целью воспитатель предлагает для игр различные машины: грузовые, легковые, автобусы. Количество игрушек должно быть достаточным для всех.

Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля. Показывая рисунки, воспитатель объединяет детей в малые подгруппы ( по 2-3 ребёнка). Он старается активизировать восприятие детей вопросами: «Миша,  какая машина нарисована на этой картинке?», «Таня, посмотри внимательно, где у машины колёса (кабина, окна)?». Учитывая односложность ответов детей младшей группы, воспитатель повторяет и дополняет ответ ребёнка: «Правильно, Таня, у автомобиля есть окна, двери, колёса».

Большое место в ознакомлении детей четвёртого года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Тема и содержание их  намечаются в соответствии с Программой и учётом окружающих условий. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно - следственные связи в окружающем. Например, на светофоре загорелся зелёный свет – и лишь после этого люди стали переходить дорогу.

В течение года прогулки периодически повторяются, с тем,  чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

Прогулки проводятся с обязательным участием двух взрослых: воспитатель идёт впереди, а сопровождающий замыкает колонну.

Представления, полученные детьми во время прогулки, закрепляются в играх на участке. Воспитатель вместе с детьми строит в песочнице «улицы». Он предлагает использовать игрушки, машины, заранее заготовленные из фанеры плоскостные дома, деревья, фигурки людей.

Аналогичную постройку можно сделать с детьми и в групповой комнате, используя строительный материал.

В книжном уголке  должны быть картины и рисунки  с изображением улиц. Учитывая особенности восприятия детей этого возраста , воспитатель подбирает такие иллюстрации, на которых мало объектов, изображение их чёткое и крупное.

Также с детьми проводятся подвижные  игры, закрепляющие навыки свободной ориентировки: «Найди свой цвет», «Поезд», «Воробушки и автомобиль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познавательное развитие старших дошкольников в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

Настольно-печатные игры для дошкольников по ознакомлению с правилами дорожного движения

               Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Открытое мероприятие (НОД) в подготовительной группе по ознакомлению с правилами дорожного движения. КВН «Знать правила дорожного движения как таблицу умножения».

На этом мероприятии я знакомлю детей с новыми дорожными знаками: «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход»; расширяю знания о правилах поведения детей на улице.• НОД помогло довести до созна...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Создание условий для работы с семьей на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....