Основные виды нарушений поведения в дошкольном возрасте
статья на тему
Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные виды нарушений поведения в дошкольном возрасте
Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.[1]
Различные недостатки в поведении детей дошкольного возраста сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают любую деятельность ребенка, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.
К концу дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать».[2]
Причины отклонений в поведении разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в 4 группы:[3]
- В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются индивидуальными особенностями в том числе и нейродинамических свойств ребёнка:
- Нестабильностью психических процессов,
- Психомоторной заторможенностью или, наоборот.
- Психомоторной расторможенностью.
Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.
- В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения жизни или на не удовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведёт к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
- Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребёнок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде.
- Нарушения поведения также возможны из-за незнания правил поведения.
К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность.
Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.[4]
Основные признаки гиперактивного ребёнка – двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребёнок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешиваться в игры и занятия других детей.
При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.
Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы – плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.[5]
Протестное поведение: формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство.
Негативизм – такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом просили; это реакция ребёнка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.
Типичные проявления детского негативизма – это беспричинные слёзы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своём.
«Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал… мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением» (Л.С. Выготский)[6]
Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.
Агрессивное поведение – это целенаправленное разрушительное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленность и неодушевленность), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).[7]
Таким образом, в поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). Каждый вид нарушений поведения имеет свои особенности и причины.
Список литературы
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. [Текст]/ В.А. Аверин - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - С. 56
- Девиантное поведение у детей и подростков: Метод. рек. [Текст] / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2008. - С. 5
- Кошелева, А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] - М.: Академия, 2008. – С. 112
- Кроник, А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений [Текст] / А.А.Кроник, Е.А.Кроник - М.: Мысль, 2009. – С. 98
- Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина - СПб.: Речь, 2009. - С. 45
- Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина - М.: Институт практической психологии, 2008. – С. 29
[1] Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. [Текст]/ В.А. Аверин - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - С. 56
[2] Девиантное поведение у детей и подростков: Метод. рек. [Текст] / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2008. - С. 5
[3] Кошелева, А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] - М.: Академия, 2008. – С. 112
[4] Кроник, А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений [Текст] / А.А.Кроник, Е.А.Кроник - М.: Мысль, 2009. – С. 98
[5] Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина - СПб.: Речь, 2009. - С. 45
[6] Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина - М.: Институт практической психологии, 2008. – С. 29
[7] Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психологов [Текст] / Н.Я. Семаго, Н.Н.Семаго – М.: Владос, 2006. – С. 58
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-744127-1453915927.jpg)
Статья "Пение – один из основных видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста."
Статья о значении пения в музыкальном развитии дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-860641-1480676012.jpg)
Картотека основных видов движения для детей дошкольного возраста.
Картотека ОВД, игровые упражнения и п/игры для детей от 2-7лет и средства для их выполнения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-589758-1576547983.jpg)
Картотека основных видов движений для детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20796939","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1164453-1568784538.jpg)
Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста
Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/21/picture-791321-1521641443.jpg)
Памятка "Основные правила культурного поведения ребенка дошкольного возраста"
Информация для родителей об основных правилах культурного поведения, личной гигиены, аккуратности и опрятности ребенка дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/26/picture-1349408-1632674660.jpg)
Совершенствование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры
Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Велика роль п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1071828-1547957107.jpg)
Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста
Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста...