Терапевтические сказки
рабочая программа на тему

Голованова Елена Ивановна

Эта программа создана для работы с группой детей, но можно работать со сказкой и с одним малышом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_dlya_2-3_let.docx47.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Терапевтические сказки – это сказки для детей, не столько развлекающие их, но дающие родителям способ подсказать детям, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций.

В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения.

Терапевтическая сказка позволяет отделить от ребенка его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, дети негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается ребенком, как им самим найденное решение.

Часто дети настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Обычно, так бывает во время развода родителей или при рождении другого ребенка. Дети, в этих случаях, отказываются воспринимать реальность и пытаются вернуть привычный образ жизни, который существовал раньше. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне.

Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать с ребенком, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д.

Эта программа создана для работы с группой детей, но можно работать со сказкой и с одним малышом.

ВВЕДЕНИЕ

 

Все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Программа занятий «Машины сказки» на основе сказок Софьи Прокофьевой может быть использована для детей от 2 до 10 лет. Длительность занятия зависит от возраста ребенка. Для 2-5 летних детей – 25-30 минут, для 6-10 летних – 40 минут.

Структура занятия следующая:

  1. Приветствие и вхождение в занятие.
  2. Прочтение или прослушивание записи сказки.
  3. Обсуждение сказки с детьми.
  4. Проведение 2-3 упражнений или игр по проблеме поднятой в сказке.
  5. Завершение (подведение итогов и прощание).

 

 

 

СКАЗКА МАША И ОЙКА

Проблемы, с которыми работает сказка: негативизм, тревожность, беспокойство, негативное самопредъявление, хроническая неуспешность.

 

Жили-были на свете две девочки.

Одну девочку звали Маша, а другую – Зойка. Маша все любила делать сама. Сама ест суп. Сама из чашки молоко пьет. Сама игрушки в ящик убирает.

А Зойка сама ничего делать не хочет и только говорит:

- Ой, не хочу! Ой, не могу! Ой, не буду!

Все «ой» да «ой»! Так и стали ее звать не Зойка, а Ойка.

 

Работа со сказкой

После прослушивания сказки задайте вопросы:

  • Почему Зойку стали называть Ойкой?
  • С какой из девочек тебе хотелось бы подружиться?

 

 

 

Сказка о грубом слове « Уходи»

 

Проблемы, с которыми работает сказка: возбудимость, раздражительность, повышенная тревожность, конфликтное поведение, агрессия, Капризность.

 

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал Мышонок и говорит:

- Какой красивый дом! Можно я буду в нем жить?

- Уходи отсюда, Мышонок! – сказала Ойка грубым голосом.

Заплакала Маша:

- Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

- И ты тоже уходи, Машка! – сказала Ойка грубым голосом.

Маша обиделась и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

- Как тебе не стыдно, Ойка! – сказало Солнце. –

Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить уходи?

Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу:

- И ты тоже уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно. Пошла Ойка в лес. И в лесу тоже темно. Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть в большую яму не упала.

Страшно стало Ойке.

- Куда же я иду? – заплакала Ойка. – Где мой дом? Я так попаду прямо к Серому Волку! Ой, больше никогда никому я не буду говорить уходи.

Услыхало Солнце ее слова и вышло на небо. Стало светло и тепло.

А тут как раз идет Маша.

Обрадовалась Ойка, говорит:

- Идем ко мне, Маша. Построим новый дом для Мышонка. Пускай он там живет.

 

Работа со сказкой

Спросите малыша:

  • Правильно ли вела себя Ойка, когда обидела мышонка, Машу, Солнце?
  • Что после этого случилось с Ойкой?
  • Почему Ойке стало страшно?
  • Как бы ты поступил на месте Ойки?

 

 

Сказка. Когда можно плакать

Проблемы, с которыми работает сказка: плаксивость, повышенная тревожность, заниженная самооценка.

 

Утром заплакала Маша.

Заглянул в окно Петушок и говорит:

«Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь».

Заплакала Маша днем.

Вылез из травы Кузнечик и говорит:

«Не плачь, Маша! Весь день я в траве стрекочу, а ты плачешь - и никто меня не слышит".

Заплакала Маша вечером.

Прискакали из пруда лягушки.

«Не плачь, Маша! – говорят лягушки. – Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь».

Заплакала Маша ночью.

Прилетел из сада Соловей и сел на окно.

«Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь".

«А когда же мне плакать?»- спросила Маша.

«А ты никогда не плачь, - сказала мама. – Ведь ты уже большая девочка!»

