Развитие творческого потенциала детей седьмого года жизни средствами художественно-конструктивного дизайна
презентация для интерактивной доски на тему

Кутузова Любовь Николаевна

Презентация по художественно-конструктивному дизайну для педагогов, сообщение по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческого потенциала детей седьмого года жизни средствами художественно-конструктивного дизайна Автор: Кутузова Любовь Николаевна, воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 29 «Улыбка» Методическое объединение воспитателей подготовительных групп Вязниковского района

Слайд 2

«Творчество – это удел не только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» Л.С. Выготский

Слайд 3

« Творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, ранее не существующие предметы. Способность – природная одаренность, талантливость.» С.И. Ожегов «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки , питающие источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.» В.А.Сухомлинский

Слайд 4

Что такое «дизайн»? «Дизайн» – термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира (Большая Советская Энциклопедия) Это прежде всего творчество, главной предпосылкой к которому является развитие фантазии и воображения Это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды, это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. Дизайн – это необычный взгляд на обычные вещи. Главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму

Слайд 5

Дизайн Дизайн для детей Детский дизайн Создание комфортной материальной среды детской деятельности как «системы материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка» Формируют эстетику среды, окружающей ребенка Стимулируют творчество ребенка Готовят ребенка к жизни в социуме Дизайн-рукоделие: небольшие украшения-аранжировки, выполненные детьми самостоятельно и одномоментно Дизайн-проект: предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности, ориентированный на эстетическую организацию пространств

Слайд 6

Главное для дизайнера нестандартность мышления фантазия умение сочетать цвет и форму воображение

Слайд 7

Почему так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников? развивается наглядно-образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля; развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление; повышается эстетическая культура детей; развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование; Дети получают навыки работы с различными материалами;

Слайд 8

Аппликация Лепка Объединение разных видов детской художественной деятельности в занятиях по дизайну Детский дизайн Ручной труд Рисование Конструирование

Слайд 9

Типы детского дизайна Типы детского дизайна Плоскостной (аппликативно-графический) Пространственный (архитектурно-художественный) Объемный (предметно-декоративный)

Слайд 10

Включает рисунки, мозаики , силуэты (узорные, сюжетные, вырезные), гербарии, аппликации из лоскутов , ниткографию ( изонить ) и т.п. Такие работы используются в играх, в украшениях кукольной одежды, мини пространств и групповых помещений . Используя эти техники, дети могут изготовить простые поделки: закладки для книг, поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, а также поработать над сложными изделиями (панно), которые можно помесить в рамочку и украсить ими группу . Плоскостной дизайн (аппликативно-графический)

Слайд 11

Включает игрушки – сувениры и художественные изделия из природных и искусственных материалов, бумажную пластику, оригами, произведения флористики, украшения для одежды, образцы сервировки стола и убранства помещений. Оригами и спользуются и в театрализованной деятельности. Объемный дизайн (предметно-декоративный )

Слайд 12

Д изайн – аранжировки кукольного и игрового интерьера. Декорации и реквизит для кукольных и детских спектаклей, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов и сухостоя, исполнение поделок в технике декупаж . Пространственный дизайн (архитектурно-художественный)

Слайд 13

Эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и «одомашнивание» детских помещений ). Художественно-декоративную деятельность ребенка , используя его знания и опыт в изодеятельности . Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими. Для успешной дизайн-деятельности с детьми мы организуем:

Слайд 14

Дизайн-техники коллаж тестопластика оригами квиллинг скрапбукинг декупаж Папье-маше граттаж изонить

Слайд 15

тестопластика

Слайд 16

папье-маше

Слайд 17

оригами

Слайд 18

квиллинг

Слайд 19

граттаж

Слайд 20

декупаж

Слайд 21

коллаж

Слайд 22

Результативность Районный конкурс «Твори, твори, маленький художник» - диплом 1 место Всероссийский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты», - конкурсный тур «Мир игрушек-хохотушек» - 2 Диплома лауреатов 2 степени и Диплом 3 степени в номинации «Народное признание», - конкурсный тур «Ребята о зверятах» - Диплом лауреата 1 степени и диплом лауреата «За активное участие»; - конкурсный тур «В чудо-книжках – чудо-звери . открывайте в сказку двери» - Диплом лауреата 1 степени; - конкурсный тур «Мир фантазий, мир мечты встретишь в пластилине ты» - Диплом лауреата 1 степени; конкурсный тур «Кукла дремлет на полу, самолет уснул в углу. Просыпайтесь поскорей, будем мы лепить друзей» - Диплом лауреата 1 степени «Знаешь, в море кто живет? Пластилиновый народ!» - Диплом лауреата 1 степени; Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Ангел вдохновения», конкурсный тур «Это прекрасное чувство…» - 2 Диплома лауреатов 3 степени (из них один принадлежит ребенку-инвалиду) и 2 диплома лауреатов «За активное участие»; 63% детей продолжают свое обучение в школе искусств им. Л. Ошанина , в студиях дополнительного образования Вязниковского района.

