Детские вопросы и как на них отвечать
консультация (младшая группа) на тему

Одинокова Анжела Борисовна

Вопросы ребёнка отражают. глубокую жизненную потребность: они служат своеобразным выражением умственного голода, первыми искрами самостоятельной живой мысли ребёнка. Взрослые должны с большим вниманием относится к вопросам детей, для того чтобы из вспыхнувшей искры разгорелось яркое пламя. Е. А. Аркин.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнять, уточнять, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребёнка. Вопросы возникают у него при ознакомлении с предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.

Например, шестилетний ребёнок задаёт разные вопросы:

"Почему земля вертится, а я этого не чувствую? " "Как отличить хитрость от обмана? ". На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? .

Детям среднего возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему?. В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о предмете или явлении. Наибольшее количество вопросов задают дети 4, 5 - 5, 5 лет. Умение правильно отвечать на вопрос ребенка - большое искусство и обладать таким искусством - задача родителей и воспитателей.

На многие вопросы дошкольник может получить ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей - вовлечь в них ребёнка. Дети часто задают вопросы о взаимоотношении между взрослыми и детьми: "Почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым? ".

Отвечая на такие вопросы, старайтесь воздействовать чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением.

Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывается в детях такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.

 

Консультация для родителей «Как с пользой провести время с ребёнком» (игры на развитие внимания, памяти, речи)

Дошкольник большую часть дня проводит в детском саду. Свои знания и умения он приобретает в игровой деятельности, общении со сверстниками. Каждому родителю хочется, чтобы его малыш был успешен. Но для этого необходима не только профессиональная работа педагогов ДОУ. В первую очередь важно как родители влияют на обучение своих детей (общение с детьми дома в повседневных делах) .

Уважаемые мамы и папы! Предлагаю Вашему вниманию несколько увлекательных игр, которые помогут с пользой провести время дома. Общайтесь со своим ребёнком. Не забывайте о том, что "дети учатся тому, что видят у себя в дому - родители пример тому".

Игра на развитие памяти " Я положил в мешок. "

В эту игру играют несколько человек (дети, родители) .

Первый говорит ребёнок "Я положил в мешок (называет любое слово, например: лампочка). В этом случае подойдёт всё, что попадёт в поле зрения ребёнка. Следующий игрок должен запомнить это слово и сказать "Я положил в мешок лампочку и. (называет своё слово, например: цветок). Третий игрок говорит "Я положил в мешок лампочку, цветок и. (называет своё слово) и т. д. Игра заканчивается тогда, когда последний игрок запомнил и проговорил слова всех играющих.

Игра на развитие умения общаться, ориентироваться в названиях овощей, фруктов, предметов.

"Какие слова можно достать из винегрета? (картошка, свёкла, лук, морковь и др.) .

Из фруктового салата? Из холодильника? " и т. д.

Игра "Я - фотограф".

На столе выкладываются несколько различных предметов. Игроку (ребёнку, взрослому) предлагается "сфотографировать" эти предметы глазами, то есть запомнить. Затем он закрывает глаза, а другой игрок убирает любой предмет или переставляет на другое место. "Фотограф" должен определить какого предмета не стало или что изменилось.

Я надеюсь, что эти игры помогут Вам, дорогие родители, в обучении своих детей и сделают ваше общение интересным и приятным!

Успехов Вам и детям!

 

 

Консультация «Правильная речь вашего ребёнка»

                Главное направление развития речи на пятом году жизни это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования. Начинается взрыв словотворчества, дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе, (оно звучит состоит из звуков звуки произносятся друг за другом последовательно). У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное. Оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение находить слова, близкие по звучанию

Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины слово звучит звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова, разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (оно имеет смысл обозначает какой то предмет, явление действие качество). Активный словарь ребенка обогащать словами, обозначающими качества предметов производимые с ними действия дети могут определить назначение предметов функциональные признаки (Мяч это-игрушка: в него играют. Они начинают подбирать слова с противоположным значением сравнивают предметы и явления употребляют обобщающие слова (имена существительные с собиратель значением)

Это период практического усвоения правил употребления грамматически средств. Речь детей изобилует грамматически ошибками, неологизм («детскими» словами типа машцнский, откнопил, ползук) дети овладевают средства языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование со гласных в основах глаголов и имён существительных. Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматически форм. Они усваивает способы образования существительных с суффиксами обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.