 

Работа со сказкой

  • Что сказал Маше Петушок?
  • Что сказал Маше Кузнечик?
  • Что сказали Маше лягушки?
  • Что сказал Маше соловей?
  • Что сказал Маше мама?
  • А ты будешь плакать и от чего?

 

 

Сказка о первых ягодах

 

Проблемы, с которыми работает сказка: детский  негативизм, тревожность, хвастовство, деспотизм

 

Маша и Ойка делали куличи из песка. Маша сама делает куличи. А Ойка все просит:

- Ой, папа, помоги! Ой, папа, сделай мне кулич!

Помог папа Ойке. Стала Ойка дразнить Машу:

- А мои куличи лучше! У меня вон какие большие и хорошие. А у тебя вон какие плохие и маленькие.

На другой день ушел папа на работу. Из леса прилетела Лесная Птица. В клюве у нее стебелек. А на стебельке две ягоды. Светятся ягоды, как красные фонарики.

- Кто лучше сделает кулич, тому я отдам эти ягоды!- сказала Лесная Птица.

Быстро сделала Маша из песка кулич. А Ойка сколько ни старалась - ничего у нее не вышло.

Отдала Лесная Птица ягоды Маше.

Огорчилась Ойка и заплакала.

А Маша ей говорит:

- Не плачь, Ойка! Я с тобой поделюсь. Видишь, здесь две ягоды. Одна - тебе, а другая - мне.

 

Работа со сказкой

  • Почему у Ойки ничего не вышло?
  • Почему Ойка огорчилась?
  • Что сделала Маша?

 

 

 

Сказка о высунутом язычке

Проблемы, с которыми работает сказка: конфликтное поведение

 

Пошла Ойка в лес, а навстречу ей Медвежонок.

- Здравствуй, Ойка! - сказал Медвежонок.

А Ойка высунула язычок и стала его дразнить. Обидно стало Медвежонку. Заплакал он и ушел за большой куст. Встретила Ойка Зайчонка.

- Здравствуй, Ойка! - сказал Зайчонок.

А Ойка опять высунула язычок и стала его дразнить. Обидно стало Зайчонку. Заплакал он и ушел за большой куст.

Вот сидят под большим кустом Медвежонок и Зайчонок и оба плачут. Листочками, как платочками, слезы вытирают. Прилетела Пчела в мохнатой шубке.

- Что ж-же случилось? Кто ж-же вас обидел? - спросила Пчела.

- Мы Ойке сказали «здравствуй», а она нам язык показала. Нам очень обидно. Вот мы и плачем.

- Не мож-жет быть! Не мож-жет быть! - прожужжала Пчела. - Покаж-жите мне эту девчонку!

- Вон она под березой сидит.

Полетела Пчела к Ойке и прожужжала:

- Как ты пож-живаешь, Ойка?

А Ойка и ей язычок показала. Рассердилась Пчела и ужалила Ойку прямо в язычок. Больно Ойке. Распух язычок. Хочет Ойка рот закрыть и не может.

Так и ходила Ойка до вечера с высунутым язычком. Вечером пришли папа и мама с работы. Помазали они Ойкин язычок горьким лекарством. Язычок снова стал маленьким, и Ойка закрыла рот.

С тех пор Ойка больше никому язычок не показывала

 

Работа со сказкой

  • За что обиделись на Ойку медвежонок и зайчонок?
  • Что сделала пчела? Почему?
  • Что случилось с язычком?
  • Как теперь Ойка ведет себя?

 

 

Сказка о невоспитанном мышонке

 

Проблемы, с которыми работает сказка: негативизм, невнимательность, отсутствие воспитания.

 

Жил в лесу один невоспитанный Мышонок.

Утром он никому не говорил «доброе утро». А вечером никому не говорил «спокойной ночи».

Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают.

Грустно стало Мышонку.

Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит:

- Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?

Маша сказала Мышонку:

- Утром надо всем говорить «доброе утро». А вечером надо всем говорить «спокойной ночи». И тогда все будут с тобой дружить.

-Побежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, дедушке, и маленькому Зайчонку.

Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку.

Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку.

Засмеялись белки, похвалили Мышонка.

Долго бегал Мышонок по лесу. Всем зверям, большим и маленьким, сказал «доброе утро».

Побежал Мышонок к Лесной птице. Свила гнездо Лесная Птица на самой верхушке высокой сосны.

- Доброе утро! – крикнул Мышонок.

Голосок у Мышонка тонкий. А сосна высокая-высокая. Не слышит его Лесная птица

- Доброе утро! – изо всех сил крикнул Мышонок.

