Как научить ребенка считать
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Федорова Ольга Юрьевна и Рослякова Ирина Витальевна

Для того чтобы наши занятия шли малышу только на пользу, необходимо представлять его реальные возможности и потребности. Мы должны понимать, что мыслительный аппарат у маленького ребенка еще незрелый, и он не умеет полноценно обобщать и делать выводы.

Очень хорошо, когда не мы , а ребенок становится инициатором занятий , когда возникает желание и интерес к той или иной деятельности . Иной раз очень важно отложить свои собсвтенные занятия и "взрослые"дела , чтобы ребенок мог ощутить важность своих маленький дел и успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_schitat.docx168.2 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ

Особенности математического восприятия дошкольника

Для того чтобы наши занятия шли малышу только на пользу, необходимо представлять его реальные возможности и потребности. Мы должны понимать, что мыслительный аппарат у маленького ребенка еще незрелый, и он не умеет полноценно обобщать и делать выводы. Так двухлетний малыш может, тыча пальчиком в предметы, последовательно произносить:

— Один, два, три, четыре.

Тем не менее, на вопрос: «Сколько всего предметов?» — ребенок ответить пока не может. Лишь в три с половиной-четыре года ребенок готов к началу осмысленного, а не механического обучения математике. Он уже способен научиться складывать и вычитать в уме числа в пределах пяти, но проделывать те же действия с большими числами, обычно до четырех-четырех с половиной лет малышу еще не по силам.

Для детей дошкольного возраста совершенно нормально считать, что любое математическое действие верно только в данный момент и только с этими предметами. Малыши считают, что, если раздвинуть предметы – их станет больше, а если их поставить поближе друг к другу, то их станет меньше. Если перенести или изменить положение предметов, то их число тоже изменится. Малыш, складывая 4 и 3, обязательно пересчитает все предметы сначала:

— 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, — и только после этого даст ответ.

Ребенок же более зрелый станет считать и рассуждать иначе:

— Здесь 4 предмета, значит 4 + 1 + 1 + 1 = 7.

Объем и вес предметов малыш тоже представляет не совсем правильно. Дошкольник считает, что сплюснутая конфета стала меньше, а вытянутая больше, и что вата всегда легче железа, так как он опирается на свои ощущения, а не на непонятные показания весов.

Первым такие особенности развития дошкольников заметил и описал французский психолог Жан Пиаже. Их так и называют в его честь «феномены Пиаже».

Многие из этих феноменов в процессе роста и обучения ребенка ослабляются к 6-7 годам, но часть из них сохраняется до 9-10 лет. Несмотря на это, все дети к школе могут научиться считать, складывать, вычитать и решать несложные задачи.

 

Изучаем язык математики

  •                 — Посмотрите, пожалуйста, сколько шариков в моей коробке и положите в свою коробку равное количество шариков, то есть столько же, — начинаю я приучать Машу и Костю к математическому языку. — Молодцы! Теперь сделайте башенку, равную моей, по высоте.
  •                 Мне кажется, что дети постарше могли бы посчитать наши простые игры скучными, но Маше и Косте только по четыре года, и их это занимает не меньше, чем кормление кукол и катание машинок.
  •                 Считают малыши пока охотнее на пальцах, но зато не путают, когда нужно сложить, а когда вычесть.
  •                 — Посмотрите, у меня коробка с мандаринками. Две мандаринки я кладу на стол. Скажите, что я делаю, вычитаю или складываю?
  •                 — Ты вычитаешь! — бойко отвечает Костя.
  •                 — Правильно! Смотрите, я достаю еще одну мандаринку из коробки и кладу ее на стол. Что я теперь делаю?
  •                  — Снова вычитаешь мандаринки, — не отстает от друга Маша.
  •                  — Откуда я вычитаю: из мандаринок в коробке или из тех, которые лежат на столе? — задаю я «хитрый» вопрос, но их уже не проведешь:
  •                  — Из тех, что в коробке, ты вычитаешь, а те, что лежат на столе, ты складываешь, — перебивая друг друга, торопятся ответить малыши.
  •                 — Если вы оба уйдете, то вы «вычтитесь» или «прибавитесь»? — задаю я полушутливый вопрос.
  •                  — «Вычтемся», — смеется Маша, — а когда вернемся, снова к вам «прибавимся».

