Консультация для педагогов "Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребенка"
консультация на тему

Корнева Зинаида Валерьевна

 Устное народное творчество, иначе называемое фольклором, - это та почва, на которой возникло профессиональное искусство всех народов мира.  Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно. Ценность использования фольклора в процессе формирования мировоззренческой позиции обусловлена тем, что фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, его можно рассматривать как уникальное средство социального воспитания ребенка. Это образная начальная школа по освоению и реализации навыков общения и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фольклор22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №189 "Солнышко" комбинированного вида

Консультация для воспитателей

"Фольклор как воспитательное средство социализации и развития

личности ребенка"

Воспитатель: Юсупова З.В.

2013 г

        Детство - время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта. В 21 веке воспитание человека столкнулось с потребительством, развлекательностью как урбанистическими "идеалами" жизни, и перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий дошкольного детства.

        Что такое воспитание? По сути это "питание" души и сердца ребенка всем самым благородным и прекрасным. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач, поскольку то, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как "детство в опасности".

        Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру. В основе семейных традиций всегда лежит  какая-либо идея, норма, опыт. Но семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной культуре, страдают нравственные устои. Но именно мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить и укрепить здоровье ребенка, подготовить к будущей жизни, к тем социальным ролям - мужа и жены, отца и матери, - которые предстоит выполнить.

        В последнее время возрос интерес к традициям семейного и национального воспитания. Это связано с возрастанием национального самосознания, с тем, что становится все более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими - результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня рождения. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений. В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл поведения, отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно. Бережно передаваемые из рода в род традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.

        В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать  приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

        В современной практике дошкольного образования  и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к обычаям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций воспитания, знаний, принципов, идеалов, закрепленных в народных заповедях, фольклорных образах. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляются опыт и нравственная мудрость народа.

        Как искусство и как основание жизненного пространства народная культура привлекала и привлекает к себе внимание многих педагогов. Русский ученый М.В. Ломоносов одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора, считая его основой народной педагогики. Постепенно фольклор получает распространение в детском обучении и воспитании. К.Д. Ушинский о связи педагогики с фольклором писал, что "всякий народ  в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию... Литература каждого народа преследует свой особый идеал, отражает в себе характер самого народа  и развивается вместе с его развитием".

        Современная педагогика, опираясь на воспитательно-образовательный потенциал фольклора, должна сделать так, чтобы дети думали словами своего народа, чтобы они почуяли в себе дух своих предков и приняли бы любовью и волей всю историю, судьбу, путь своей страны, чтобы душа отзывалась трепетом на дела и слова дедов и прадедов. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь "был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".

        Воспитание всесторонне развитой личности - это общая задача и родителей, и педагогов. Её можно решить, грамотно используя духовную культуру наших предков, их знание, опыт.  Все начинается с изучения детьми устного народного творчества, знакомство с народными обрядами и обычаями.

        Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Язык народа, его песни и музыка, игры и игрушки, природа родного края - все это влияет на становление личности человека.

        Изучая русскую народную культуру, дети знакомятся с тем, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие соблюдали обряды и обычаи, чем украшали свой быт, какими игрушками играли дети и т.д. Изготовление игрушек было делом семейным и бытовало везде. Совместное изготовление игрушек помогало не только в воспитании трудовых навыков, развитии способностей ребенка, но и через внутрисемейное общение дети усваивали принятые в обществе нормы поведения, нравственные ценности. Игрушка была посредником между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир и проживание с куклами жизни взрослых дети становились полноценными членами общества.

        Ребенок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки - этот родник народной мудрости и опыта воспитания. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию, в них звучат любовь к ребенку и забота о нем. вслушиваясь в слова, в их ритм, музыкальность, он притопывает, приплясывает в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение, расширяет кругозор, обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Сколько в этих стишках нежности, ласковости, такта! Они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Вслушиваясь в напевность и образность родного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

        В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Одной из самых актуальных задач педагогов и родителей является показ красоты русского языка через устное народное творчество, чтобы помочь дошкольникам освоить богатство родного языка. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Окружающие ребенка люди употребляют пословицы, поговорки, загадки. Ребенок слышит те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Задача взрослого - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им, навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает  у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений.

        Исторически сложившийся в народной среде процесс воспитания теснейшим образом связан с трудовыми буднями народными праздниками, которые создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребенка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом. Соприкосновение детей с народным искусством, народными традициями, обрядами обогащает ребенка духовно, воспитывает чувство гордости за свой народ и сою Родину, поддерживает интерес к истории и культуре.

         Устное народное творчество, иначе называемое фольклором, - это та почва, на которой возникло профессиональное искусство всех народов мира.  Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно. Ценность использования фольклора в процессе формирования мировоззренческой позиции обусловлена тем, что фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, его можно рассматривать как уникальное средство социального воспитания ребенка. Это образная начальная школа по освоению и реализации навыков общения и сотрудничества.

        Дошкольный возраст - это период, когда ребенок делает "первые шаги" на пути постижения мира. В этом возрастном этапе он "открыт" всему тому, что его окружает, быстро накапливает эмоциональный и интеллектуальный опыт взаимодействия с миром. Фольклор как "кладезь народной мудрости" в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения. Приобщение ребенка к народной культуре позволяет установить духовные связи между различными сторонами общественной жизни, явлениями природы и народным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд, как средство социализации, формирования личности ребенка, приобщения к человеческой культуре.

"Труд" в программе "Детский сад 2100". Трудовое начало в дошкольном учреждении. Задачи, виды, формы организации труда....

Консультация для воспитателей "Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребенка"

Что такое воспитание? По сути это "питание" души и сердца ребенка всем самым благородным и прекрасным. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образова...

Консультация для педагогов "Музыка, как средство социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО"

О неоспоримой помощи музыки в вопросах социализации детей с ОВЗ....

Консультация для воспитателей "Игра, как средство социально - коммуникативного развития ребенка".

Консультация для воспитателей "Игра, как средство социально - коммуникативного развития ребенка"....

Консультация для родителей "Сказка-как средство социализации ребенка"

Консультация для родителей, которые считают что время , когда детям читали сказки, ушло в прошлое....

"Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребенка"

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.Дошкольный возра...