Всё равно не слышит его Лесная Птица. Делать нечего. Полез Мышонок на сосну. Трудно лезть Мышонку. Цепляется лапками за кору, за ветки. Проплыло мимо Белое Облако.

- Доброе утро! – крикнул Мышонок Белому Облаку.

- Доброе утро!- тихо ответило Белое Облако. Ещё выше ползёт Мышонок. Пролетел мимо Самолёт.

- Доброе утро, Самолёт! – закричал Мышонок.

- Доброе утро! – громко прогудел Самолёт. Наконец добрался Мышонок до вершины дерева.

- Доброе утро, Лесная Птица! – сказал Мышонок. – Ох как долго я до тебя добирался! Лесная Птица засмеялась:

- Спокойной ночи, Мышонок! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить «спокойной ночи».

Посмотрел Мышонок вокруг – и правда: небо совсем тёмное, а на небе звёзды.

- Ну, тогда спокойной ночи, Лесная Птица! – сказал Мышонок.

Лесная птица погладила Мышонка крылом:

- Какой ты стал хороший, Мышонок, вежливый! Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к твоей маме.

 

Работа со сказкой

  • Каким был мышонок?
  • Что посоветовала Маша мышонку?
  • Что сделал мышонок?
  • Как к нему стали относиться другие звери?
  • Каким стал мышонок?

 

 

 

Сказка о самом большом друге

Проблемы, с которыми работает сказка: страх, конфликтное поведение, тревожность, неумение поддерживать контакты с другими детьми, низкая самооценка.

 

У Маши много друзей. Много мальчиков и девочек. Ну, ещё, конечно: Слон Длинный Хобот, Рыжая Собака и Божья Коровка.

Божью Коровку зовут Четыре Пятнышка, потому что у неё на красной спинке четыре чёрных пятнышка.

Постойте, постойте, одного друга мы забыли. Есть у Маши ещё один друг – Полевой Колокольчик.

Однажды все Машины друзья собрались на поляне.

Пришёл Слон Длинный Хобот, прибежала Рыжая Собака, прилетела Божья Коровка Четыре Пятнышка. А Полевому Колокольчику не надо было ни идти, ни бежать. Он и так всегда был на поляне.

- Я самый большой Машин друг! – расхвастался Слон. – Посмотрите, какой я большой и толстый. Я больше всех. Значит, я самый большой друг!

- А я? – скромно спросила Собака. – Я так люблю Машу. Я тоже её большой друг.

- Ха-ха-ха! – засмеялся Слон. – Какой же ты большой друг? Ведь ты совсем маленькая.

- А я? – тихо спросила Четыре Пятнышка.

- Ты? – захохотал Слон. – Какой же ты друг? Ведь тебя почти не видно. Вот я дуну на тебя разок, и ты улетишь так далеко, что больше никогда не увидишь Машу.

А Полевой Колокольчик даже ничего не спросил. Он понял, что Слон только посмеётся над ним, и больше ничего.

Недалеко от Машиного дома в жёлтой реке жил злой Крокодил.

Он часто вылезал из воды и лежал на берегу, притворившись бревном.

Однажды он так хорошо притворился бревном, что обманул Машу.

«Вот уж это бревно никак не может быть Крокодилом», - подумала Маша и села прямо на Крокодила.

Тут Крокодил зашевелился. Он схватил Машу за юбку своими страшными зубами и потащил её прямо в реку.

- Помогите! Спасите! – громко закричала Маша.

Из леса выбежал Слон Длинный Хобот. Он начал бегать по берегу, но в воду лезть побоялся.

- Какое несчастье! Какое несчастье! – жалобно простонал Слон. – Я не могу спасти тебя, Маша! Ведь этот злой Крокодил может схватить и меня. Я могу погибнуть, и тогда у тебя не будет такого большого друга!

И трусливый Слон снова убежал в лес.

Полевой Колокольчик тоже увидел всё, что случилось. Он начал раскачиваться изо всех сил и громко звонить: динь-динь-динь!

Четыре Пятнышка услыхала этот звон и сразу обо всём догадалась. Она расправила свои крылышки – а на каждом крылышке было по два пятнышка – и полетела к Рыжей Собаке. Дул сильный ветер. И лететь ей было очень трудно. Но Божья Коровка торопилась изо всех сил, не боясь ни ветра, ни тёмной тучи.

Она всё рассказала Рыжей Собаке, и Собака скорей побежала к жёлтой реке.

Собака смело бросилась в воду. Она громко рычала, лаяла и кусала Крокодила. Крокодил очень испугался. Он решил, что на него напал какой-то очень опасный и страшный зверь.

