Консультативная работа
консультация на тему

Пуртова Алёна Алексеевна

В данном материале представлена структура деятельности в ДОУ: целеполагание,мотивация,задача( действия и операции), контроль(самоконтроль), оценка (самооценка). Так же представлено содержание Трудовой деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost_v_dou.pptx127.86 КБ
Файл struktura_deyatelnosti.pptx237.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудовая деятельность в ДОУ Педагог-психолог МБДОУ №8 «Ёлочка» А.А. Худякова

Слайд 2

Содержание трудового воспитания В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Слайд 3

Виды труда в ДОУ Самообслуживание - (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей). Хозяйственно-бытовой труд - предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности. Труд в природе – предполагает труд в уголке природы, в цветнике, на огороде. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой. Поэтому он вводится со старшей группы.

Слайд 4

КОМПОНЕНТЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ - это то, к чему надо стремиться. Условиями возникновения цели является ее понимание ребенком (зачем это надо сделать, какой получить результат).Необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п МОТИВ - это причина, побуждающая к трудовой деятельности . Важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). КОНТРОЛЬ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ)- ПЛАНИРОВАНИЕ По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать ОЦЕНКА (РЕЗУЛЬТАТ) это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. Осознание детьми результата труда способствует установлению воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей. ДЕЙСТВИЯ- это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению .

Слайд 5

Мотивы трудовой деятельности Общественный мотив Младшие дошкольники Средние дошкольники Старшие дошкольники Выражают в речи, объясняя свои трудовые побуждения желанием сделать нужное для других: «помыть чашки, чтобы было приятно пить и не заболеть» Сильным побудителем к труду является отношение взрослого к поступкам – объясняют свое стремление трудиться тем, что им «велели». Объясняют свои побуждение трудиться желанием сделать что-то нужное для других. Узколичный мотив (внутренний) Интерес к внешней стороне деятельности: к трудовым действиям с предметами (манипуляция). Стремление трудиться руководствуется желанием получить похвалу, одобрение воспитателя или родителей. Постепенно под руководством взрослых ОМ становится внутренней мотивацией самого ребенка.

Слайд 6

САМООБСЛУЖИВАНИЕ Задачи работы по группам 1-я младшая 2-я младшая 1.Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). 2.Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. 3.Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. 4.Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). 5.Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке. 6.Обучать детей порядку одевания и раздевания. 7.Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого. 8.Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. 9.Учить правильно надевать одежду и обувь. 1.Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.). 2.Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. 3.Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком. 4.Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Слайд 7

САМООБСЛУЖИВАНИЕ Задачи работы по группам Средняя Старшая 1.Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, просушивать. 2.Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. 3.Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом 4.Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком. 5.Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком 6.Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом). 7.Учить полоскать рот после еды 1.Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки. 2.Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место). 3.Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. 4.Формировать привычку бережно относиться к личным вещам. 5.Развивать желание помогать друг другу 6.Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей 7.Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места 8.Учить опрятно убирать постель

Слайд 8

САМООБСЛУЖИВАНИЕ Задачи работы по группам Подготовительная группа 1.Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). 2.Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. 3.Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь. 4.Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию 5.Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном

Слайд 9

АЛГОРИТМЫ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРУППАМ (Действия и операции) 1-я младшая 2-я младшая 1.Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки, личным полотенцем (вначале под контролем взрослого) 2.При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках. 3.Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки ,держать их в правой руке. 4.Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами, носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком. 5.Усваивать порядок одевания, раздевания. 6.Аккуратно складывать снятую одежду. 1.Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2.Складывать,вешать предметы одежды. 3.Мыть руки, лицо, уши аккуратно. 4.Насухо вытираться. 5.Вешать полотенце на место. 6.Пользоваться носовым платком, расческой. 7.Пользоваться правильно столовой и чайной ложкой, вилкой , салфетками.

Слайд 10

АЛГОРИТМЫ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРУППАМ (Действия и операции) Средняя Старшая 1.Самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду. 2.С помощью взрослого приводить в порядок одежду- чистить, просушивать. 3.Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. 4.Пользоваться носовым платком и расческой. 5.При кашле и чихании прикрывать нос и рот платком, отворачиваться. 6.Правильно пользоваться столовыми приборами: ложкой, вилкой. 7.Полоскать рот после еды. 1.Самостоятельно одеваться и раздеваться 2.Аккуратно складывать свою одежду в шкаф. 3.Своевременно сушить мокрые вещи , ухаживать(мыть, протирать, чистить). 4.Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. 5.Ежедневно чистить зубы. 6.Следить за чистотой ногтей. 7.Раскладывать в своем шкафу одежду в определенное место. 8.Опрятно убирать постель. 9.Оказывать взаимную помощь в процессе одевания и раздевания. 10.Пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой. 11. Правильно пользоваться столовыми приборами: ложкой, вилкой.

