Доклад на тему "Гендерное воспитание в игровой деятельности"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Боричева Ольга Сергеевна

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gendernoe_vospitanie_v_igrovoy_deyatelnosti.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:
«Гендерное воспитание

в игровой
деятельности»

Провела:

Боричева Ольга Сергеевна

г. Москва Март 2015г.


Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание
детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и
специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая
предполагает овладение педагогами организационными, психолого-
педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской
деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом
является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного
возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе,
привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского
поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых
ролей. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны
быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные
эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и
возникает необходимость дифференцированного подхода. Образовательную
среду в детском саду необходимо создавать с учётом возрастных
возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и
конструировать её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти
для себя увлекательное дело, занятие.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-
развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности
дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является
основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных
особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть
перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить
их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и
индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.


В дошкольном возрасте основной вид деятельности - игра. В сюжетно-
ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок
принимает на себя роль и действует в соответствии с припятой ролью. В игре
можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки
предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные,
наполненные движениями. При совместном воспитании мальчиков и девочек
очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости
между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли
бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. для
реализации своих тендерных особенностей (мальчикам и девочкам)
помогают игровые ситуации в разных областях образовательной
деятельности. Решением задач гендерного воспитания: должны заниматься не
только воспитатели, но и другие специалисты: музыкальный руководитель,
учитель- логопед, физкультурный работник. для достижения этой цели
можно и нужно использовать игры разной направленности: игры-сказки,
физкультурные игры, игры музыкальной направленности ,игры с
использованием пословиц, поговорок, а так же привлекать родителей.

Сказки - сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены
не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного
поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные
сказки: «Крошечка - Хаврошечка», «Морозко», , «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка», «Иван - царевич», «Царевна - лягушка».

Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной,
народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Пословицы и поговорки - это своеобразный моральный кодекс, свод правил
поведения. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а
ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса - девичья краса»,
«Без смелости, не возьмёшъ крепости», «На смелого собака лает, а
трусливого кусает.


Одним из приоритетных является физическое развитие воспитанников.
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек,
осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического
воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и
мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально
организованной деятельности развиваются физические качества, которые
принято считать сугубо женскими или мужскими. на таких занятиях можно
использовать следующие методические приёмы для учёта половых
особенностей дошкольников:

  1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
  2. Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
  3. Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на
    дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке
    девочкам).
  4. Распределение ролей в подвижных играх (мальчики - медведи, а
    девочки-пчёлки)
  5. Акцентировать особое внимание детей на мужские и женские виды
    спорта.

Должна проводиться работа по оснащению спортивных уголков в группах в
соответствии с потребностями мальчиков и девочек, стараться максимально
учесть их интересы.

Музыка - одно из средств формирования гендерных особенностей
поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному
воспитанию должна прослеживается в различных видах музыкальной
деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики
овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на
грациозности, изяществе, мягкости движений. В ритмических движениях
используется разный подход: мальчики разучивают движения, требующие


мужской силы, ловкости, а у девочек преобладает плавность, мягкость
движений. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию
представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач
воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный
фольклор (потешки, частушки, поговорки, народные игры).

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у
мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства
воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы) и
элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем
при театрализации.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных
особенностей, нужно учитывать следующее:

~ привлекательностъ игрового материала и ролевой атрибутики с целью
привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов
женского и мужского поведения;

~ достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой
девочки воспроизводят модель социального поведения женщины -
матери;

~ наличие атрибутики игрового пространства для игр, в которых
мальчики могут проиграть мужскую модель поведения.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту
детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка. Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить
их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных особенностей. Особым условием формирования положительной гендерной


идентичности является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре закрепляются
позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения,
закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей
роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.

Задачи педагога, реализующего гендерное воспитание:

~ Понимать специфические задачи ролевой игры;

~ Видеть развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в
формировании у детей представлений о социальных половых ролях в
обществе и закреплении в поведении позитивных стереотипов
мужественности и женственности;

~ Иметь представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра
для каждой возрастной группы

~ Быть в игре с детьми партнером, а не учителем.
~ В игре учитывать интересы все детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к педсовету "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста" с презентацией

В ходе подготовки к методобъединению мною был подготовлен доклад с презентацией на тему "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста". Презентация была представлена док...

Экологическое воспитание в игровой деятельности детей дошкольного возраста

вытупление из опыта работы на педогогическом совете...

Экологическое воспитание через игровую деятельность

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей любого возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заб...

ДОКЛАД на тему: «Этнокультурное воспитание в игровой деятельности на этапе перехода от раннего к дошкольному детству» для педагогов

О необходимости приобщение детей раннего возраста к культуре и традициям родного края посредством игры...