Он отпустил Машу и нырнул на дно.

А Рыжая Собака схватила Машу за рукав и вытащила на берег.

- Откуда ты узнала, что меня утащил в реку Крокодил? – спросила Маша у Рыжей Собаки.

- Мне сказала об этом Четыре Пятнышка.

- А ты, Четыре Пятнышка, откуда узнала? – спросила Маша.

- А мне сказал Полевой Колокольчик.

Тут из леса выбежал Длинный Хобот.

- Маша, Маша! – закричал он. – Как я рад, что тебя не съел злой Крокодил! Я больше всех рад этому. Потому что я твой самый большой друг!

- Нет, - сказала Маша. – Вот Рыжая Собака мой большой друг. И Четыре Пятнышка – совсем маленькая, но всё равно мой большой друг. А ты – нет!

И тут случилось вот что. Рыжая Собака вдруг выросла большая-большая, как лошадка. Четыре Пятнышка стала большой, как птица. А полевой Колокольчик начал расти, расти, и стал высокий, как настоящее дерево.

А Слон Длинный Хобот вдруг стал маленькик-маленький. Как зайчонок. Он покраснел от стыда и убежал в лес.

С тех пор никто его больше не видел. Сколько Маша и Ойка не ходили в лес, никто его не встречали. Это всё потому, что ему стыдно и он всегда прячется в кустах.

 

Работа со сказкой

  • Каких друзей Маши ты знаешь?
  • Как слоненок Длинный хобот обидел всех Машиных друзей?
  • Кто жил в реке рядом с Машиным домом?
  • Что случилось с Машей?
  • Как поступил слон Длинный хобот?
  • Кто помог Маше?
  • Что потом случилось со всеми Машиными друзьями?

 

 

Сказка про маленький дубок

Проблемы, с которыми работает сказка: экологическое воспитание детей.

 

Пошла Ойка в лес. А в лесу комары: вз-з-з! Вз-з-з!.. Вырвала Ойка из земли маленький дубок, сидит на пеньке, от комаров отмахивается. Улетели комары на свое болото.

- Больше ты мне не нужен, - сказала Ойка и бросила дубок на землю.

Прибежал Бельчонок. Увидел вырванный дубок и заплакал:

- Зачем ты это сделала, Ойка? Вырос бы дубок, я бы в нем себе домик сделал...

Прибежал Медвежонок и тоже заплакал:

- А я бы под ним на спинке лежал и отдыхал...

Заплакали птицы в лесу:

- Мы бы на его ветках гнезда свили...

Пришла Маша и тоже заплакала:

- Я сама этот дубок посадила...

Удивилась Ойка:

- Ой, ну что вы все плачете? Ведь это совсем маленький дубок. Всего на нем два листочка.

Тут сердито заскрипел старый дуб:

- Я тоже был такой маленький. Если бы вырос дубок, стал бы он высокий, могучий, как я.

 

Работа со сказкой

  • Что сделала Ойка?
  • Почему расстроились животные?
  • А ты ломаешь деревья, срываешь листики, рвешь цветы?

 

 

 

Сказка о ленивых ножках

Проблемы, с которыми работает сказка: лень, капризы, отказ от самостоятельности.

 

Не любит Ойка сама ходить. То и дело просит:

- Ой, папа, понеси меня! Ой, ножки устали!

Вот пошли Маша, Ойка, Медвежонок и Волчонок в лес за ягодами. Набрали ягод. Пора уже домой идти.

- Я сама не пойду, - говорит Ойка. – У меня ножки устали. Пусть меня Медвежонок понесёт.

Села Ойка на Медвежонка. Идёт Медвежонок, шатается. Тяжело ему Ойку нести. Устал Медвежонок.

- Я больше не могу, - говорит он.

- Тогда пусть меня Волчонок понесёт,- говорит Ойка.

Села Ойка на Волчонка. Идёт Волчонок, шатается. Тяжело ему Ойку нести. Устал Волчонок

Я больше не могу, - говорит он.

Тут из кустов выбежал Ежонок:

- Садись на меня, Ойка, я тебя до самого дома довезу.

Села Ойка на Ежонка да как закричит:

- Ой! Ой! Я лучше сама дойду!

Засмеялись Медвежонок и Волчонок. А Маша говорит:

- Как же ты пойдёшь? Ведь у тебя ноги устали.

- Нисколько не устали, - говорит Ойка. – Это я просто так сказала.

