Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников
статья на тему

Рудеева Дарья Андреевна

РУДЕЕВА Д.А., старший воспитатель ГБДОУ д/с №10 В.О. р-на С-Пб

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

«Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь»  

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.  

Введение

В современном мире тема нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Дети растут в условиях перенасыщенной информационной среды: с экранов телевидения, со страниц газет, интернет-сайтов на них обрушивается огромный поток информации, к сожалению, в большинстве случаев абсолютно бездуховной, негативной, в ней сложно ориентироваться и давать правильные оценки. И наша задача с вами – задача педагогов, общественных объединений и каждого человека отдельности – помочь детям найти свой путь, объединиться в деле воспитания нравственности.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.  Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.  

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь и духовная щедрость, и бездуховность берут свои истоки из детства. Особое значение формирование доброты и милосердия приобретает в наше перестроечное время. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Наш опыт показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, оби­жают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорчен­ность?  

     Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей.   Нельзя не учитывать, что детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости. – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.

Цель данной работы – исследовать возможность нравственного воспитания в старшей и подготовительной к школе группах детского сада (5-7 лет).

Задачи – провести анализ научно-методической литературы по теме проекта; проанализировать методы, используемые в работе; показать важность применения теоретических познаний в практической деятельности педагога. Показать важность нравственного воспитания именно с дошкольных лет жизни человека, как это может повлиять на современное российское общество в дальнейшем.

Привести примеры реализации цели проекта по средствам совместных занятий, бесед, игр с детьми с отклонениями в развитии.

 

Глава 1. Анализ проблемы нравственного развития и воспитания

1.1. Психоэмоциональные особенности детей 5-7 лет

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до школы. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Этот возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач [3].

Возрастной период от 5 до 7 лет  в психологии рассматривается как кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера.

      Этот период важно пройти наиболее эффективно, для того, чтобы ребёнок был социально успешен, интеллектуально развит; чтобы не возникало сложностей в межличностном  общении, в поведенческой,  психоэмоциональной   и  познавательной сферах.

В дошкольном возрасте набирают свою силу важнейшие социальные потребности:

потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;

потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей,

потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

В дошкольном возрасте наблюдается несколько  важных возрастных задач:

Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:

- задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за          помощью, не  мешать другим  (5-6 лет),   возраст  «Почемучек»;

-   планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться    (6-7 лет).

2)  Рост  независимости по  отношению к родителям (воспитателям):

-  умение занять себя, развитие самостоятельности  (5-6 лет)

Занятия,  направленные на развитие познавательных функций, приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:

-  работать на занятии совместно с другими детьми и проявлять активность  (5-6 лет);

- приобретать знания, умения и навыки в учебной деятельности  (6-7 лет)

Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками:

- находить друг (друзей) среди детей своего и противоположного пола (5-6 лет);

- поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому  (6-7 лет)

Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:

- убирать свои вещи и игрушки  (5-6 лет);

- участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи  (6-7 лет)

Пользование элементарными инфраструктурами – общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени

-  включить и выключить телевизор, магнитофон, проигрыватель  (5-6 лет);

- пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег  (6-7 лет)

Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:

- быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми  (5-7 лет)

I. Особенности эмоциональной сферы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

На  протяжении дошкольного детства эмоции ребенка приобретают глубину и устойчивость.  У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Одно из главных направлений развития эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что      такое     «хорошо» и что такое  «плохо».

Существенно изменяются в дошкольном детстве и  внешние проявления эмоций. Ребенок постепенно  овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слезы, скрыть страх и т.п. Он усваивает «язык  эмоций» - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

К 5 годам сформировываются некоторые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно  «честное» выражение лица с   открытым взглядом, устремленным в глаза взрослому, когда в действительности ребенок что-либо утаивает.          

Однако в целом мимические реакции ребенка до 6 лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.

II.  Особенности структуры  самосознания

Под  самосознанием понимается совокупность психических процессов, посредством которых ребёнок осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складывается в определенный «образ Я».

При этом выделяют следующие структурные компоненты самосознания:

осознание имени,

половая идентификация,

притязание на признание,

временное   осознавание,

осознание прав и обязанностей.

III. Особенности общения

Общение со взрослыми:

При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставит задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребенка, которая складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно - образа самого себя.

IV. Психосоциальное  развитие

Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, постоянно расширяющаяся сфера деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.

Игра

Основное противоречие дошкольного возраста и как следствие одна из задач развития – это то, что ребенок - дошкольник  есть член общества, вне общества он жить не может.  Основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных  условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
          Как же осуществляется эта связь? Связь с окружающим миром осуществляется через единственную деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели, это сюжетно-ролевая игра.
       Таким образом, ведущий тип деятельности игра. Игра – это освоение окружающего мира, это ознакомление с отношениями между людьми. Для  гармоничного психологического  развития ребенок должен  играть.

Один из компонентов  в структуре игры - правила.

Сказка

Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Дошкольный возраст – это  возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Зачем сказка? У детей существует потребность понять мир. Сказка удовлетворяет эту потребность. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.

Основная деятельность дошкольного возраста – это игра. Поэтому  Ребенок должен  ИГРАТЬ и ребенку необходимо читать СКАЗКИ, т.к. и игра, и сказка позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, с героями и  их взаимоотношениями.

Таким образом, наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития в процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти. Ребенок на протяжении дошкольного возраста проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания.

 

1.2. Нравственное воспитание дошкольников

 

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности [2].

Выделены несколько направлений нравственного развития и воспитания:

1.                          этическое воспитание

(воспитание нравственных чувств и этического сознания).

Представление о правилах поведения в детском саду, дома, на улице. Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым. Уважительное отношение к родителям, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное и гуманное отношение ко всему живому. Знание правил этики, культуры речи.

2.                          трудовое воспитание

(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни).

Представление о ведущей роли труда в жизни человека, об основных профессиях. Представление о роли знаний, науки, современного производства. Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, личным и чужим вещам. Умение соблюдать порядок.

3.                          экологическое воспитание

(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде).

Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание роли человека в природе. Ценностное отношение к природе. Бережное отношение к растениям и животным. Элементарный опыт природоохранительной деятельности.

4.                          эстетическое воспитание

(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях).

Представление о душевной и физической красоте человека, интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, интерес к занятиям художественным творчеством, стремление к опрятному внешнему виду. Уметь видеть красоту природы, труда и творчества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства доброты и милосердия у дошкольников.

В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не ...

Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия"

Приёмы и методы, которые помогут родителям воспитать в своём ребенке чувство доброты и милосердия....

Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников

Будет ли ребенок добрым и заботливым, ответственным и умеющим чувствовать чужую боль - зависит только от нашего воспитания, от умения ненавязчиво и ежедневно прививать маленькому человеку большие чело...

"Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников и молодежи"

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или прости...

"Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников и молодежи"

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или прости...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...