Комплексы пальчиковой гимнастики
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бугрова Августа Леонидовна

Развитие тонких движений пальцев обеих рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_palchikovoy_gimnastiki.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

                           Комплексы пальчиковой гимнастики.

                                 Методическая разработка (для детей младшего дошкольного возраста)

Цель: «Развитие тонких движений пальцев обеих рук»

 Задачи: Улучшать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие.

-Поддерживать тонус и работоспособность коры головного мозга.

-Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость. Формировать игровую и учебно-практическую деятельность.

-Вырабатывать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

                                        Комплекс 1.

1. «Птички летят»

2. «Птички клюют» - большой палец поочередно соединяется с остальными пальцами.

3. «Гнездо» - пальцы обеих рук округлить и соединить  в форме чаши.

4. «Птички прячутся»- сжимание и разжимание пальцев.

5. «Дети бегут наперегонки» - движения как в 4 упражнении, но выполняют обе руки одновременно.

Потешка- «Пальчик-пальчик»

-пальчик- пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел

С этим братцем песни пел.

                                            Комплекс №2

1.Пальчики здороваются - кончики большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

2. «Флажок»- большой палец вытянуть, остальные соединить вместе.

3. «Птички»- постучать всеми пальцами по столу.

4. «Слоненок »средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный-ноги, слоненок идет по столу.

5.Корни растения - прижать руки тыльной стороной друг к другу и опустить пальцы вниз.

6.Игра – потешка « Этот пальчик»

                                           Комплекс №3.

1. «Коза» - двумя пальцами делаем ребенку козу.

2. «Котята»

3. «Очки»- соединяем между собой, округляем указательный и большой палец, остальные не сгибаем.

4. «Зайцы» - вытянуть средний и указательный палец.

5. «Деревья»- поднять обе руки ладонями вперед

Потешка – «Белка»- Сидит белка на тележке, продает она орешки. Лисичке –

Сестричке,  воробью, синичке, мишке – толстопятому, заиньке усатому.

(левой рукой , загибаем пальцы правой руки).

Комплекс №4.

1. «Разбежались пальчики»- вытянув руки вперед, разъединить все пальцы в стороны.

2. Указательным пальцем правой руки вращать вокруг (затем левой руки).

3. «Человечек»- указательные и средние пальцы обеих рук бегут по столу.

4. «Лодочка» - концы пальцев направлять вперед, руки прижать ладонями друг другу, слегка приоткрытыми.

5. «Ладошка-кулак»

6.Игра – потешка: «Этот мальчик прыг в кровать», «Пассажиры в автобусе»(скрещенные пальцы обращены вниз ,тыльные стороны).

                                 Комплекс №5.

1.Руки здороваются (большой палец соединяется поочередно со всеми).

2.СТОЛ-у стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение руки: правая рука в кулаке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет.

3. «Елка» - елка быстро получается, если пальчики сцепляются. Ладошки ты подними – пальчики ты разведи.

 4. «Очки»    - бабушка очки надела и внучонка разглядела.

5. «Лиса и заяц»  - лиса крадется, все пальцы медленно по столу  шагают. Заяц убегает – перебирая пальцами быстро двигаться назад.

ИГРА -  ПОТЕШКА – «НУ-КА БРАТЦЫ ЗА РАБОТУ».

                                              Комплекс №6.

1. «Петушок» - стоит весь яркий,  гребешок он чистит лапкой. Ладони вверх, указательный палец опирается, на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

2. «ДОМИК»  - Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию( труба, балкон).

3. «Зайки и уши» - Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих  зайчат (пальчики в кулачок, выставить вверх указательный и средний вперед и ими пошевелить).

4. «Человечек» - Указательный и средний бегают по столу.

Потешка «По грибы» - попеременно сгибать пальчики, начиная с мизинца.

                                                Комплекс №7.

1. «Лодочка» - лодка плывет по реке,  оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

2. «Пальчики прячутся» - сжимаются и разжимаются кулачки.

3. «Пальчики здороваются» - попеременно 1,2,3,прикасаться к большому пальцу, указательному, среднему, безымянному.

4. «Пальчики разбежались»

Потешка »Алые цветы» - ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка. Производятся покачивания головой.

Наши алые цветы распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

                                                  Комплекс №8.