 

Работа со сказкой:

  • Почему Ойка не хотела сама идти?
  • Ойке было стыдно, что медвежонок и волчонок устали?
  • Почему Ойка не захотела ехать на ежонке?

СКАЗКА МАША И ОЙКА

Проблемы, с которыми работает сказка: негативизм, тревожность, беспокойство, негативное самопредъявление, хроническая неуспешность.

 

Жили-были на свете две девочки.

Одну девочку звали Маша, а другую – Зойка. Маша все любила делать сама. Сама ест суп. Сама из чашки молоко пьет. Сама игрушки в ящик убирает.

А Зойка сама ничего делать не хочет и только говорит:

- Ой, не хочу! Ой, не могу! Ой, не буду!

Все «ой» да «ой»! Так и стали ее звать не Зойка, а Ойка.

 

Работа со сказкой

После прослушивания сказки задайте вопросы:

  • Почему Зойку стали называть Ойкой?
  • С какой из девочек тебе хотелось бы подружиться?

 

 

 

Сказка о грубом слове « Уходи»

 

Проблемы, с которыми работает сказка: возбудимость, раздражительность, повышенная тревожность, конфликтное поведение, агрессия, Капризность.

 

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал Мышонок и говорит:

- Какой красивый дом! Можно я буду в нем жить?

- Уходи отсюда, Мышонок! – сказала Ойка грубым голосом.

Заплакала Маша:

- Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

- И ты тоже уходи, Машка! – сказала Ойка грубым голосом.

Маша обиделась и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

- Как тебе не стыдно, Ойка! – сказало Солнце. –

Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить уходи?

Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу:

- И ты тоже уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно. Пошла Ойка в лес. И в лесу тоже темно. Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть в большую яму не упала.

Страшно стало Ойке.

- Куда же я иду? – заплакала Ойка. – Где мой дом? Я так попаду прямо к Серому Волку! Ой, больше никогда никому я не буду говорить уходи.

Услыхало Солнце ее слова и вышло на небо. Стало светло и тепло.

А тут как раз идет Маша.

Обрадовалась Ойка, говорит:

- Идем ко мне, Маша. Построим новый дом для Мышонка. Пускай он там живет.

 

Работа со сказкой

Спросите малыша:

  • Правильно ли вела себя Ойка, когда обидела мышонка, Машу, Солнце?
  • Что после этого случилось с Ойкой?
  • Почему Ойке стало страшно?
  • Как бы ты поступил на месте Ойки?

 

 

Сказка. Когда можно плакать

Проблемы, с которыми работает сказка: плаксивость, повышенная тревожность, заниженная самооценка.

 

Утром заплакала Маша.

Заглянул в окно Петушок и говорит:

«Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь».

Заплакала Маша днем.

Вылез из травы Кузнечик и говорит:

«Не плачь, Маша! Весь день я в траве стрекочу, а ты плачешь - и никто меня не слышит".

Заплакала Маша вечером.

Прискакали из пруда лягушки.

«Не плачь, Маша! – говорят лягушки. – Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь».

Заплакала Маша ночью.

Прилетел из сада Соловей и сел на окно.

«Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь".

«А когда же мне плакать?»- спросила Маша.

«А ты никогда не плачь, - сказала мама. – Ведь ты уже большая девочка!»

 

Работа со сказкой

  • Что сказал Маше Петушок?
  • Что сказал Маше Кузнечик?
  • Что сказали Маше лягушки?
  • Что сказал Маше соловей?
  • Что сказал Маше мама?
  • А ты будешь плакать и от чего?

 

 

Сказка о первых ягодах

 

Проблемы, с которыми работает сказка: детский негативизм, тревожность, хвастовство, деспотизм

 

Маша и Ойка делали куличи из песка. Маша сама делает куличи. А Ойка все просит:

- Ой, папа, помоги! Ой, папа, сделай мне кулич!

Помог папа Ойке. Стала Ойка дразнить Машу:

- А мои куличи лучше! У меня вон какие большие и хорошие. А у тебя вон какие плохие и маленькие.

На другой день ушел папа на работу. Из леса прилетела Лесная Птица. В клюве у нее стебелек. А на стебельке две ягоды. Светятся ягоды, как красные фонарики.

- Кто лучше сделает кулич, тому я отдам эти ягоды!- сказала Лесная Птица.

Быстро сделала Маша из песка кулич. А Ойка сколько ни старалась - ничего у нее не вышло.

Отдала Лесная Птица ягоды Маше.

Огорчилась Ойка и заплакала.

