Презентация
презентация по теме

Кандейкина Наталья Алексеевна

"Жанровое разнообразие детского фольклора. Воспитательное значение жанров детского фольклора".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный руководитель д/с «Теремок» Кандейкина Н.А. Презентация на тему: «Жанровое разнообразие детского фольклора. Воспитательное значение жанров детского фольклора».

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей. Эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором . Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию: сказки, песни, пословицы, считалки, потешки , жеребьёвки скороговорки и так далее.

Слайд 3

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР Что же такое детский фольклор? В.П. Аникин к детскому фольклору относит : -творчество взрослых для детей; -творчество взрослых, ставшего со временем детским; и -детское творчество в собственном смысле слова». Детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети. Следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых и переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара. Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки), так и в жанрах, разработанных самими детьми (считалки, дразнилки).

Слайд 4

ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА Жанровая система детского фольклора - явление довольно подвижное. В процессе исторического развития одни жанры уходят из детского фольклора, другие, наоборот, приходят в него. В детских фольклор входят произведения, резко отличающиеся друг от друга, как по своей функциональной роли, так и по художественному своеобразию. Одни произведения используются для того, чтобы ребенок быстрее засыпал, другие, напротив - чтобы ребенок смеялся и бодрствовал; одни из них предназначены для организации подвижных игр, другими же дети дразнят своих обидчиков. От функциональной роли произведения во многом зависит его тема, подбор слов и ритмика. Весь репертуар детского фольклора можно разделить следующим образом: -произведения детского творчества (игры-песни, считалочки- попевки , дразнилки, сказочки и другие); -произведения взрослых для детей (колыбельные песни, потешки , сказки, пестушки ); -произведения, заимствованные из фольклорного творчества взрослых.

Слайд 5

В детском фольклоре есть жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички , приговоры, обрядовые песни. Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Он представлен героями эпоса, сказками, многочисленными произведениями малых жанров» «Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом , вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно» «В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки , пестушки , прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров»

Слайд 6

Колыбельные песни . «Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные — идет от основы колебать (колыхать, качать, зыбать ). Отсюда же — колыбель, коляска, народном обиходе было и название «байка» — от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)» Её назначение или цель – усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Колыбельная "Баю-баюшки-баю" Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок, Под ракитовый кусток; Там птички поют, Тебе спать не дадут. Частый персонаж в колыбельной песне – кот, фантастические персонажи – Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами-антропоморфизм. Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящего поколения. Чем ниже возрастной ценз, тем выше удельный вес фольклорных заимствований и песен литературного происхождения. Молодое поколение пестуний редко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется традиционными. На наших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания жанра.

Слайд 7

Потешки . Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговоры, организующие эти забавы. Еду-еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке, По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом вдруг ... в яму! Бух! Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, бытовые назначения, эмоционально – мелодическая основа совершенно иные». Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. «Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек взрослые вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания».

Слайд 8

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку, Кто её возьмёт – Тот и вон пойдёт У считалок две главные особенности, во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция. Загадки служили средством проверки мудрости. « Педагогическая ценность загадок видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, внимание глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определённость мышления и силу воображения. – Это, так сказать, педагогические предпосылки загадок»

Слайд 9

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд – ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных… Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот — задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке, Волки на кобыле, львы — в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, жаба — на метле. Едут и смеются, и пряники жуют!

Слайд 10

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народного фольклора. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. В настоящее время в фольклористике многое сделано в области изучения жанра волшебной сказки, ее генезиса, истории, поэтики, стиля, особенностей бытования и т.д. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Молчанки и голосянки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") связаны с одноимёнными святочными играми. Вот пример современной молчанки, ставшей вполне самостоятельной игрой: Тише, тише, Кот на крыше, А котята еще выше! Кот пошёл за молоком, А котята - кувырком! Кот пришёл без молока, А котята: "Ха-ха-ха!

Слайд 12

Песенный жанр- Частушка . Одни ученые считают, что частушка (припевка, пригудка , коротушка ) родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Бесспорно одно, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества. В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством. Пример русской народной частушки : Ай да серенький коток Пошел к речке под мосток, В воду хвостик опустил, Кошкам рыбы наловил! Как по саду-огороду Любит козочка гулять. После этого похода Урожая не собрать! Различные русские народные частушки, песенки, игры знакомят чадо с окружающим миром. Рифма с ритмом вызывают интерес, слыша мелодию ребенок пританцовывает и учится контролировать свои движения, повторение песенок развивает речевой аппарат, происходит привыкание к звучанию родного языка. Ощущая радость дети перестают бояться. Плюс у малыша появляется чувство эстетики.

Слайд 13

Детский фольклор — одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

Слайд 14

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖАНРОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА «Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Это высказывание характеризует одну из целей музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Думаю, что серьезную помощь в этом может оказать и обращение к детскому музыкальному фольклору. Интересное содержание народного творчества, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Знакомство детей с музыкальным фольклором, развивает у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитываю художественный вкус, а также многому учит: у детей развивается речь, обогащаются знания о природе, формируются нравственные привычки. Ведь народное творчество несет в себе складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений. В них мужчина-«орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее - «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой.

Слайд 15

Не могу не отметить, что целый пласт народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, частушки, потешки , прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Народная педагогика берет начало в колыбельной песне - первых мелодиях, первых музыкальных впечатлениях ребенка. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного значения - успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью. Воспитательная функция колыбельных выражается в том, что малыш вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках - любви к родному человеку, доброте, честности. Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному. Народная поэзия, народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Крупнейшим исследователем детского фольклора был Георгий Семенович Виноградов. Он выделял пять основных разделов детской народной поэзии: 1) игровой фольклор; 2) потешный фольклор; 3) сатирическая лирика; 4) бытовой фольклор; 5) календарный фольклор . Михаил Никифорович Мельников выделил еще один раздел - поэзию пестования .

Слайд 16

Одной из задач народной педагогики является воспитание доброты и любви к людям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, видящим свои недостатки, не осуждающим других, способным к сопереживанию. Эти качества почти утеряны современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, по моему мнению, которое нуждается в реабилитации, и в этом плане музыкальный фольклор не оценим. Например, предлагаемая детям для инсценирования песня «Как на тоненький ледок», лучше всяких занятий по этике служит воспитанию доброты и стремления помогать людям. Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей: укрепляется мышечный аппарат, развивается пластика, моторика, чувство ритма, координация движений. Многие русские народные подвижные игры полюбились детям, среди них: «Ворон», «Гори ясно», «Колобок», «Золотые Ворота», «Плетень». В раннем возрасте основным педагогическим средством формирования личности является игра. Игра соответствует природе ребенка. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «Мы на луг ходили», « Козынька », «Ай, Весна-красна, тепло летечко » или « Земелюшко -чернозем», «А я по лугу», «Ходит Ваня», «Сидит Яша»), а также путем соединения 2-3 песен.

Слайд 18

Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции, в которых дети не просто слушатели, а участники и постановщики. В таких играх развитие способностей и формирование личностных качеств, происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Думаю, что ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Фольклор — источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека. В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Слайд 20

Заключение Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки , скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...