Дети осваивают умение строить разные типы высказывания -описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек».

Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественно го числа) .

Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение.

Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не научились связывать между собой предложения и части высказывания.

Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящих на первых порах лишь из нескольких предложений.

Воспитание звуковой культуры речи дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сб, з, зь, ц, и, ж, ч, щ, л, ль, р, рь) .

С помощью игр и упражнений «Как слово звучит» первый звук дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию, могут подобрать слова на за данный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове, начинают понимать, что звуки в слове разные. дети подбирают игрушки или предметы, в названиях которых есть определенный звук.

Детей пятого года жизни нужно научить понимать, что слова и звуки произносятся в определенной последовательности, т. е. показывать им «звуковую линейку», которая демонстрирует последовательность произнесения звуков (а. у. ау) .

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и ускорение темпа речи взрослых и сверстников.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной вопросительной восклицательной) для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и предложений широко используется специальные материал - чистоговорки, потешки считалки небольшие стихотворения, которые дети произносят с разной силой голоса и в разном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный Звук в отгадке

дети среднего дошкольного возраста могут уже осознавать особенности своего произношения поэтому уместны вопросы, выясняющие правильно ли говорит ребенок. Отвечая на вопросы, дети задумываются над оформлением своих высказываний.

Играйте с детьми:

- подмечайте сходство и различие в звучании слов (кит — кот — крот) ;

подбирать рифмы и составлять двустишия (маленькие ножки ходят по дорожке; колобок, колобок, у тебя румяный бок) ;

- подбирайте антонимы (вредный -полезный, пушистый - колючий) ;

подбирать синонимы (жаркий, солнечный, знойный) ;

- используйте многозначные слова (труба как музыкальный инструмент, труба на крыше) ;

- подбирайте обобщающие наименования для целой группы предметов (фигуры, цветы, посуда) ;

-образовывайте новые слова (лес рубит - лесоруб, для соуса нужен соусник;

- использование грамматических форм слова (число, падеж, род, время) ;

Игры со словами способствуют развитию фонетической, грамматической и лексической сторон речи.

В то же время старший дошкольник учится контролировать свою речь, высказываться лишь тогда, когда это уместно, не отвлекаться во время занятий самому и не отвлекать других детей.

Постепенно речь ребенка обогащается такими неречевыми средствами, как мимика, жесты, движения, звукоподражания.

 

 

 

 

 

Особенности поведения ребенка»

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка

младшего дошкольного возраста

3 года - может вести себя некоторое время нормально (хорошо) :

способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;

может помогать взрослым;

может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;

допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

Нормальное (плохое) поведение:

не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;

не хочет заботиться о других;

эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;

истерики, слезы, крик.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще; целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности; избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле; терпеливо демонстрируйте культурные формы отношений в ответ на агрессию ребенка; сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка

среднего дошкольного возраста

4 года - ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время:

способен к сотрудничеству со сверстниками;

может соблюдать правила очередности;

может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

Нормальное (плохое) поведение:

напоминает поведение ребенка более младшего возраста - временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша; не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил; отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения; позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения

старшего дошкольного возраста

5 лет - ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ:

соблюдает распорядок дня; может ориентироваться во времени по часам; лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помотать им в этом. разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил; бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом; ябедничает на сверстников.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

не обещайте ребенку того, чего вы не сможете выполнить наверняка; не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников; обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать свое отношение к самому поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся; внимательно выслушивайте претензии ребенка к вам - они могут быть справедливыми.

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка

старшего дошкольного возраста

6 лет - теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение

способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям; удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели; начинает осознавать свои переживания;

активно интересуется отношением окружающих к себе; претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях; давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и сообщите ребенку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей «Ребенок и дорога»

Внимание: ребенок и дорога.

Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.

Л. Н. Толстой

Педагоги нашего детского сада задумались над тем, как сделать, чтобы ребята чувствовали себя на улице в безопасности, как научить их правилам поведения на дороге.

Мы решили постоянно вести работу по обучению детей правилам дорожного движения. Используем разные формы.

