Основные виды нарушений поведения в дошкольном возрасте
статья на тему

Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные виды нарушений поведения в дошкольном возрасте

Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.[1]

Различные недостатки в поведении детей дошкольного возраста сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают любую деятельность ребенка, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.

К концу дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый  поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать».[2]

Причины отклонений в поведении разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в 4 группы:[3]

  1. В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются индивидуальными особенностями в том числе и нейродинамических свойств ребёнка:
  • Нестабильностью психических процессов,
  • Психомоторной заторможенностью или, наоборот.
  • Психомоторной расторможенностью.

Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

  1. В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения жизни или на не удовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных  переживаний и аффектов неизбежно ведёт к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
  2. Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребёнок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде.
  3. Нарушения поведения также возможны из-за незнания правил поведения.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность.

Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.[4]

Основные признаки гиперактивного ребёнка – двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребёнок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешиваться в игры и занятия других детей.

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы – плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.[5]

Протестное поведение: формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм – такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом просили; это реакция ребёнка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

Типичные проявления детского негативизма – это беспричинные слёзы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своём.

«Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал… мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением» (Л.С. Выготский)[6]

Строптивость  отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.

Агрессивное поведение – это целенаправленное разрушительное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленность и неодушевленность), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).[7]

Таким образом, в поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). Каждый вид нарушений поведения имеет свои особенности и причины.

Список литературы

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. [Текст]/ В.А. Аверин - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - С. 56
  2. Девиантное поведение у детей и подростков: Метод. рек. [Текст] / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2008. - С. 5
  3. Кошелева, А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] - М.: Академия, 2008. – С. 112
  4. Кроник, А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений [Текст] / А.А.Кроник, Е.А.Кроник - М.: Мысль, 2009. – С. 98
  5. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина - СПб.: Речь, 2009. - С. 45
  6. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина - М.: Институт практической психологии, 2008. – С. 29


[1] Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. [Текст]/ В.А. Аверин - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - С. 56

[2] Девиантное поведение у детей и подростков: Метод. рек. [Текст] / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2008. - С. 5

[3] Кошелева, А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] - М.: Академия, 2008. – С. 112

[4] Кроник, А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений [Текст] / А.А.Кроник, Е.А.Кроник - М.: Мысль, 2009. – С. 98

[5] Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина - СПб.: Речь, 2009. - С. 45

[6] Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина - М.: Институт практической психологии, 2008. – С. 29

[7] Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психологов [Текст] / Н.Я. Семаго, Н.Н.Семаго – М.: Владос, 2006. – С. 58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека основных видов движения для детей дошкольного возраста.

Картотека ОВД, игровые упражнения и п/игры для детей от 2-7лет и средства для их выполнения...

Картотека основных видов движений для детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20796939","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста

Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста...

Памятка "Основные правила культурного поведения ребенка дошкольного возраста"

Информация для родителей об основных правилах культурного поведения, личной гигиены, аккуратности и опрятности ребенка дошкольного возраста...

Совершенствование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры

Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Велика роль п...

Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста

Сборник подвижных игр, направленных на развитие основных видов движений детей старшего дошкольного возраста...