Главные вкладки

    Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
    консультация на тему

    Асоян Наталия Петровна

    Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx17.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные формы взаимодействия с родителями  в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ.

     Асоян Н.П.,

    воспитатель МБДОУ № 37

    В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами встает вопрос о поиске новых форм  психолого-педагогического взаимодействия с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.

    Семья с  ребенком ОВЗ  находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это накладывает отпечаток на процесс его воспитания. Специфика отношений с таким ребенком может усугубить его недоразвитие. Поэтому каждой семье необходима психолого-педагогическая помощь, которая должна быть направлена на коррекцию ресурсов в семье, обеспечить эффективные подходы по воспитанию, обучению и развитию ребенка с ОВЗ.

    МБДОУ №37 г. Армавира Краснодарского края имеет опыт работы с семьями воспитывающими детей с ОВЗ.

    В нашем ДОУ инклюзивная практика осуществляется путем непосредственного включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Так дети, с ранним детским аутизмом (РДА) и дети с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ) посещают группы общеразвивающей направленности.

    В ДОУ дети с ОВЗ и их семьи находятся в тесном взаимодействии с воспитателями, учителями-дефектологами, логопедами, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физическому развитию.

    Педагогический коллектив определил следующие задачи в работе с семьями имеющими детей с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования:

    - сопровождать ребенка с ОВЗ и его семью в их жизненной среде;

    - создавать условия для образования ребенка с ОВЗ в нашем ДОУ с учетом организации образовательной, предметно-развивающей среды;

    - социализировать ребенка с ОВЗ и его семью;

    - использовать все доступные методы и приемы с сотрудничеством с семьей в вопросах развития и образования ребенка, оказание помощи в подборе специальной психолого-педагогической литературы, развивающих, коррекционных, образовательных заданий.

              Своей педагогической находкой,  гордостью мы считаем созданный нами клуб «Семейное счастье», который  посещают 40 человек.  Это родители детей из «Патранажной группы» , группы кратковременного пребывания, родители , посещающие консультативный пункт и  родители бывших выпускников.  

              Встречи в клубе  проводятся 2 раза в месяц по трем направлениям:

    1.Оптимизация семейных отношений, развитие социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

    2.Формирование навыков конструктивного взаимодействия с ребенком.

    3.Развитие уверенности в себе.

    Руководитель клуба « Семейное счастье»  старший воспитатель Кузнецова В.В. ,организаторы клуба –все узкие специалисты.

    Частыми гостями клуба  являются специалисты психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования  города.

                На заседаниях клуба родители делятся своим опытом, задают вопросы, обыгрывают ситуации. Участники клуба оказывают  друг другу практическую помощь  и эмоциональную поддержку.

                Важнейший  эффект такого клуба в том, что помогая другому родитель помогает себе. Он начинает понимать , что его собственный опыт также очень ценен и может сыграть большую роль в жизни другого человека.

     Взаимодействие членов клуба в большинстве случаев, не ограничивается совместными встречами и мероприятиями. Они общаются друг с другом и с педагогами по телефону, на интернет форумах, встречаются в неформальной обстановке.

     Мы заметили, что родители, которые посещают   клуб « Семейное счастье» , более адекватно  относятся к проблемам собственного ребенка и своим внутрисемейным проблемам, больше доверяют нам и прислушиваются к  рекомендациям , соответственно повышается эффект помощи оказываемой  семьям имеющим ребенка с ОВЗ специалистами.

                 Практика нашего ДОУ по обучению детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА) составляет 12 лет. Педагоги нашего ДОУ стараются помочь родителям принять своего ребенка, сформировать реалистический взгляд на дефект ребенка, научиться ценить и любить его.

              Своей маленькой , но интересной находкой мы считаем  созданный нами дневник достижений  семьи , воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом под названием  « Планета успеха».

    Это яркий , красочный дневник , который создается руками родителей, детей и  педагогов .

    На его страницах   отражаются даже самые, казалось бы , незначительные достижения :  папа  впервые вместе  с ребенком- аутистом сходил  в магазин, воспитатель установил контакт с ребенком аутистом через  «фотообьектив»,  ребенок сам застегнул босоножки.

    Дневник « Планета успеха» самая интересная  и любимая книга о себе, своей семье, своих успехах. Эта «волшебная книга» становиться гордостью семьи и воспитателей.

    Необходимо подчеркнуть,  что педагогическое сопровождение семей , воспитывающих ребенка с синдромом «ранний детский аутизм»  в нашем детском саду  направлено   , прежде всего на поиск срытых ресурсов семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе условий для активизации социальной позиции родителей и восстановления социальных связей.

    Семья и группа детского сада – первые социумы, которые готовят ребенка к дальнейшей жизни в обществе.

    Мы предлагаем родителям совместно с детьми посещать общественные места: аптеки, магазины, рынок, спортивные детские площадки и подкреплять совместные походы в «свет» фотоматериалами. В процессе  наблюдения за родителями и детьми мы увидели положительные изменения в взаимоотношениях, у родителей уменьшилась тревожность, переживания, появился интерес к окружающему миру, готовность активно решать проблемы семьи и ребенка, позитивно смотреть в будущее.

    При выборе форм взаимодействия с семьями воспитанников мы помним, что родители должны постоянно совершенствовать практические воспитательные навыки. Очень актуальны вопросы адаптации ребенка к условиям инклюзивного обучения, поэтому мы стараемся расширить формы взаимодействия с родителями проводя:

    - дни открытых дверей (один раз в полугодие);

    - создавая страницы в социальных сетях «Полезные советы»;

    - он-лайн консультирования «Путеводитель для родителей».

    Общение с родителями в социальных сетях без постороннего присутствия, в удобной домашней обстановке, позволяют нам лучше узнать  родителей и детей в различных бытовых ситуациях, помочь преодолеть негативные проявления в поведении детей, узнать ребенка и родителей с разных позиций.

             За время нашей работы  с детьми  с ОВЗ сложилась система  сопровождения ребенка и семьи не только в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении , но и после их поступления в школу. Так  наши выпускники обучаются в общеразвивающих  школах  коррекционных классах . Мы поддерживаем отношения  с выпускниками и дружим с семьями . Родители не только   делятся достижениями   и успехами своих детей , но и обращаются за помощью в трудной ситуации, приглашают на семейные праздники.

      Мы уверены, что наши выпускники и их родители продолжают общаться с нами  потому что видят в нас своих друзей, помощников , соратников и наши формы работы являются эффективными.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Из опыта работы о психологических клубах как эффективной форме психокоррекционного воздействия на дошкольников в условиях инклюзивного образования"

    В данной статье идет речь о том, как оптимизировать инклюзивную среду в детском общеобразовательном учреждении. Представленный инновационный опыт работы педагога-психолога базируется на интегра...

    Консультация для педагогов ДОУ. «Современные формы взаимодействия с семьей»

    О сотрудничестве дошкольного учреждения с семей воспитанников, рассматриваются  разные методы и формы работы,...

    консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

    Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...

    Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"

    Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования...

    Консультация для педагогов: "Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями"

    Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами обучения детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильне...

    Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"

    На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...

    Консультация для педагогов ДОУ "Моделирование, наблюдение и дидактические игры в экологическом образовании дошкольников"

    Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы вос...