Понимаем, что научить ребят правильно вести себя на улице невозможно без участия родителей. Естественно, что дети во всем берут пример со своих мам и пап, даже в тех поступках, которые не заслуживают подражания. Если родители будут переходить дорогу на красный свет светофора, то и ребенок сделает так же.

Мы считаем необходимым условием обучение родителями своих детей, быть внимательными и осторожными на улице, знакомить правилами дорожного движения.

Уроки дорожной безопасности для родителей.

Ребенок на руках. Учить его, пожалуй, еще рано. Будьте осторожны – ребенок на руках закрывает вам обзор дороги.

Ребенок в детской коляске. При посадке или высадке из транспорта не забудьте предупредить водителя, потому что в зеркало ему невидно! При движении держитесь правой стороны.

За руку с ребенком. На дороге или рядом с ней не забывайте, что ребенок может попытаться вырваться. И это типичная причина дорожных происшествий. Ребенок чаще пытается вырваться, когда он знает о предстоящем переходе и хочет сделать это раньше, когда он увидел на другой стороне дороги кого – либо из родных, друзей, воспитателей. При переходе внезапно не останавливайтесь, не предупредив ребенка.

Учите ребенка наблюдать. Используйте каждый случай пребывания рядом с ребенком на дороге, чтобы по ходу дела учить его наблюдать, узнавать типичные дорожные «ловушки». Пусть при переходе проезжей части он тоже наблюдает, а не просто доверяет вам. Иначе о привыкнет ходить через проезжую часть не глядя. Не посылайте ребенка бежать впереди вас в конце перехода проезжей части, как делают некоторые родители, это закрепляет все ту же привычку двигаться по проезжей части не глядя.

Ошибки семейного воспитания

Бесконтрольность или безнадзорность– при таком воспитании родители не уделяют внимание ребенку в должной мере, т. к заняты своими проблемами, делами.

Гиперопека– родители слишком опекают и следят за своим чадом. При этом, они все время дают строгие указания и многочисленные запросы.

«Золушка»-это вид неправильного воспитания, характеризуется атмосферой безразличия и холодности, эмоционального равнодушия к ребенку.

Жестокое воспитание– ребенок наказан за любой проступок. Из-за этого он растет в постоянном страхе, что в результате выльется в такую же неоправданную жестокость и озлобленность.

Повышенная моральная ответственность– с раннего возраста ребенку дается установка на то, что он непременно должен оправдать надежды родителей. При этом на него могут возлагаться непосредственные обязанности.

Физическое наказание– самый недопустимый метод семейного воспитания. Такого рода наказание вызывает психические и физические травмы, которые изменяют поведение.

Непонимание особенностей личности ребенка– например, «мама- холерик» постоянно «давит» на сына-”флегматика– копуша». Ребенок просто не может выполнить материнские требования, т. к. такое поведение не присуще его характеру.

Неприятие- начинается с того, что беременность не желанная, либо ребенок родился не то пола, что хотелось. Не достаточно любви. Мама легко вспоминает отрицательные качества, но с трудом «ищет» положительные черты.

Непоследовательность в обращении с детьми– это переход из одной крайности в другую, бесконечные обещания и угрозы, и их невыполнение.

Аффективность– проявление избытком раздражения, тревоги, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и «выливаются» на ребенка.

Доминантность- требование безоговорочной подготовки, приказной тон, навязывание решений, ограничение самостоятельности, использование физического наказания, постоянный контроль над ребенком.

Гиперсоциальность– воспитание «слишком» правильное. В отношениях не хватает тепла, ласки, бояться «испортить» ребенка. Не проявляют любовь открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев…

 

 

 

Консультация для родителей

Вам как его родителям важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские вопросы. Как правильно на них отвечать?

Не всегда надо отвечать на вопросы ребёнка. Не бойтесь сказать ему: « Пока ты мал и не сможешь многое понять. Тебе надо немного подрасти, пойти в школу,  и то...

Консультация для родителей "Детские вопросы: как правильно на них отвечать"

Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя, но и отвечать нужно умеючи....

Консультация для родителей на тему «Детские вопросы и как на них отвечать»

О чем  спрашивают дошкольники и как отвечать на детские вопросы....

детские вопросы и как на них отвечать

рекомендации для родителей как развивать любознательность, познавательные интересы, нравственные качества, отвечая на вопросы дошкольников....