А Маша ей говорит:

- Не плачь, Ойка! Я с тобой поделюсь. Видишь, здесь две ягоды. Одна - тебе, а другая - мне.

 

Работа со сказкой

  • Почему у Ойки ничего не вышло?
  • Почему Ойка огорчилась?
  • Что сделала Маша?

 

 

 

Сказка о высунутом язычке

Проблемы, с которыми работает сказка: конфликтное поведение

 

Пошла Ойка в лес, а навстречу ей Медвежонок.

- Здравствуй, Ойка! - сказал Медвежонок.

А Ойка высунула язычок и стала его дразнить. Обидно стало Медвежонку. Заплакал он и ушел за большой куст. Встретила Ойка Зайчонка.

- Здравствуй, Ойка! - сказал Зайчонок.

А Ойка опять высунула язычок и стала его дразнить. Обидно стало Зайчонку. Заплакал он и ушел за большой куст.

Вот сидят под большим кустом Медвежонок и Зайчонок и оба плачут. Листочками, как платочками, слезы вытирают. Прилетела Пчела в мохнатой шубке.

- Что ж-же случилось? Кто ж-же вас обидел? - спросила Пчела.

- Мы Ойке сказали «здравствуй», а она нам язык показала. Нам очень обидно. Вот мы и плачем.

- Не мож-жет быть! Не мож-жет быть! - прожужжала Пчела. - Покаж-жите мне эту девчонку!

- Вон она под березой сидит.

Полетела Пчела к Ойке и прожужжала:

- Как ты пож-живаешь, Ойка?

А Ойка и ей язычок показала. Рассердилась Пчела и ужалила Ойку прямо в язычок. Больно Ойке. Распух язычок. Хочет Ойка рот закрыть и не может.

Так и ходила Ойка до вечера с высунутым язычком. Вечером пришли папа и мама с работы. Помазали они Ойкин язычок горьким лекарством. Язычок снова стал маленьким, и Ойка закрыла рот.

С тех пор Ойка больше никому язычок не показывала

 

Работа со сказкой

  • За что обиделись на Ойку медвежонок и зайчонок?
  • Что сделала пчела? Почему?
  • Что случилось с язычком?
  • Как теперь Ойка ведет себя?

 

 

Сказка о невоспитанном мышонке

 

Проблемы, с которыми работает сказка: негативизм, невнимательность, отсутствие воспитания.

 

Жил в лесу один невоспитанный Мышонок.

Утром он никому не говорил «доброе утро». А вечером никому не говорил «спокойной ночи».

Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают.

Грустно стало Мышонку.

Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит:

- Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?

Маша сказала Мышонку:

- Утром надо всем говорить «доброе утро». А вечером надо всем говорить «спокойной ночи». И тогда все будут с тобой дружить.

-Побежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, дедушке, и маленькому Зайчонку.

Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку.

Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку.

Засмеялись белки, похвалили Мышонка.

Долго бегал Мышонок по лесу. Всем зверям, большим и маленьким, сказал «доброе утро».

Побежал Мышонок к Лесной птице. Свила гнездо Лесная Птица на самой верхушке высокой сосны.

- Доброе утро! – крикнул Мышонок.

Голосок у Мышонка тонкий. А сосна высокая-высокая. Не слышит его Лесная птица

- Доброе утро! – изо всех сил крикнул Мышонок.

Всё равно не слышит его Лесная Птица. Делать нечего. Полез Мышонок на сосну. Трудно лезть Мышонку. Цепляется лапками за кору, за ветки. Проплыло мимо Белое Облако.

- Доброе утро! – крикнул Мышонок Белому Облаку.

- Доброе утро!- тихо ответило Белое Облако. Ещё выше ползёт Мышонок. Пролетел мимо Самолёт.

- Доброе утро, Самолёт! – закричал Мышонок.

- Доброе утро! – громко прогудел Самолёт. Наконец добрался Мышонок до вершины дерева.

- Доброе утро, Лесная Птица! – сказал Мышонок. – Ох как долго я до тебя добирался! Лесная Птица засмеялась:

- Спокойной ночи, Мышонок! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить «спокойной ночи».

Посмотрел Мышонок вокруг – и правда: небо совсем тёмное, а на небе звёзды.

- Ну, тогда спокойной ночи, Лесная Птица! – сказал Мышонок.

Лесная птица погладила Мышонка крылом:

- Какой ты стал хороший, Мышонок, вежливый! Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к твоей маме.

 

Работа со сказкой

  • Каким был мышонок?
  • Что посоветовала Маша мышонку?
  • Что сделал мышонок?
  • Как к нему стали относиться другие звери?
  • Каким стал мышонок?