Слайд 11

АЛГОРИТМЫ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРУППАМ (Действия и операции) Подготовительная группа 1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2.Аккуратно складывать одежду в шкаф. 3.Ставить на место обувь, протирать ее. 4.Своевременно сушить мокрые вещи. 5.Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. 6.Тактично напоминать товарищу о непорядке в его одежде, обуви, помогать устранять их. 7.Самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. 8.Чистить зубы, полоскать рот после еды. 9.Мыть ноги перед сном.

Слайд 12

Содержание дежурства по группам. Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель ная группа Дежурству предшествует наблюдения труда взрослых. Показ осуществляется в ходе деятельности дежурных. Воспитатель показывает место для каждого предмета. Учат брать все ложки в левую руку, а раскладывать правой, переходя от тарелки к тарелке. В содержание дежурства включен весь процесс накрывания на стол. Учатся аккуратно раскладывать на столы приготовленные на столы материалы и пособия, Убирают пособия на место, после занятия: моют кисточки. Самостоятельно накрывают столы. Учатся делить процесс труда и договариваться о распределении обязанностей. Подготавливают пособия и материалы к занятию. Раскладывают подготовленные материалы и убирают их после занятия. Вводится дежурство в уголке природы(поливают растения, обрызгивают или обтирают листья. Дежурные быстро, самостоятельно и организованно выполняют свои обязанности. Убирают посуду, подметают пол у столов, принимают участие в мытье посуды после полдника. Помогают подготовить материал к занятию (нарезают бумагу)

Слайд 13

Дежурство по столовой в младших группах Воспитатель напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети ». С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: моют руки, одевают фартук, должны правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки . Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать». «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил ?» Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением . Чашки дети уносят сами, тарелки и остатки еды- взрослый.

Слайд 14

Дежурство по столовой в средней группе В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования . Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи ). Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата. Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки. Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа . Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, собирают посуду. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному . (Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

Слайд 15

Дежурство по столовой в старшей и подготовительной группе На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка. Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей. Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя . Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т. д .) Самостоятельно раскладывают вилки, ножи и ложки; ставят хлебницы , вазочки с салфетками; раздают второе блюдо. Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей. Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если помощник воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос). Дежурные должны убирать посуду, салфетницы , хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми. Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

Слайд 16

Сортировка стола 1. На стол кладется тканевая салфетка 30х30см, или скатерть так, чтобы спадающие края не доставали до колен детей. 2. Поставить салфетницы с бумажными салфетками на центр стола. 3. На центр стола ставится хлебница с хлебом. 4. Рядом с хлебницами ставятся чашки с блюдцами и маленькими ложечками в блюдца. Ручки чашек и ложек смотрят вправо. 5. На тканевые салфетки ставятся глубокие тарелки для супа, если есть салат, то сначала ставится салатная (закусочная) тарелка и салат употребляется перед первым блюдом. Салат также можно использовать как добавочку к гарниру. 6. От тарелки справа – нож (зубчиками к тарелке), рядом углублением вниз – ложка, слева зубчиками вверх – вилка. 7. Тарелки из-под супа убирает взрослый. Когда ребенок закончит прием пищи, он может отнести за собой посуду самостоятельно на сервировочный столик (кроме детей младшего возраста).

Слайд 17

Культурно-гигиенические навыки за столом в разных возрастных группах Дети раннего возраста (1-2 года) (учатся): 1-я младшая группа (2-3 года) мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого); садиться за стул; пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь; пользоваться ложкой; вытираться салфеткой после еды; самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом; после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул. самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем; опрятно есть, держа ложку в правой руке; вытираться салфеткой после еды; благодарить после еды.

Слайд 18

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом 2-я младшая группа (3-4 года) Средняя и старшая группа (4-5 лет, 5-6 лет) самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место; правильно пользоваться столовыми приборами; кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом. брать пищу небольшими порциями; есть тихо; правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом); сидеть с прямой спиной; аккуратно составлять посуду после еды; относить за собой часть посуды. Культурно-гигиенические навыки за столом в разных возрастных группах

Слайд 19

Культурно-гигиенические навыки за столом в разных возрастных группах Дети подготовительной к школе группы ( 6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом; не кладут локти; сидят прямо; тщательно пережевывают пищу; правильно пользуются столовыми приборами.