Слайд 23

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК- ЛИЧНОСТЬ. ЕГО РАЗВИТИЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КТО РЯДОМ С НИМ

Слайд 24

УСПЕХОВ ВАМ ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Методическое объединение

воспитателей подготовительных групп

 Вязниковского района

Развитие творческого потенциала

детей седьмого года жизни

средствами

художественно-конструктивного дизайна

Исполнитель: воспитатель

подготовительной к школе группы

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 29 «Улыбка»»

КУТУЗОВА  Любовь Николаевна

г. Вязники, 2015 г.

1 слайд.«Развитие

 творческого потенциала детей седьмого года жизни

 средствами художественно-конструктивного дизайна»

2 слайд«Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает,

 комбинирует, создает что-либо новое».

Л.С. Выготский.

В настоящее время, в связи с введением новых Федеральных государственных стандартов для дошкольных образовательных учреждений, актуальна проблема разностороннего воспитания человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

Проблема творческой самореализации личности дошкольника была, есть и остается актуальной, так как развитие воображения – один из компонентов, отражающих готовность ребенка к школе.

3 слайд.       По определению С.И. Ожегова, «творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, ранее не существующие предметы. Способность – природная одаренность, талантливость».

       Психологами доказано, что у человека врожденными являются не  сами способности, а способности к их развитию. Великий педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что «истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Следовательно, необходимо создавать педагогические условия для развития творческой активности детей.      

       Актуальность данной  темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, формирует стереотипность  и лишает самостоятельности,  поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

4 слайд. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству.

«Дизайн» (от англ. «design» - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) – термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира» (Большая Советская Энциклопедия).

«Детский дизайн» - новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. Он определяется специалистами как общественно-полезное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Давыдова Г.Н., Кузнецова Е.А., Лыкова И.А.,  представляющие свои наработки в статьях и периодических изданиях. Их методические рекомендации мы используем в своей практике. В своей работе мы используем материалы о детском дизайне кандидата  педагогических наук Георгия Николаевича Пантелеева.

5 слайд.В своих методических рекомендациях Г.Н. Пантелеев рассматривает два понятия детского дизайна – «дизайн для детей» и «детский дизайн».

Дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной

среды.

Детский дизайн – это непосредственно выполнение работы самими детьми.

Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и

«детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они

формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме.

        В содержание понятия «детский дизайн» Г.Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект».

        «Дизайн-рукоделием» можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно.

        «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн)

Эта тема актуальна для нашего детского сада, т.к. дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

6 слайд.Говоря о ребенке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка-художника. Главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму.  Поэтому в первую очередь мы развиваем у ребенка пространственное воображение, поощряем нестандартное видение окружающего мира.

7 слайд.Вот почему так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников. У детей:

  • развивается наглядно-образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;
  •  развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;
  •  повышается эстетическая культура детей;
  •  развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие.
  •  формируется проектная  культура.

8 слайд.      Дизайн-деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, художественный труд.

9 слайд.Мы подразделили их на типы  детского дизайна.

1 тип –плоскостной (аппликативно-графический)

2 тип - объемный (предметно-декоративный)

3 тип – пространственный (архитектурно-художественный)

10 слайд. Плоскостной дизайн:

Включает  рисунки,  мозаики, силуэты (узорные, сюжетные, вырезные), гербарии, аппликации  из лоскутов ,ниткографию (изонить) и  т.п. Такие работы  используются в играх, в украшениях кукольной одежды, мини пространств и групповых помещений.

Используя  эти техники, дети могут  изготовить простые поделки: закладки для книг, поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, а также поработать над сложными изделиями (панно), которые можно помесить в рамочку и украсить ими группу.

11 слайд.Объемный дизайн:

Включает игрушки – сувениры и художественные изделия из природных и искусственных материалов, бумажную пластику, оригами, произведения флористики, украшения для одежды, образцы сервировки стола и убранства помещений. Оригами используются  и в театрализованной деятельности.

12 слайд. Пространственный дизайн:

Дизайн – аранжировки кукольного и игрового интерьера. Декорации и реквизит для кукольных и детских спектаклей, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов и сухостоя, исполнение поделок в технике декупаж

13 слайд. Для успешной дизайн-деятельности с детьми мы организуем:

- эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и «одомашнивание» детских помещений);

-художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт в изодеятельности;

- наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими;

-делаем  акцент на том, что получилось;

- даем положительную оценку деятельности;

- создаем благоприятный эмоциональный фон, который способствует формированию творческого воображения и мышления.