Некоторые дети неплохо складывают и вычитают, но задачи решать не умеют.

Часто это происходит из-за того, что они плохо понимают смысл слов, используемых в задачах.

Надо обращать внимание ребенка на то, что слова: забрать, отобрать, потерять и т.д., обычно означают уменьшение того, что уже есть, то есть вычитание, а слова добавить, принести, притащить — обычно означают увеличение, то есть сложение. Важно, чтобы ребенок хорошо различал, где именно уменьшается, а где увеличивается. Например, у того, кто дарит конфеты, их становится меньше, а у того, кто получил подарок, количество конфет увеличивается. Дети постарше могут сами придумать синонимы к этим словам.

В текстах школьных задач встречается множество довольно сложных слов и выражений. Ребенок, с плохо развитой или недостаточно осмысленной речью, не может сосредоточиться на арифметической части задания, так как не представляет, что происходит в задаче. Например, ребенку нужно решить такую простую задачу: Крестьянин вспахал 3 участка под гречиху, а засеял только один. Сколько участков ему осталось засеять?

Если ребенок не знает слов: крестьянин, пахать и сеять, это может озадачить его настолько, что он не сможет решить эту задачу.

Во избежание подобных трудностей полезно также время от времени предлагать читающим дошкольникам и младшим школьникам читать и обсуждать задачи из школьных учебников по математике, не пытаясь пока их решать.

К некоторым математическим понятиям можно подготовить ребенка заранее.

Например, еще до того как придет время изучать в школе площадь геометрических фигур, ребенок легко запомнит, что площадь или площадка – это плоская поверхность, такая как на полу или на столе.

 

В обычной речи дети часто не вникают в смысл поясняющих слов и поэтому плохо их понимают. При чтении задач их могут затруднять обычные слова и словосочетания, такие как: который, каждый, некоторые, когда, одновременно, одинаковый, равный, такой же, столько же, различный, разный, предыдущий, последующий, сначала, предварительно, перед тем как, после того как, снизилась, увеличить, уменьшить, при увеличении, при уменьшении, содержит, составляет, дополнительно, сколько, в том числе, на сколько больше или меньше и другие. Такие ребята обычно затрудняются в решении задач, и, если им вовремя не помочь, они могут начать считать себя неспособными к математике.

Если читать и обсуждать с ребенком хорошие книги и использовать подобные слова в наших занятиях, то этих сложностей у ребенка не возникнет. Вот несколько примеров употребления таких слов:

— Машенька для прогулки каждый раз выбирает разные места. Сегодня она бродила по парку, вчера играла на детской площадке, а завтра она собирается пойти в детский скверик. Скажи, пожалуйста, где гуляла Маша до того, как она отправилась в парк? После того как Маша погуляет в парке, где она будет гулять? Что случилось раньше, а что позже? Что уже случилось, а что еще нет?

— Равный, столько же, различный, одинаковый, такой же. Какое из этих слов и выражений лишнее и почему?

— Раздай, пожалуйста, яблоки каждому, сидящему в этой комнате, а груши — только женщинам. Если я дам тебе яблок и груш поровну, то сколько яблок тебе понадобится дополнительно?

Осмысление счета в игре и движении

  •                 "Оленька охотно все пересчитывает и знает, сколько всего предметов, и все-таки я не уверена, что Оленька считает достаточно осмысленно.
  •                 Чтобы счет стал осмысленнее, мы с Оленькой слегка преобразили  известный стишок:
  •                 Мы делили апельсин,
  •                 Много нас, а он – один.
  •                 Эта долька – для ежа – раз.
  •                 Эта долька – для чижа – два.
  •                 Эта долька – для котят – три.
  •                 Эта долька — для утят – четыре.
  •                 Эта долька — для бобра – пять.
  •                 А для волка – кожура!
  •                 Разозлился волк — беда,
  •                 Разбегайтесь кто куда!"