Слайд 20

Источники: Дошкольная педагогика / Под ред . В . И . Логиновой , П . Г . Саморуковой . – М .: Просвещение, 1983. 2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. Заведений.-- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 3. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Авторы: Т.С Комарова, Л.В.Куцакова , Л.Ю.Павлова . Издательство: Мозаика- Синтез .Москва . 2006 г . 4. http:// pedlib.ru 5. http://www.maam.ru

Слайд 21

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура деятельности. Педагог- психолог МБДОУ № 8 «Ёлочка» А.А. Худякова

Слайд 2

«Деятельность-это такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности , окружающей человека». В.В. Давыдов «Теория развивающего обучения».

Слайд 3

Что такое образовательная деятельность? «Деятельность- это преобразование. Образовательная деятельность- это преобразование материала. Если это деятельность, то что вы преобразовали? Преобразование-это открытие чего-то нового. (В.В. Давыдов) Образовательная деятельность-это деятельность, основная цель и результат, который заключается не в изменении внешнего мира, а в изменении ребенком самого себя как субъекта учения. (Д.Б. Эльконин )

Слайд 4

Структура деятельности Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ МОТИВЫ ЗАДАЧА КОНТРОЛЬ ( самоконтроль) ОЦЕНКА (самооценка) На основе требований педагога САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ Широк0- социальные(общественные) УЗКОЛИЧНЫЕ Учебно- познавательные действия операции Предварительный Итоговый ОРИЕНТИРУЮЩАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ Текущий

Слайд 5

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Цель – это средство удовлетворения потребности. Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (педагога и ребёнка), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Слайд 6

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ Полная самостоятельная постановка цели детьми, либо подведение к ней. НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПЕДАГОГА Постановка собственной цели педагога, дети цель не ставят. Целеполагание в педагогике необходимо рассматривать, как процесс выявления целей субъек­тами деятельности (педагога и ребенка), их предъявления друг другу, согласования и достижения, т. е взаимная постановка цели.

Слайд 7

Существует тенденция, когда дети цель не ставят, они руководствуются целью педагога, поэтому им на занятии может быть неинтересно . Необходимо подводить детей к самостоятельной постановке цели! Примерный перечень задач, направленный на целеполагание детей: 1.Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения. Ситуация: Ребенок поскользнулся на дорожке. Почему ты поскользнулся? ( Потому что скользко). Как это можно устранить? ( Надо сделать так,чтобы не было сколько) Что нужно сделать, чтобы не было скользко? (Нужно посыпать дорожки)

Слайд 8

МОТИВЫ Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности . Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности для достижения целей организации.

Слайд 9

МОТИВЫ Широкие социальные - стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье. П оступки , свидетельствующие о понимании ребенком общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных Узколичностные - одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. В самой образовательной деятельности-удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора, преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей Учебно-познавательные ориентация на усвоение способов добывания знаний: самостоятельное обращение к поиску способов решения , возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы

Слайд 10

Развитие мотивов на разных возрастных группах Младший возраст Средний возраст Старший возраст УЗКОЛИЧНЫЙ МОТИВ (преобладающий, общественный мотив не сформирован ) Интерес к внешней стороне деятельности: к действиям с предметами (манипуляция), получение удовольствия и удовлетворение процессом деятельности. (Дежурство) УЗКОЛИЧНЫЙ МОТИВ ( преобладает над общественным) Стремление трудиться руководствуется желанием получить похвалу, одобрение воспитателя или родителей. ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОТИВ (преобладает над узколичным) Дети объясняют свои побуждение к деятельности желанием сделать что-то нужное для других. Постепенно под руководством взрослых ОМ становится внутренней мотивацией самого ребенка.

Слайд 11

Примерный перечень задач, направленный на развитие мотива детей : Создать условия для того, чтобы сделать процесс труда мотивированным. Ситуация: Проверим дорожки в группе: скользкие они или нет? Что может произойти с малышом, если он пойдет по скользкой дорожке? ( Могут поскользнуться и им будет больно). Выявляется общественный мотив помощи другим.

Слайд 12

Примерный перечень приемов, направленный на развитие мотивов деятельности детей: Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе . (Помогать воспитателю: посыпать междурядье песком, рыхлить почву, поливать, пропалывать, собирать урожай, семена.) «Научи меня» основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. «Создание предметов своими руками для себя» основан на внутренней заинтересованности ребёнка .

Слайд 13

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА Учебная задача – это задача, решая которую ребенок овладевает общим способом действия. Она включает в себя цель, представленную в конкретных условиях своего достижения. Учебные действия-это то, что ребенок должен делать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. Учебные операции - это способы действия, отвечающие определенным условиям, в которых дана его цель .