14 слайд.      А сейчас поговорим о техниках.Существуют такие нетрадиционные техники художественно-конструктивного дизайна: коллаж, граттаж, папье-маше, тестопластика, оригами, скрапбукинг, изонить, квиллинг, декупаж и др.

15 слайд. В нашем ДОУ мы используем такие техники:

Тестопластика – это лепка из соленого теста. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются  легкостью, прочностью.

16 слайд. Папье-маше - не только красивое французское название, но и очень простая техника изготовления различных поделок из кусочков бумаги. Заниматься таким творчеством в детском саду – одно удовольствие.
изделие изготавливают послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную болванку. Полученное изделие грунтуют и раскрашивают.

17 слайд.Оригами для детей - это аппликация, которая с одной стороны  интересна детям, а с другой стороны - сложна. Оригами для детей позволяет не только отвлечь ребенка от чего-либо, но еще и развивает ловкость рук ребят.

18 слайд. Квиллинг - это искусство бумагокручения, которому уже не одна сотня лет. Как показала практика, бумага, обработанная по технике квиллинга, весьма прочная и крепкая. Поэтому, все изделия из нее широко используют в быту. Конечно, к таким сложным поделкам, как поделки в технике квиллинга, мы привлекаем и родителей. Так в нашем детском саду недавно прошел конкурс семейных творческих работ «Метелица», работами с этой выставки мы украсили интерьер детского сада к Новому году..

19 слайд. Техника граттаж в переводе с французского означает «процарапывание» Эта техника у нас очень популярна, т.к. у нее большие художественно-выразительные возможности: проступающий на темном фоне светлый мерцающий подмалевок, который придает работам таинственность и сказочность. Техника граттажа позволяет детям легко выполнять колористические и графические задания, а воспитателям в ходе работы - создавать необычные игровые ситуации.

20 слайд. Декупаж – очень популярная современная техника декорирования различных предметов: от небольших тарелочек и вазочек до вместительных комодов и шкафов. Техника декупажа не очень сложна, но в ней есть приемы, требующие определенных навыков и умений.
Суть техники декупажа заключается в том, что тонкий слой бумаги с декоративным рисунком наклеивается на поверхность декорируемого предмета, создавая при этом иллюзию ручной росписи. Декоративные узоры выпускаются на специальных салфетках для декупажа. Кроме того, узор для декупажа можно вырезать и из обычной бумажной салфетки, из журнала, открытки, этикетки или даже из оберточной бумаги.

21 слайд.Коллаж — сравнительно молодое направление в изобразительном искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage — наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку целое создается из фрагментарного. Фрагментами могут быть фотографии, глянцевые журналы, разноцветная бумага  разных фактур, ткань, фольга, растения, краски, ткани, металлические детали и многое другое.
Коллаж очень интересная техника, она может объединять в себе большинство нетрадиционных техник, в коллаже можно использовать и тестопластику, и граттаж, и изонить, и квиллинг, и многое другое. Все зависит от того, насколько богата ваша фантазия.

22 слайд.Результат работы

Детский дизайн связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды группы, детского сада,  продукты детского дизайн-творчества используются  сразу же в играх и в быту. Поэтому изделиями детского дизайна мы украшаем интерьер детского сада, используем в играх, в праздниках и развлечениях, в детских спектаклях, участвуем в городских и всероссийских конкурсах. Почти все детские работы были высоко оценены и стали лауреатами 1, 2 и 3 степени. В преддверии Нового года в нашем городе проходил конкурс детского творчества «К нам идет Новый год»», в котором дети нашего детского сада приняли самое активное участие. И я с особой гордостью хочу отметить, что в возрастной категории от 3 до 7 лет лучшей признана работа воспитанницы нашей группы Саши Наумовой, также  в другой возрастной категории лучшей признана работа выпускницы нашей группы Алены Акимовой. 63% детей продолжают свое обучение в школе искусств им Л. Ошанина, в студиях дополнительного образования Вязниковского района.


Большое спасибо завнимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование конструктивных игр в развитии творческого мышления детей шестого года жизни

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью воспитания и развития не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у дете...

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения

комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения...

Развитие психических процессов детей седьмого года жизни

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми,...

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Статья о том, как музыкальные произведения влияют на эмоциональную отзывчивость детей...

Методические рекомендации для родителей по развитию памяти у детей седьмого года жизни

Особую роль в формировании памяти у дошкольников играют органы чувств. Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии какого-нибудь события или группы событий, тем прочнее ложатся эти впечат...