Адаптация ребёнка 2-3 лет в детском саду.
статья (младшая группа) на тему

Гребенникова Елена Раифовна

Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. При поступлении в детский сад малыш оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и серьезных заболеваний. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы в детском саду должны решать все вместе: медперсонал, методист, психолог, воспитатели, помощники воспитателя и родители. Прием детей, поступающих в детский сад, проходит в период с июня по август. Бывают разные ситуации, когда дети приходят и поздней осенью и зимой. Перед педагогами ставится цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Семья для ребёнка является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни

     В первую очередь, при знакомстве с родителями, мы  беседовали о поведенческих реакциях и насыщенности жизни ребенка в эмоциональной, познавательной и социальной сферах. В первую очередь уточняли режим дня, обращали внимание на навыки и привычки, которыми должны владеть дети, способы кормления, укладывания на сон, посещение туалета и так далее. Убеждали родителей в необходимости соблюдать дома режим, приближенный к режиму детского сада. Знакомство родителей и детей с детским садом начинается в раздевалке, в которой дается возможность выбрать удобный шкафчик.

    В первые дни пребывания в яслях особенно велико значение индивидуального подхода к каждому ребенку. Первые шаги, которые мы делаем в этом направлении, это душевный контакт. Ребёнка  можно взять на руки, прижать, приласкать. Для ощущения психологического комфорта, защищенности, просим родителей приносить любимую игрушку малыша. В нашей группе есть мягкая детская мебель: диванчик. Здесь малыш может поиграть с любимой игрушкой или просто отдохнуть. Дети, имеющие полноценное общение, со взрослыми, доверчивы, открыты и эмоциональны. Чтобы успокоить малыша в эти трудные первые дни мы ласково и терпеливо уговаривали его. Процесс адаптации зависит от состояния здоровья ребенка. Заболеваемость ОРВИ и тяжесть адаптации взаимосвязаны. 

Во время адаптации ребёнка в детском саду:

1.  Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию: какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.; как называют ребенка дома; чем больше всего любит заниматься ребенок; какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.

2. Воспитатели дают родителям даются педагогические рекомендации по адаптации ребенка к новым условиям жизни в детском учреждении. Тогда ребенок более подготовлен к детскому саду.

3. Принимать в группу нужно по два ребенка в неделю и заполнить группу в течение 2—3 месяцев.

4. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в детском саду. В период адаптации по рекомендациям психологов,  запрещаются переводы детей из группы в группу.

5. Важным условием для успешной адаптации является питание: разнообразное меню, прекрасные вкусовые качества блюд и, главное, их красивое оформление. Если у ребенка хороший аппетит, он весел, редко болеет.

6. В группе следует стремиться создать условия, приближенные к домашним. Особенно важны тепло, уют, наличие удобного шкафчика для одежды, отдельного полотенца, своей расчески, зеркала, а также мягкие ковры на полу, теплая вода в кране, уютные игровые уголки.

7. Необходимо помнить, что ребенок должен получать удовлетворение от общения со взрослыми и сверстниками.

 8.  Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

 

Факторы, влияющие на адаптацию:

 

        В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

1.     Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.

2.     Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3.     Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.

        Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребенка в детском  саду.

 

Исход адаптации:

 

Адаптационный период считается законченным, если:

·         ребенок с аппетитом ест;

·         быстро засыпает, вовремя просыпается;

·         играет.

Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:

·         если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10—12 дней;

·         если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц или более.

Родителям необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как облегчить адаптацию ребёнка младшего дошкольного возраста в детском саду.

Материал обращен к родителям и нацелен на то, чтобы дать разностороннее, достаточно объёмное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду....

Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию ребёнка младшего дошкольного возраста в детском саду».

Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято считать  процесс  вхождения  ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям. А...

Как облегчить адаптацию ребёнка младшего дошкольного возраста в детском саду

Оформляя ребёнка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребёнка? Будет ли ему хорошо в детском саду!? Как его будут поить, кормить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: род...

Информация для родителей "Адаптация ребёнка 3-4 лет к детскому саду"

Психологическая адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду...

Памятка для родителей "Адаптация ребёнка 3-4 лет к детскому саду"

Что поможет ребёнку адаптироваться к детскому саду. Необходимые навыки самообслуживания. Если ребёнок плачет и не отпускает маму. Если ребёнок не ест в детском саду. Невроз у ребёнка при адаптации. Чи...

Консультация для родителей "Адаптация ребёнка 3-4 лет к детскому саду"

Консультация для родителей "Адаптация ребёнка 3-4 лет к детскому саду"...

Статья "Адаптация ребёнка и его семьи к детскому саду"

Адаптация ребёнка и его семьи к детскому садуЕще вчера Ваш малыш был совсем крохой, а сегодня он впервые идет в детский сад. Часто родители испытывают серьезную тревогу, как будет проходить...