 

 

 

Сказка о самом большом друге

Проблемы, с которыми работает сказка: страх, конфликтное поведение, тревожность, неумение поддерживать контакты с другими детьми, низкая самооценка.

 

У Маши много друзей. Много мальчиков и девочек. Ну, ещё, конечно: Слон Длинный Хобот, Рыжая Собака и Божья Коровка.

Божью Коровку зовут Четыре Пятнышка, потому что у неё на красной спинке четыре чёрных пятнышка.

Постойте, постойте, одного друга мы забыли. Есть у Маши ещё один друг – Полевой Колокольчик.

Однажды все Машины друзья собрались на поляне.

Пришёл Слон Длинный Хобот, прибежала Рыжая Собака, прилетела Божья Коровка Четыре Пятнышка. А Полевому Колокольчику не надо было ни идти, ни бежать. Он и так всегда был на поляне.

- Я самый большой Машин друг! – расхвастался Слон. – Посмотрите, какой я большой и толстый. Я больше всех. Значит, я самый большой друг!

- А я? – скромно спросила Собака. – Я так люблю Машу. Я тоже её большой друг.

- Ха-ха-ха! – засмеялся Слон. – Какой же ты большой друг? Ведь ты совсем маленькая.

- А я? – тихо спросила Четыре Пятнышка.

- Ты? – захохотал Слон. – Какой же ты друг? Ведь тебя почти не видно. Вот я дуну на тебя разок, и ты улетишь так далеко, что больше никогда не увидишь Машу.

А Полевой Колокольчик даже ничего не спросил. Он понял, что Слон только посмеётся над ним, и больше ничего.

Недалеко от Машиного дома в жёлтой реке жил злой Крокодил.

Он часто вылезал из воды и лежал на берегу, притворившись бревном.

Однажды он так хорошо притворился бревном, что обманул Машу.

«Вот уж это бревно никак не может быть Крокодилом», - подумала Маша и села прямо на Крокодила.

Тут Крокодил зашевелился. Он схватил Машу за юбку своими страшными зубами и потащил её прямо в реку.

- Помогите! Спасите! – громко закричала Маша.

Из леса выбежал Слон Длинный Хобот. Он начал бегать по берегу, но в воду лезть побоялся.

- Какое несчастье! Какое несчастье! – жалобно простонал Слон. – Я не могу спасти тебя, Маша! Ведь этот злой Крокодил может схватить и меня. Я могу погибнуть, и тогда у тебя не будет такого большого друга!

И трусливый Слон снова убежал в лес.

Полевой Колокольчик тоже увидел всё, что случилось. Он начал раскачиваться изо всех сил и громко звонить: динь-динь-динь!

Четыре Пятнышка услыхала этот звон и сразу обо всём догадалась. Она расправила свои крылышки – а на каждом крылышке было по два пятнышка – и полетела к Рыжей Собаке. Дул сильный ветер. И лететь ей было очень трудно. Но Божья Коровка торопилась изо всех сил, не боясь ни ветра, ни тёмной тучи.

Она всё рассказала Рыжей Собаке, и Собака скорей побежала к жёлтой реке.

Собака смело бросилась в воду. Она громко рычала, лаяла и кусала Крокодила. Крокодил очень испугался. Он решил, что на него напал какой-то очень опасный и страшный зверь.

Он отпустил Машу и нырнул на дно.

А Рыжая Собака схватила Машу за рукав и вытащила на берег.

- Откуда ты узнала, что меня утащил в реку Крокодил? – спросила Маша у Рыжей Собаки.

- Мне сказала об этом Четыре Пятнышка.

- А ты, Четыре Пятнышка, откуда узнала? – спросила Маша.

- А мне сказал Полевой Колокольчик.

Тут из леса выбежал Длинный Хобот.

- Маша, Маша! – закричал он. – Как я рад, что тебя не съел злой Крокодил! Я больше всех рад этому. Потому что я твой самый большой друг!

- Нет, - сказала Маша. – Вот Рыжая Собака мой большой друг. И Четыре Пятнышка – совсем маленькая, но всё равно мой большой друг. А ты – нет!

И тут случилось вот что. Рыжая Собака вдруг выросла большая-большая, как лошадка. Четыре Пятнышка стала большой, как птица. А полевой Колокольчик начал расти, расти, и стал высокий, как настоящее дерево.

А Слон Длинный Хобот вдруг стал маленькик-маленький. Как зайчонок. Он покраснел от стыда и убежал в лес.