1. «Птичка в гнезде» - птичка крылышками машет и летит себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

2. «Кошка» - А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь ее в подушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

3. «Мишка» - мишка серенький сидит и бумажкой все шуршит.

Средний, безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты, прижаты к среднему и безымянному пальцам.

4. «Пальцы – музыканты» - пальцами по очереди перебирать, имитируя игру на клавишах.

                                              Комплекс №9.

1. «Домик» - соединить подушечки пальцев обоих рук, а ладони под углом. Большие пальцы плотно прижаты.

2. «Деревья» - пальцы рук широко развести в стороны.

3. «Гнездо» - пальцы левой руки полусогнуты ,большой палец соединить с указательным и средним .Пальцами правой руки обвить левую руку, так чтобы указательный лег на указательный, а большой на большой.

4. «Лучики» - скрепить пальцы и расставить их.

5. «КОЗА» - мизинец и указательный выдвинуть вперед, остальные согнуть.

6. «ОВЕЧКА» - движения повторить.

7. «СОБАКА» - У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно спускается и поднимается.

                                   Потешка – «ПРЯТКИ» (сжимание и разжимание ладонь рук).

В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, так головки убирали.

                                              Комплекс №10.

  1. «Зайчик» - указательный и средний вытянуть вперед ,остальные согнуть.
  2. «ПЕТУШОК» - помахать пальцами ка крыльями.
  3. «ВОЛК И ЛИСА» - Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою, два пушистеньких хвоста.

ВОЛК - делаем пароходик, большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде  лодочки верхнюю и нижнюю челюсти.

ЛИСА  - выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы были острее. Большие пальцы чуть сгибаем, фигурка вытекает из другой.

Потешка «СОРОКА»

                                    Комплекс №11.

1. «ЛАДОШКИ» - предложите детям положить ладони на стол: на счет один – развести пальцы врозь, на два – соединить их вместе.

2. «ЛАДОШКА  - КУЛАЧОК – РЕБРО» - на счет один дети кладут ладошки на стол, на два – сжимают в кулачок, на три – ставят на ребро.

3. 2ПАЛЬЧИКИ  ЗДОРОВАЮТСЯ» - на счет 1-2-3-4-5 дети соединяют пальцы обеих рук, соответственно большой с большим, указательный с указательным и т.д.

4. «ЧЕЛОВЕЧЕК» - указательный и средний пальцы левой и правой руки бегают по столу, изображая движения человека.

5. «БЕГ НА ПЕРЕГОНКИ» - дети выполняют движения 4 упражнения, но двумя руками одновременно.

Потешка -  Пальчик – пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел (дети показывают большой палец и как бы обращаются к нему, затем прикасаются к нему кончиком всех пальцев поочередно, начиная с указательного).

 

                                               Комплекс №12.

1. «ПЧЕЛА» - дети вращают по кругу указательным пальцем  левой руки, затем вращают по кругу указательным пальцем правой руки.

2. «ПЧЕЛЫ» - то же упражнение выполняется двумя руками одновременно.

3. «ЛОДОЧКА» - дети соединяют ладони рук лодочкой, плотно прижимая кончики пальцев.

4. «СОЛНЕЧНЫЙ  ЛУЧ» - дети скрещивают пальцы левой, правой руки, поднимают руки вверх, а затем растопыривают пальцы.

ИГРА – ПОТЕШКА – «ЭТОТ ПАЛЬЧИК» - Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать.  Этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж уснул. Тише пальчик не шуми, братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора (дети произносят слова и загибают по очереди пальцы левой и правой руки, начиная с мизинца). В конце обращаются к пальцу, и разгибают все остальные.

    Список использованной литературы.

1. Новотворцева « Учимся писать, обучение грамоте в детском саду».

2. Говрина С.Е., Кутевина Н. М.» Развиваем руки – чтобы учиться и писать и красиво рисовать».

3. Е. Синицына »Умные пальчики»

4. Н.Д.Сорокина «Играем в кукольный театр».

5. Журналы «Обруч», Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы пальчиковой гимнастики

В статье даны 10 комплексов пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста...

Комплексы пальчиковой гимнастики по месяцам (для воспитанников старшей группы, месяц - октябрь)

Весьма интересная и полезная разработка пальчиковой гимнастики по месяцам....

Комплексы пальчиковой гимнастики на основе народных пальчиковых игр

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ. Каждый комплекс разучиваетс...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...