Осмысление счета — иногда достаточно трудный процесс и может потребовать довольно много времени, поэтому мы, не торопясь и не расстраиваясь, пробуем все новые приемы и игры.

  •                 "Снова пыталась приблизить Оленьку к осмыслению счета.  Сначала выстроила четыре игрушки одну за другой в очередь. Затем мы их пересчитали и у каждой положили порядковую цифру. Потом обсудили, какое животное стоит до, а какое после, например, зайчика. Я старалась задавать четкие вопросы: — Кто стоит перед зайчиком? Кто стоит после зайчика? Потом вспомнили мультик про козленка, который умел считать до 10, и снова всех пересчитали: — Собачка — 1, зайчик — 2, лиса — 3, котик — 4. И только после этого я стала спрашивать: — После единицы какое число стоит? Перед 2 какое число стоит? Оленька четко ответила на оба вопроса, но так как обычные десять минут наших занятий подошли к концу, нам пришлось прерваться".

Только когда ребенок сможет четко без ошибок сказать, какое число стоит впереди любого из пяти первых чисел, а какое сзади, можно считать, что он понимает, что делает и переходить к осмыслению счета до десяти и параллельно осваивать сложение и вычитание.

 

Как лучше представить число

Для того чтобы ребенок хорошо различал разные числа, в его сознании должны возникнуть образы этих чисел. Конечно, ребенок и без нас может создавать эти образы, но мы можем помочь ему найти более подходящие и емкие. Лучше всего для этого подходят цветные точки крупного детского домино. Впрочем, и их можно заменить шариками, зайчиками или ромашками. Главное, чтобы предметы были достаточно мелкими, и их можно было при желании представить как точки домино. Согласитесь, что представить число пять легче, если оно изображено компактно в виде мелких предметов, поэтому ничего удобнее, чем изображения на домино, и придумать невозможно.

Однако у ребенка есть большая потребность все потрогать и во всем убедиться самому, поэтому мы с детьми начали изготовлять из быстро застывающего пластилина дополнительное пособие, которое назвали «математическими шариками». Это несколько небольших четырехугольников, каждый с пятью углублениями для шариков. Круглые лунки расположены в том же порядке, что и точки на домино. В каждое углубление можно вставить шарик (или другую удобную фигуру). Можно перекладывать шарики на другой, такой же четырехугольник, и заметить, как выглядят одинаковые числа, или подумать, что сделать, чтобы эти числа были равны.

Наглядность пособия и то, что ребенок может своими руками превратить одно число в другое, очень помогает ему легче осознать, чем отличаются разные числа. На данном этапе это очень важная задача. Именно этим отличается ребенок, который умеет считать, от ребенка, который просто запомнил числа без всякого понимания и реально считать не может.

 

Формируем образы чисел от 1 до 5

Эту важную в обучении малышей тему делим на четыре ступени.

1. Запоминаем, как выглядят числа от одного до пяти. Учимся считать до пяти и привыкаем к правильной раскладке чисел в квадратах в виде точек домино.

Обучающий:

— Это домики. В них живут шарики-зайчики. Давай посчитаем, сколько шариков-зайчиков живет в каждом домике.

После этого обучающий предлагает ребенку заселить и другой домик с таким же числом персонажей и в таком же порядке.

2. Переводим пассивные знания в активные. Для этого поиграем в нашу любимую игру: «Угадай, что я спрятал». Она поможет малышу научиться узнавать, сколько шариков размещено на одном квадратике, даже не пересчитывая, и запомнить каким цифрам соответствует данное количество шариков.

Начинать лучше с двух четырехугольников, которые в игре можно называть разными, более приятными для слуха ребенка названиями, например, домиками или машинками. Можно, конечно, для этого дооформить наши квадратики крышей или колесами, но у малышей обычно такое хорошее воображение, что достаточно сказать, что этот квадратик теперь ковер-самолет и они его уже видят. Еще нам понадобятся пластмассовые цифры, пока от 1 до 5.