С тех пор никто его больше не видел. Сколько Маша и Ойка не ходили в лес, никто его не встречали. Это всё потому, что ему стыдно и он всегда прячется в кустах.

 

Работа со сказкой

  • Каких друзей Маши ты знаешь?
  • Как слоненок Длинный хобот обидел всех Машиных друзей?
  • Кто жил в реке рядом с Машиным домом?
  • Что случилось с Машей?
  • Как поступил слон Длинный хобот?
  • Кто помог Маше?
  • Что потом случилось со всеми Машиными друзьями?

 

 

Сказка про маленький дубок

Проблемы, с которыми работает сказка: экологическое воспитание детей.

 

Пошла Ойка в лес. А в лесу комары: вз-з-з! Вз-з-з!.. Вырвала Ойка из земли маленький дубок, сидит на пеньке, от комаров отмахивается. Улетели комары на свое болото.

- Больше ты мне не нужен, - сказала Ойка и бросила дубок на землю.

Прибежал Бельчонок. Увидел вырванный дубок и заплакал:

- Зачем ты это сделала, Ойка? Вырос бы дубок, я бы в нем себе домик сделал...

Прибежал Медвежонок и тоже заплакал:

- А я бы под ним на спинке лежал и отдыхал...

Заплакали птицы в лесу:

- Мы бы на его ветках гнезда свили...

Пришла Маша и тоже заплакала:

- Я сама этот дубок посадила...

Удивилась Ойка:

- Ой, ну что вы все плачете? Ведь это совсем маленький дубок. Всего на нем два листочка.

Тут сердито заскрипел старый дуб:

- Я тоже был такой маленький. Если бы вырос дубок, стал бы он высокий, могучий, как я.

 

Работа со сказкой

  • Что сделала Ойка?
  • Почему расстроились животные?
  • А ты ломаешь деревья, срываешь листики, рвешь цветы?

 

 

 

Сказка о ленивых ножках

Проблемы, с которыми работает сказка: лень, капризы, отказ от самостоятельности.

 

Не любит Ойка сама ходить. То и дело просит:

- Ой, папа, понеси меня! Ой, ножки устали!

Вот пошли Маша, Ойка, Медвежонок и Волчонок в лес за ягодами. Набрали ягод. Пора уже домой идти.

- Я сама не пойду, - говорит Ойка. – У меня ножки устали. Пусть меня Медвежонок понесёт.

Села Ойка на Медвежонка. Идёт Медвежонок, шатается. Тяжело ему Ойку нести. Устал Медвежонок.

- Я больше не могу, - говорит он.

- Тогда пусть меня Волчонок понесёт,- говорит Ойка.

Села Ойка на Волчонка. Идёт Волчонок, шатается. Тяжело ему Ойку нести. Устал Волчонок

Я больше не могу, - говорит он.

Тут из кустов выбежал Ежонок:

- Садись на меня, Ойка, я тебя до самого дома довезу.

Села Ойка на Ежонка да как закричит:

- Ой! Ой! Я лучше сама дойду!

Засмеялись Медвежонок и Волчонок. А Маша говорит:

- Как же ты пойдёшь? Ведь у тебя ноги устали.

- Нисколько не устали, - говорит Ойка. – Это я просто так сказала.

 

Работа со сказкой:

  • Почему Ойка не хотела сама идти?
  • Ойке было стыдно, что медвежонок и волчонок устали?
  • Почему Ойка не захотела ехать на ежонке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терапевтические сказки в ДОУ

 Работая над развитием речи посредством театрализованной деятельности, я познакомилась с терапевтическими сказками. Это такие сказочные истории,     ...

Терапевтические сказки для будущих дошкольников

Поступления вашего ребенка в детский сад – очень важный для вас и вашего малыша этап. И он сопряжен с возможным появлением детских страхов (одиночества, общения, новых знакомств, отрыва от привычной ж...

КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?

КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?(Конструктор сказок)В мире существует огромное количество сказок. Однако, читая книгу за книгой вы, вероятно, уже заметили, что сюжеты некоторых из них...

Терапевтические сказки

Консультация для родителей...

арт-терапевтическая сказка

Тимошка и ТемнотаВ одном городе не очень большом, но и не очень маленьком, очень похожем на тот, где живёшь ты, жил-был мальчик. Звали его Тимофей, а родители и друзья называли его Тимошка. Был Тимошк...

Терапевтические сказки: Сказка о двух братьях и сильной воле.

Терапевтические сказки: Сказка о двух братьях и сильной воле...

Терапевтические сказки: Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

Терапевтические сказки: Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться ...