консультация для педагогов и родителей
консультация по теме

Кузьнарская Евгения Петровна

 

«Художественная литература как средство воспитания этических норм  у детей старшего дошкольного возраста».

Кузьнарская Е.П.,

воспитатель

МАДОУ  ДС № 34

г. Нижневартовск, Тюменской обл. 2015.

        

Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая  должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы.

  Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем: воспитания начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общения, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине. Особенно важной задачей является воспитания у детей трудолюбия, проявляющегося, в устойчивом желании и умении трудится.

В работе по нравственному воспитанию используется ряд методов, которые направлены на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, сюжетно – ролевые игры, разбор проблемных ситуаций и интегрированные занятия.

Можно использовать также другие методы: вопросы к детям, побуждающие к ответу («Что бы ты сделал, как поступил, если бы… мальчик упал и расшиб ногу?»; «Что бы ты показала знакомой девочке, если бы она приехала в твой родной город в гости, куда бы ее повела?»); рассматривание картинок, на которых изображены различные ситуации и т.п. Методы этой группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей.

В связи с усвоением во время бесед, чтения книг приобретаются первые понятия о моральных качествах (например, правдивость, справедливость, скромность, взаимопомощь, трудолюбие). Таким образом, рекомендуется подбирать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, литературу, где  дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные чувства.

Знания дошкольников о нравственных нормах, собственные жизненные наблюдения часто бывают неполными, разрозненными. Поэтому я составила свою систему работы по формированию нравственных качеств с помощью художественной литературы. В своей работе я использую разные формы работы: рассказ воспитателя из личного опыта,  различные этические беседы, чтение художественной литературы,  драматизация, обсуждение сказочных литературных героев, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации,

словесные, настольно – печатные, дидактические игры и упражнения.

Подбирая литературу, я учитываю тот факт, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, я обращаюсь к классической русской, к отечественной, зарубежной литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А.А. Блока, С. А. Есенина; из переводных авторов – Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Я считаю, что нравственное воспитание будет осуществляться особенно успешно, если дети смогут осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший»), то я помогаю им выделить главное качество персонажа и обосновать свою оценку.

     Например, для вечернего чтения: С. Михалков «Как друзья познаются», Л. Толстой «Лев и собачка», Е. Пермяк «Надежный человек», В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Ушинский «Сила – не право», А. Гайдар «Чук и Гек» и др. данные произведения использую для того, чтобы  продолжить разговор с детьми о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде.

Для воспитания у детей гуманного отношения к животным дополнительно использую такие произведения как: Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», А. Куприн «Белый пудель», М. Горький «Воробьишко», рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина.

Б. Житков «Почта», С. Сахарнов «Два радиста», С. Баруздин «Морской кортик», Т. Горская «Колин папа», Э. Цюрупа «Олешек», И. Туричин «Человек заболел» - эти произведения используются для воспитания у детей гражданских чувств, смелости, гордости за героические дела, совершаемые детьми.

    Формируя у детей представления о правдивости, доброте, справедливости я предлагаю детям прослушать такие рассказы как Л. Толстого «Косточка»; Н. Носова «Фантазеры» и др.

С первой встречи ребенка с книгой я воспитываю уважительное отношение к ней. Объясняю детям, что книга – одна из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Благодаря ним мы узнаем о жизни разных народов. Книги рассказывают нам о природе и о животных, о том, что было давно, когда нас небело на свете. Книги нас учат, забавляют, радуют.

В нашей группе, мы используем такие правила:

- прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли руки;

- книгу читают и рассматривают за столом;

- бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивая палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится; поведение детей побуждает меня использовать шутливый тон. Серьезность, строгость, категоричность, замечания, я использую тогда, когда ребенок плохо поступил.

     Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки может осуществиться на занятии непосредственно перед чтением (рассказыванием) или же накануне. Я использую самые разные приемы:

- в книжный уголок помещаю новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить, что это за книга (сказка, рассказ, стихотворение), о чем она. В начале занятия расспрашиваю воспитанников об их предположениях, хвалю за наблюдательность; называю произведение;

- показываю предметы, о которых упоминается  в сказке и, которые дети не знают, называю, объясняю назначение;

- предлагаю, ориентируясь на название сказки, угадать, как начинается и чем заканчивается. Слушая произведение, дети сверяют предложенные ими варианты с оригиналом.

После чтения (рассказывания) важна беседа по содержанию произведения. Для лучшего усвоения содержания сказки и запоминания детьми текста использую следующие приемы:

- вопросы;

- рассматривание иллюстраций к произведению;

- демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои сказки, различные эпизоды;

- словесные зарисовки. Предлагаю детям вообразить себя художниками – иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке. Заслушивая высказывания, задаю уточняющие вопросы;

- чтение отрывков из текста по заявкам детей.

В группе я провожу с детьми этические беседы, помогающие им освоить нормы и правила нравственного поведения. Это помогает мне убедить детей в необходимости выполнения таких норм, научить  выделять нравственную сторону, осмыслить собственный образ Я.

          Задачи этической беседы заключаются в следующем:

- формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;

- развитие способности оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников, литературных героев и др.;

- развитие умения использовать правила нравственного поведения.

Материалом для бесед могут служить конкретные факты из жизни детей и взрослых, образы художественной литературы. В ходе бесед дети получают знания не только о нравственных нормах и соответствующих им поступках, но и о внутреннем мире человека, его переживаниях и мотивах поведения. Яркие художественные образы эмоционально воздействуют на ребенка, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Использование юмористических произведений в повседневной жизни создает определенный эмоциональный настрой в группе, вызывает у детей добрые чувства, желание уступить друг другу.

Беседы о сказках «Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, рассказе «Серая Звездочка» Б. Заходера и т. п. помогают формированию у детей чувства доброжелательности по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

    Все это помогает дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый», «аккуратный», «заботливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников. Таким образом, дети в дальнейшем усвоят те нравственные ценности, которые поощряются обществом. На этой основе у них сформируются зачатки общественного мнения.

      

 

Литература:

1.     Гурович Л.М., Берегова Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

2.     Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника: М.: 2003.

3.     Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М.: 2000.

4.     Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/ Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: 2002.

5.     Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: 2003.

6.     Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: 1989.

7.     Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. А.М. Виноградовой.- М.: 1989.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...