Ход игры может быть примерно такой:

— Посмотри, у меня два домика. В каждом живут эти цветные шарики. Сколько красных шариков живет в первом домике, и сколько желтых шариков во втором? Правильно, в первом домике живут 3 шарика, а во втором – четыре. Теперь на домик наползла тучка (листок бумаги). Сколько шариков спряталось под тучкой? Верно, тучка закрыла домик с тремя шариками. Теперь найди в коробке цифры 3 и 4 и положи тройку рядом с домиком, в котором живут три шарика, а четверку куда положим? Конечно, рядом с домиком, в котором живут 4 шарика.

Постепенно количество спрятанных «домиков» доводим до 3-4, не забывая придумывать все новые сюжеты игры. Например, как-то наши квадратики превратились в морские корабли, а шарики — в матросов. Часть кораблей спряталась за скалу, и пришлось срочно вспоминать, сколько матросов на каждом корабле нужно было спасти.

Для большей наглядности предложим ребенку закрыть глазки и по памяти рассказать, как выглядит какое-то число, а затем открыть глаза и нарисовать его на бумаге или набрать самому на квадратике.

 

3. Закрепление материала. На данной ступени полезно научиться играть и в саму игру «домино». Играем открыто, переворачивая все костяшки точками вверх. Каждый игрок кладет свою костяшку и громко озвучивает количество точек, например: «пять – три». Хорошо, если в игре примут участие и плюшевые игрушки. Мы с ребенком можем делать ходы и за них. Выигрывает тот, у кого кончились костяшки или их меньше осталось.

Разумеется, взрослый выигрывает очень редко – иначе игра быстро надоест.

Еще одна веселая игра с воображаемой бабой Ягой. Обучающий выкладывает числовой ряд от одного до пяти, затем отвлекает ребенка и нарушает порядок расположения цифр.

Обучающий:

— Баба Яга снова перепутала все цифры. Ты сможешь все исправить?

Ребенок знает, что это игра, и баба Яга воображаемая, но радостно нам подыгрывает:

— Смотри, баба Яга. Мы все цифры снова на место поставили!

 

4. Углубление осмысления понятий: поровну, одинаковое количество, столько же и чем отличаются числа.

Берем три квадратика и раскладываем так, чтобы на двух из них было одинаковое количество шариков, например по 3, а на третьем другое, например, 4.

— Посмотри, это три гнездышка. В них сидят воробушки. В каком гнездышке воробушков столько же? А в этих двух поровну? Что надо сделать, чтобы в них стало одинаковое количество птенчиков? Правильно, одного убрать!

Предлагаем ребенку «догадаться», чем отличаются три точки от двух, две от четырех и т.д.

Ответ, несомненный для взрослого, не так очевиден для ребенка. Ребенок должен ответить примерно так:

— Три отличается от двух одной точкой.

При помощи костяшек цветного домино можно сделать игру сложнее и интереснее. Сравнить точки домино по трем признакам: по цвету, расположению и количеству точек.

Готов ли ребенок к занятиям математикой

Теперь попробуем узнать, умеет ли наш ребенок складывать и вычитать, хотя бы в пределах трех. Ведь нам кажется, что мы его этому не учили.

Выкладываем перед ребенком какой-то предмет, например, машинку и задаем первый вопрос:

— Сколько здесь машин?

— Одна, — отвечает малыш.

— Если я добавлю еще одну, то сколько станет? – спрашиваем мы, но пока ничего не добавляем. Нам важно, чтобы он представил два предмета в уме.

— Две, — отвечает малыш.

Только теперь мы выкладываем второй предмет и предлагаем ребенку убедиться, что он прав.

— Теперь, ты знаешь, что здесь две машинки, а если одна уедет в гараж, то сколько останется? – спрашиваем мы снова, ничего не убирая.

Если ребенок ответил верно, то переходим к числу три. Также сначала в уме, а затем реально предлагаем прибавить одну машинку к двум, а затем вычесть из трех полученных машинок одну. После того как малыш справился и с этим заданием, можно считать, что он готов учиться складывать и вычитать в пределах пяти.

 

  •                 «Итак, мы подошли к освоению числа «4». Придумали двустишье:
  •                 «У стола 4 ножки,
  •                 4 ножки и у кошки».
  •                 Оленьке понравилось.
  •                 Затем пересчитали ножки у мебели. Назавтра я уже спрашивала у Оленьки: «Сколько лапок или ножек у кошки, собаки, козы?» Оленька отвечала правильно. Тогда я спросила:
  •                 — Скажи, пожалуйста, а сколько ножек у курицы?
  •                 — Только две, – ответила Оленька.
  •                 Я убедилась, что Оленька действительно все поняла и усложнила задачу:
  •                 — У кошки 4 ножки. Сколько сапожек нужно кошке?
  •                 Оленька стала мысленно вслух пересчитывать лапы кошки и снова ответила верно».

  

Математические подвижные игры

  •                 «Иногда к нашим занятиям присоединялся Олин дружок  Юра. Они уже умели немного складывать и вычитать, но для того чтобы ребята лучше осознали отличие сложения от вычитания, мы решили немного вернуться назад. Я вспомнила, как на прогулке Оля с Юрой с азартом прыгают по лестнице, пересчитывая ступеньки, и предложила им попрыгать по музыкальной дорожке с цифрами. Сначала они прыгали вперед, с цифры на цифру, от 1 до 10, каждый раз приговаривая:
  •                 — Прибавляем еще один — получится ...
  •                 Затем в обратную сторону от 10 к 1, приговаривая:
  •                 — Вычитаем еще один — получится ...
  •                 Игра так полюбилась детям, что Юра теперь, как ни зайдет, с порога спрашивает:
  •                 — Сегодня прыгать и считать будем?
  •                 Когда, ребята перестали ошибаться, прибавляя и вычитая единицу, то стали вперед и назад считать двойками:
  •                 — Два, прибавляем один и еще один — четыре, прибавляем один и еще один — шесть ... »

Подобный коврик может помочь и нам. Его можно купить или сделать самим, нарисовав на ткани или на бумаге 10 клеток с первыми десятью числами цифрового ряда от 1 до 10. Ниже описаны несколько игр, которые особенно нравятся малышам.

1. Игра поможет малышу научиться осмысленно считать от одного до десяти и обратно. Безусловно, прыгать с кем-то по очереди интереснее.

— Один, два, три, четыре, пять — пять, четыре, три, два, один, — проговаривает малыш, прыгая с цифры на цифру туда и обратно. Для разнообразия можно прыгать то на одной ножке, то на двух или еще как-нибудь. Со временем доводим число клеток до десяти.

Когда ребенок запомнит порядок счета, можно попросить его снова посчитать вслух, но с закрытыми глазами.    

2. Эта игра поможет ребенку приблизиться к пониманию, что такое сложение и вычитание.

Теперь малыш прыгает с клетки на клетку со словами:

— Один, прибавляем один — два. Два, прибавляем один — три. Три, прибавляем один — четыре. Четыре, прибавляем один — пять. Пять, вычитаем один — четыре. Четыре, вычитаем один — три. Три, вычитаем один — два. Два, вычитаем один — один, — тщательно проговаривает малыш, прыгая с цифры на цифру туда и обратно.

3. Еще одна игра, которая также воспринимается детьми как веселое развлечение. Несмотря на это, она на редкость наглядно показывает, как меняются числа с прибавлением или вычитанием единицы.

Ребенок прыгает с клетки на клетку с «лукошком» и достает из него и кладет на каждую клетку по одной ягодке (или другой игрушке), проговаривая:

— 1 ягодка, прибавляем 1, получится 2 ягодки; 2 ягодки, прибавляем 1, получится 3 ягодки; 3 ягодки, прибавляем 1, получится 4 ягодки; 4 ягодки, прибавляем 1, получится 5 ягодок.