Слайд 14

Примерный перечень задач, направленный на развитие действий и операций деятельности детей : Создать ситуация, в которой дети учатся планировать собственные действия: индивидуальные или в малой группе. Ситуация: Дворника в детском саду нет. Как мы будем выходить из ситуации, чтобы посыпать дорожки? ( Нужно сходить к заведующей хозяйством, взять вёдра, лопаты, принести песок и им рассыпать дорожки)

Слайд 15

КОНТРОЛЬ ( самоконтроль) Контроль – это указание на то, правильно ли ребенок осуществляет действие, соответствующее образцу . Ребенок не уме­ет контролировать свою деятельность, поэтому все конт­рольные функции первоначально выполняет педагог. Контроль педагога должен быть постоянным и за ходом выполнения ребенком заданий, и за организацией им своей учебной деятельности, и за ее результатами. Параллельно учитель должен объяснять и показывать детям, как осуществлять контроль за своей работой, предъявлять образцы, на которые надо ориентироваться . Контроль может осуществляться как со стороны учителя, так и со стороны самого школьника, как самоконтроль . Легче всего ребенку контролировать свои действия, со­относя их с результатом. Тяжелее всего контролировать организацию своей деятельности.

Слайд 16

КОНТРОЛЬ ( самоконтроль) Предварительный- проверка готовности организации образовательной деятельности. Текущий- осуществляется непосредственно в ходе проведения ОД. Итоговый - вязан с оценкой выполнения целей и составлением новых; он предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности, но и сильных и слабых ее сторон.

Слайд 17

Примерный перечень задач, направленный на развитие контроля деятельности детей : Развивать навыки контроля за своей трудовой деятельностью. Помогать ребенку формулировать умения контроля. Ситуация: Посмотрите на дорожку. Виден ли на ней лёд? Если виден- значит работа была выполнена хорошо. Если виден - значит, что нужно ещё сделать? (Посыпать еще, чтобы не было видно лёд и работа была выполнена хорошо).

Слайд 18

ОЦЕНКА (самооценка) Оценка - определение того, достиг ли ребенок результата или нет, освоил ли заданный способ действий и продвинулся ли на ступеньку выше. Оценка относится к выполнению всей учебной цели; Она раскрывает степень освоенности всего действия в целом и отдельных входящих в его состав операций. Самооценка- отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня .

Слайд 19

ОЦЕНКА (самооценка) ОРИЕНТИРУЮЩАЯ- педагог при оценке выделяет те качества личности, знания, умения, которые способствуют или препятствуют эффективности образовательной деятельности и их соответствие эталонам . СТИМУЛИРУЮЩАЯ- побуждение детей к овладению недостающими знаниями, способами действий, правилами поведения.

Слайд 20

Примерный перечень задач, направленный на развитие оценки деятельности детей : Оценивать результаты своей деятельности индивидуально или в малой группе. Ситуация: Предложить проверить, как дети младших групп возвращаются с прогулки (идут на прогулку): падают ли они или нет. Скользкая ли дорожка. Выявляется общественная значимость труда.

Слайд 21

Вопросы для самопроверки. 1. Из каких основных частей состоит деятельность? Целеполагание; Мотивы; Учебная задача; Контроль (самоконтроль); Оценка (самооценка). 2.Целеполагание может быть… Самостоятельным; На основе требований педагога. 3.Компонентами учебной задачи являются… Учебные действия; Учебные операции.

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Слайд 23

Литература: 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1996 г. , 544 стр ; 2. В.Д. Калишенко /Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста/ Журнал «Дошкольное воспитание», № 10/2010; 3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П . Зинченко . М., "Педагогика", 1989 , с.555./ 3. http:// pedagogics-student.ru «Психологические проблемы оценки и отметки»; 4. http:// www.psi.lib.ru « Самооценка и чувство собственного достоинства в дошкольном возрасте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная работа с родителями детей из группы риска в гештальт подходе.

Эта тема интересна для рассмотрения, так как большинство психологов школ и детских садов, а также практикующих психологов по роду своей профессии встречаются именно с детьми из группы риска. Таких дет...

Консультативная работа с родителями: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие их развитие, знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2-3 лет ребенок уже имеет свой...

Особенности консультативной работы с родителями детей дошкольного возраста с агрессивным поведением

В статье уделено внимание актуальной проблеме – агрессивное поведение детей дошкольного возраста, а также психологическое консультирование родетелей....

Картотека. Консультативная работа педагога-психолога с воспитателями.

Карта консультаций для педагогов на основе конкретной ситуации....

Особенности консультативной работы с родителями детей дошкольного возраста с агрессивным поведением

На сегодняшний день все больше родителей и педагогов указывают на агрессивные проявления детей дошкольного возраста, которые проявляются не только в приступах упрямства и криках, но вспышках гнева, др...

ПЛАН КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

В документе дан план работы с педагогами и родителями на учебный год....

«Консультативная работа с семьёй в образовательной организации (из опыта работы)»

Конспект родительского собрания- практикума в средней группе...