Проект "Космос"
проект (старшая группа) на тему

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt_kosmos.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Литература:

  1. Калашников В. О звездах и планетах.
  2. Космос. Детская энциклопедия. - Москва, 2000.
  3. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
  4. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
  5. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.
  6. Методическая литература: программа «Детство».
  7. Интернет-источники.

Цель проекта:

Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Предполагаемые результаты

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
  • Повышение уровня мотивации к занятиям.
  • Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Дети должны знать и называть: 

  • Наша планета – Земля.
  • Другие планеты нашей Солнечной системы.
  • Первые живые существа в космосе – собаки.
  • Имя первого космонавта – Юрий Гагарин.
  • На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль.

Этапы работы над проектом

  • Подготовительный, разработка проекта.
  • Практический.
  • Заключительный: Проведение НОД «Полет в космос», представление проекта на Педсовете.

МБДОУ «Нижнеомский детский сад №1»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

«Полет в космос»

(старшая группа)

Воспитатель: Шатилло О.А.

(продолжительность 25 мин.)

Воспитатель: - Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети:- Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети вместе.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:- Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

Чу - чу - чу, в космос полететь хочу. Им - им - им, на ракете полетим.

Ды - ды - ды, долетим мы до звезды. Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.

Воспитатель: - Ребята, какое время года наступило?

Дети:- Наступила весна.

Воспитатель:- Весна какая?

Дети: - Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, долгожданная.

 Воспитатель:- Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: - Март, апрель, май.

Воспитатель: - Какой сейчас месяц?

Дети: - Сейчас месяц апрель.

Воспитатель: - Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

Дети: - День Космонавтики.

Воспитатель: - Ребята, ответьте, пожалуйста на мои вопросы.

 Почему  каждый год 12 апреля наша страна и весь мир отмечает День космонавтики.

Дети: 12 апреля  года наш космонавт совершил первый в мире космический полет.

Воспитатель: - А знаете ли вы, кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин).

Воспитатель: - На чем космонавты летают в космос? (На ракете)

Воспитатель: - Как называется костюм космонавта? (Скафандр)

Воспитатель: - Сколько существует планет в Солнечной системе? (9)

В:- Молодцы! Вы хорошо справились с моим заданием. А сейчас я расскажу, как ракета летит в космос.

На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.

Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками.

Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.

А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.

Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как?

Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки – это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.

Воспитатель: - Ребята, а давайте попробуем стать космонавтами.

- Каким должен быть космонавт? (сильный, смелый, отважный, здоровый, любознательный, умный, дисциплинированный, дружные).

Воспитатель: - Мы все отважные, сильные, любознательные, дружные и дисциплинированные, поэтому можем смело отправляться в космическое путешествие.

Для того, чтобы полететь в космос, космонавты долго тренируются. Давайте с вами тоже потренируемся.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали,

И на месте побежали.

Воспитатель: - Мы с вами полетим на ракете. Чтобы наша ракета взлетела нужно выполнить три задания. Первое задание нужно отгадать загадки. Загадки, эти непростые. Слушайте их внимательно.

Загадки.

1. По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

(Звезды).

2. Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём,

Туда смотрит астроном.

(Космос).

 3.Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Большая Медведица или Малая Медведица).

 4. В дверь, в окно

стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит. (Солнце).

  5. У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут. (Месяц).

Воспитатель: Все загадки отгадали, слушали внимательно, просто – замечательно!

Игра с мячом «Наоборот».

Белый - … Горячий -… Узкий -… Новый -… Добрый -… Красивый -…

Светлый - … Толстый -… Тяжёлый -… Мокрый -… Жарко -… Смелый -…

Большой - … Высокий -…. Мягкий - …. Острый -… Грязный -…

Грустный - … День -… Быстрый - … Полезный -… Зима -…

Длинный - … Чёрный -… Сладкий - … Бедный -…  .

Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. Чтобы наша ракета взлетела нужно разгадать пароль. На конверте написано слово, а вы должны составить из букв это же слово.

– Прочитайте, что у вас получилось. (Космос).

Воспитатель: - Все системы космического корабля исправны. Можем отправляться в полет.

Без улыбки звездолет не полетит.

Улыбнемся же друг другу, детвора!

Не страшна тогда любая высота.

Хмурых, скучных и сердитых не возьмем мы на орбиты!

А теперь приготовились!

Завести моторы (вращение вытянутых рук),

Соединить контакты (соединить кончики пальцев),

Приготовиться к запуску ракеты (приседают),

Пуск! (резко выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх)

(Дети взлетают.)

Внимание! Отчёт времени 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 пуск!

Релаксация.

При отрыве от Земли возникают перегрузки (откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите ноги и руки).

Раз, два, скорость света! Три, четыре, - мы летим,

На далекие планеты поскорей попасть хотим!

Отрыв произошел и в космосе невесомость (можно поболтать руками и ногами).

Невесомость наступает, все кружится и летает.

Воспитатель : - Вот мы прилетели в космос. Выход через люк корабля в открытый космос. Ваша задача пройти аккуратно, не удариться о люк.

Проход через люк. («Люк» - обруч, в него дети проходят по очереди).

Воспитатель: - Вот мы ребята в космосе.

Воспитатель: - Во всей Солнечной системе только на планете Земля существует жизнь.

Воспитатель: - Посмотрите, как много звезд!

Сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших глаз.

Гимнастика для глаз.

Мы звездочку увидали,

Глазки вверх подняли,

Вот звезды полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Вот звезды полетели,

Глазки влево посмотрели

А теперь звезда внизу.

Дети смотрят вверх, вниз,

Вправо, влево.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают

Воспитатель: - Возвращаться нам пора,

По местам, мои друзья!

Звездолет, звездолет,

Отправляемся в полет.

10 9 8 7 6 5, 4, 3, 2, 1…

Из полета возвратились

Мы на землю приземлились.

Итог занятия.

- Наше путешествие закончено. Что вам больше всего понравилось?

- Чем мы занимались сегодня?

- Какое задание понравилось больше всего?

Мы все благополучно вернулись на Землю и за это вам достанется сладкий приз – конфеты.

Актуальность проекта:

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.  Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российского космонавта – первооткрывателя космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

При реализации проекта «Необъятный космос» были использованы следующие подходы:

- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;

- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;

- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т.д.

1 этап.  Разработка проекта:

1.    Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Мы и Космос».

 3.  Подобрать материалы, игрушки, познавательной деятельности.

  4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

  5.  Составить   план мероприятий.


2 этап. Практический:

План мероприятий

Образовательная область

Мероприятие

Задачи

Здоровье

Беседа

«Кого принимают в космонавты?»

Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.

Безопасность

Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»

Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры,

коммуникативные игры.

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению игр-фантазий

Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Труд

Конструирование  «Космические корабли»

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».

Познание

Рассматривание изображений планет, созвездий, иллюстраций и книг по теме “Космос”.

эксперимент  с воздушным шариком: «Как взлетает ракета в космос».

Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах.

Познакомить детей с понятием “планета”. Дать представление о планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер).

Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.

Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах.

Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках

Развитие речи

Заучивание стихов о космосе,

отгадывание загадок,

сочинение рассказов  на тему «Космические истории»

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение.

Чтение художественной литературы

А.Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Художественное творчество

Рисование «Инопланетяне, какие они?», «Космонавты», «Раскрашивание раскрасок на тему6 «Космос».

Аппликация «Ракета».

Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности  средствами рисунка.

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках

Учить детей фантазировать, воплощать  в реальности свои фантазии, оценивать  свою деятельность.

Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Работа с родителями

Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.                                                                                  

.


Вывод:

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.