Затем в обратную сторону, при каждом прыжке собирая по одной ягодке:

— 5 ягодок, вычитаем 1, останется 4 ягодки; 4 ягодки, вычитаем 1, останется 3 ягодки; 3 ягодки, вычитаем 1, останется 2 ягодки; 2 ягодки, вычитаем 1, останется 1 ягодка; 1 ягодка, вычитаем одну, ничего не останется – ноль.

Сначала ребенок не понимает, что он уже прибавляет и вычитает единицу, он только привыкает к этим понятиям, понимание придет позже.

 «Бабушка! – просит Катюшка на прогулке, — давай в числа играть. Я пятерка, а ты четверка.

 — Хорошо, — соглашаюсь я, — так кто первый?

 — Я, конечно, я же больше! – забегает девочка вперед.

 — Тогда я теперь семерка, — говорю я и становлюсь впереди Кати.

 — А я уже десять, — говорит Катя и снова становится впереди.

 — Ладно, — говорю я, – тогда давай играть, кто меньше. Я – семерка!

 — А я шестерка, снова забегает вперед Катюшка.

 Малышке эта игра очень нравится, так как в ней чувствуется некое соперничество».

Очень хорошо, когда не мы, а ребенок становится инициатором занятий. Иной раз полезно отложить свои собственные «взрослые» дела, чтобы ребенок мог ощутить важность своих маленьких дел.

 

Эта потрясающая единица

Первое, что мы стараемся объяснить ребенку, это чудесные свойства единицы. Причем единица, в понимании ребенка, не абстрактна, за ней стоит один предмет, даже, если мы это не озвучиваем. Удобнее всего, чтобы ребенок, произнося: 1, 2, 3 и т.д., представлял шарики или точки домино.

Ребенок уже усвоил, что когда мы прибавляем 1, то получаем следующее порядковое число, когда вычитаем 1, то получаем предыдущее порядковое число. Теперь мы вместе пытаемся понять, что прибавить или вычесть 2, — значит прибавить или вычесть 1 и еще 1; прибавить или вычесть 3 — значит прибавить или вычесть сразу или по очереди три единички и так далее.

  •                 
  •                 «Я думала это просто, скажу ребенку, что прибавить один и еще один – значит прибавить два, но не тут-то было. В Лешином мире это не одно и то же. Пришлось долго к этому привыкать. Сделали из пластилина головки животных, налепили их на пешки от старых шахмат и стали в них играть прямо на шахматной доске:
  •                 — Прыгал 1зайчонок, припрыгал еще 1, потом еще 1 – всего прибавилось 2.
  •                 — Шли 3 слоненка, прибежал еще 1, потом еще 1 – всего прибавилось 2!
  •                 Леше игра понравилась. Мы играли с ним в эту и подобные игры довольно долго, до тех пор, пока он четко не осознал, что числа 2 и 3 состоят из единичек».
  •     Очень хорошо, когда не мы , а ребенок сстановится инициатором занятий , когда возникает желание и интерес к той или иной деятельности . Иной раз очень важно отложить свои собсвтенные занятия и "взрослые"дела , чтобы ребенок мог ощутить важность своих маленький дел и успехов !

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка считать

Как научить ребенка считать     Счет.В основе всех вычислений лежит счет, поэтому у ребенка в первую очередь и следует развивать способность считать. Но "считать" означает, с ...

Как научить ребенка считать часть 2

Как научить ребенка считать часть 2     Поочередный счет. Когда малыш хорошо выучит названия чисел, поиграйте с ним в поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорит...

Как научить ребенка считать

     Когда пора знакомить малыша с цифрами? Всему свое время! Чтобы обучение было легким и интересным для крохи, важно в каждый период давать ему только нужную информацию и не то...

Консультация для родителей «Как научить ребенка считать?»

Математическое развитие ребенка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьм...

Памятка для родителей будущих первоклассников Как научить ребенка считать

Памятка для родителей будущих первоклассниковКак научить ребенка считать...

Как научить ребенка считать

Особенности математического восприятия дошкольника очень разнообразны. Для того, чтобы занятия шли малышу тольку на ползу, необходимо представлять его реальные возможности и потребности....